г. Челябинск |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А76-20932/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Титовой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гридиной Натальи Сергеевны на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2018 по делу N А76-20932/2017 (Свечников А.П.).
В судебном заседании приняли участие представитель:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - Малуха Галина Ивановна (удостоверение, доверенность N 05-1-07/21399 от 29.12.2017).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гридиной Наталье Сергеевне (далее - заинтересованное лицо, предприниматель) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 88 615 руб. 92 коп., пени в сумме 3 923 руб. 47 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Надымском районе Ямало-Ненецкого Автономного округа (далее - ГУ УПФР в Надымском районе ЯНАО), Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Еткульском районе Челябинской области, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2018 (резолютивная часть решения объявлена 05.02.2018) заявленные требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Гридиной Наталье Сергеевне в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 88 615 руб. 92 коп., пени в сумме 3 923 руб. 47 коп.
Также с индивидуального предпринимателя Гридиной Натальи Сергеевны в доход Федерального бюджета Российской Федерации взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 702 руб.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на отсутствие задолженности по уплате страховых взносов за 2014 год и своевременной их оплате, ссылаясь на наличие тому доказательств.
До судебного заседания заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании объявлен перерыв до 11.04.2018 14 час. 40 мин.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились. Грилина Н.С. направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Заинтересованным лицом к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы с ходатайством об их приобщении: копия письма Управления ПФР в Надымском районе N 178/11 от 29.01.2018, копия письма Управления ПФР в Надымском районе N 394/11 от 13.02.2018. Ходатайство о приобщении данных документов в отсутствие возражений со стороны Фонда удовлетворено.
Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве страхователя состоит на учете в пенсионном фонде.
Согласно отчетности по форме РСВ-1 у ответчика имеется задолженность по страховым взносам.
В связи с неисполнением обязанности по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов за 2014 года у предпринимателя образовалась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 88 615 руб. 92 коп, пени в сумме 3923 руб. 47 коп.
На основании неисполнения заинтересованным лицом обязанности по уплате страховых взносов ГУ-УПФР в Надымском районе ЯНАО выставлено уточненное требование N 531 от 21.01.2016 об оплате указанной задолженности в срок до 08.02.2016 (л.д. 7).
Указанное требование направлено предпринимателю 22.01.2016 посредством почтовой связи (л.д. 7-8).
В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование налоговым органам, ГУ-УПФР в Надымском районе ЯНАО всю необходимую документацию по задолженности ответчика передало Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области для принятии мер по принудительному взысканию задолженности.
Поскольку в добровольном порядке сумма задолженности по страховым взносам и пени предпринимателем не оплачена, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности и подверженности наличия задолженности у заинтересованного лица по уплате страховых взносов и наличии оснований для восстановления срока на подачу заявления.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
Частью 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
Согласно частям 1, 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Как верно отмечено судом первой инстанции, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Таким образом, налоговые органы уполномочены обращаться в суд с заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета, помимо прочего расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В силу частей 5, 6 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Частью 4.1. статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае прекращения плательщиком страховых взносов предпринимательской либо иной профессиональной деятельности после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для обращения налогового органа с требованиями к предпринимателю о взыскании обязательных платежей и санкций послужило выявление несвоевременной уплаты страховых взносов, о чем составлено требование от 21.01.2016 N 531 (л.д.7). Также налоговым органом представлен расчет страховых взносов.
Согласно указанному расчету и требованию, в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии составила 88 615 руб. 92 коп. с расчетным периодом с 01.01.2014 по 23.09.2014, пени 3 923 руб 47 коп.
Требование от 21.01.2016 N 531 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, направленное в адрес предпринимателя, не исполнено.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с предпринимателя обязательных платежей и санкций. Между тем, при вынесении решения, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
При этом порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен положениями части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которыми размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется исходя из величины дохода, фактически полученного ими за расчетный период.
Нормы Закона N 212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.
В связи с этим отказ территориальных органов ПФР в проведении перерасчета суммы страховых взносов, исчисленной исходя из 8 МРОТ, после получения из налоговых органов соответствующей информации о фактически полученном доходе плательщика, независимо от того, в каком расчетном периоде поступила упомянутая информация, нарушает право плательщиков страховых взносов на определение действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы ПФР независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма части 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах.
При этом в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, налоговые органы продолжают процедуру взыскания задолженности по страховым взносам, начиная с меры, следующей за мерой, примененной государственными внебюджетными фондами.
В силу части 8 статьи 22 Закона N 212-ФЗ в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
Как следует из материалов дела, сумма страховых взносов, взыскиваемых уполномоченным органом в соответствии с требованием от 21.01.2016 N 531 за 2014 год рассчитывалась исходя из отсутствия информации о представлении отчетности в налоговые орган (л.д. 7).
При этом установлено, что 23.09.2014 заинтересованным лицом деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена.
Предпринимательская деятельность заинтересованным лицом в 2014 году осуществлялась на протяжении 8 полных месяцев.
В адрес предпринимателя направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 03000340059402 от 01.10.2014. Согласно направленному требованию по состоянию на 01.10.2014 у предпринимателя числится задолженность по страховым взносам (недоимкам), пеням, штрафам в сумме 18 877 руб. 43 коп, в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 12 659 руб. 42 коп, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 483, 19 руб, а также пени.
20.05.2016 мировым судьей судебного участка N 3 Надымского судебного района вынесен судебный приказ N 2а-2406/03-2016 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Надымском районе ЯНАО о взыскании с Гридиной Натальи Сергеевны задолженности по страховым взносам и пеням.
11.01.2017 определением мирового судьи судебного участка N 3 Надымского судебного района судебный приказ отменен.
11.07.2017 заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области.
Однако, при обращении с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, заявитель не учел, что 29.04.2016 предпринимателем была подана уточненная налоговая декларация на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за период 2014 года, которая принята налоговым органом, о чем имеется соответствующая отметка (л.д. 33-43).
Согласно листу "В" налоговой декларации доходы, полученные от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики за отчетный периоды равны 0.
Следовательно, руководствуясь положениями Закона N 212-ФЗ, налоговый орган обязан передать соответствующую информацию в пенсионный фонд, а пенсионный фонд в свою очередь обязан пересчитать сумму страховых взносов, направив впоследствии уточненное требования в адрес плательщика страховых взносов.
С учетом направления налоговой декларации предпринимателем, обязательства предпринимателя по уплате страховых взносов должны определяться следующим образом:
на страховую часть пенсии: 5554 руб. (МРОТ на 01.01.2014)*26%*8+5554*26%*23/30 = 12569,42 руб
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: 5554*5,1%*8+5554*5,1%*23/30=2483,19 руб.
Из приведенного следует, что при наличии у заинтересованного лица задолженности по страховым взносам и подаче декларации в налоговый орган, обязательства предпринимателя по уплате страховых взносов должны быть равны: 12569,42 руб. - на страховую часть пенсии; 2483,19 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что в 2014 году, после прекращения заинтересованным лицом предпринимательской деятельности, в его адрес ГУ УПФР в Надымском районе ЯНАО направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 03000340059402 от 01.10.2014 (л.д. 71).
Согласно требованию, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляет 12 569,42 руб, на обязательное медицинское страхование 2483,19 руб, а также начислены пени на недоимку.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период, рассчитанные в соответствии со ст. 14 настоящего Закона уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Из указанного следует, что в связи с прекращением заинтересованным лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 23.09.2014, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 03000340059402 от 01.10.2014 направлено индивидуальному предпринимателю в целях взыскания задолженности по страховым взносам именно за 2014 год.
В обоснование отсутствия задолженности заинтересованным лицом в материалы дела представлены копии чек-ордеров, подтверждающие факт исполнения предпринимателем обязательств по полной и своевременной уплате страховых взносов за 2014 год (л.д. 72-74).
Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
Таким образом, у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя обязательных платежей и санкций, так как заинтересованным лицом оплата произведена в 2014 году после прекращения предпринимательской деятельности.
Фактически удовлетворение требований заявителя привело бы к двойной уплате и неправомерному отчуждению части имущества страхователя.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с заинтересованного лица обязательных платежей и санкций противоречит материалам дела и материальным нормам, решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Заинтересованным лицом при подаче жалобы по чек-ордеру от 26.02.2018 уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обжаловании судебных актов по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина составляет 1500 рублей для юридических лиц и 150 рублей для физических лиц (пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 руб. подлежит возвращению заинтересованному лицу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2018 по делу N А76-20932/2017 отменить.
В удовлетворении требований Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 88 615 руб. 92 коп, пени в сумме 3 923 руб. 47 коп отказать.
Взыскать с Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской в пользу индивидуального предпринимателя Гридиной Натальи Сергеевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 702 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в пользу индивидуального предпринимателя Гридиной Натальи Сергеевны государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 150 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Гридиной Наталье Сергеевне из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2850 руб., излишне уплаченную чек-ордером от 26.02.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.