город Омск |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А81-9719/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2939/2018) Администрации города Лабытнанги на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2018 по делу N А81-9719/2017 (судья Воробьёва В.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Администрации города Лабытнанги (ИНН 8902002956, ОГРН 1028900555375) к публичному акционерному обществу "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) о взыскании 237 858 рублей 62 копеек,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (ИНН 7728262893, ОГРН 1027728000871),
установил:
Администрация города Лабытнанги (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 30.07.2013 N ЯНО-Л-02-8210 за период с 01.10.2015 по 30.09.2017 в размере 213 799 руб. 39 коп. и пени за просрочку исполнения обязательства по внесению арендной платы за период с 11.04.2015 по 31.07.2017 в размере 24 059 руб. 23 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс", третье лицо).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2018 по делу N А81-9719/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить иск в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), которым в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения относительно размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, был принят после заключения договора аренды, в связи с чем не распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, основанных на этом договоре аренды. Кроме того, истец отмечает, что судом первой инстанции ошибочно применены правила пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
От ПАО "Газпром" и ООО "Газпромтранс" поступили письменные отзывы на жалобу, в которых ответчик и третье лицо просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, полагая жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270, 272.1 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 30.07.2013 N ЯНО-Л-02-8210 аренды земельного участка, заключенным между Администрацией (арендодателем) и ОАО "Газпром" (арендатором) в лице генерального директора ООО "Газпромтранс", арендодатель передал в пользование арендатору сроком на 25 лет земельные участки с кадастровыми номерами 89:09:070101:148, 89:09:070101:149, 89:09:070101:150, 89:09:070101:151, 89:09:070101:154 общей площадью 11 170 кв. м по адресу: Ямало-Ненецкий АО, г. Лабытнанги, мкр. Обской, для использования в следующих целях размещения сооружения: Сети газоснабжения. Железнодорожная линия станция Обская - станция Бованенково. Станция Обская (II очередь).
Размер арендной платы установлен в сумме 106 902 руб. 80 коп. за 1 год.
Пунктом 3.3.1 договора предусмотрено, что арендная плата должна была вноситься ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Согласно пункту 3.2 договора изменение размера арендной платы в одностороннем порядке на основании решения арендодателя возможно в следующих случаях: в связи с изменением Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А; в связи с изменением категории земель; в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка; в связи с изменением разрешенного использования земельного участка; в связи с изменением ставок арендной платы, коэффициентов и льгот. Извещение арендатора о принятом решении осуществляется путем опубликования в средствах массовой информации. В этом случае исчисление арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления арендатора.
Срок аренды участка предусмотрен с 23.09.2014 до 23.09.2039.
В пункте 3.5 договора закреплено, что в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок арендатор за каждый день просрочки уплачивает пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Факт передачи земельного участка в аренду ответчику лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается актом приема-передачи от 30.07.2013.
Как указал при обращении в суд истец, в период пользования земельным участком с 23.09.2014 по 30.09.2017 ответчик должен был уплатить арендную плату в размере 323 051 руб. 47 коп. Вместе с тем, ПАО "Газпром", нарушив принятые на себя обязательства, оплату за пользование земельным участком в полном объеме не произвело, в связи с чем его задолженность составила 213 799 руб. 39 коп.
Изложенные обстоятельства послужили основанием обращения Администрации в суд с настоящим иском.
Принимая во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правоотношения сторон являются обязательствами аренды, в связи с чем подлежат регулированию нормами параграфа 1 главы 34 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), раздела 3 части 1 ГК РФ (общие положения об обязательствах), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также условиями договора от 30.07.2013 N ЯНО-Л-02-8210.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Статьей 22 ЗК РФ предусмотрено право аренды земельных участков.
Пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорного правоотношения, предусмотрено, что одной из форм платы за использование земли является арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду.
Статьей 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков возложена обязанность своевременно производить платежи за землю.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенные договором.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штраф, пеня) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения денежного обязательства. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме (статья 331 ГК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 поименованной статьи. Годовой размер арендной платы устанавливается в пределах 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков и 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей в спорный период после 01.03.2015, сохранено ограничение размера арендной платы за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Период взыскания определен истцом с 23.09.2014 по 30.09.2017. Арендная плата рассчитана Администрацией в соответствии с Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена", исходя из площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов категории арендатора и земельного участка, вида использования земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что спорные земельные участки выделены ПАО "Газпром" под размещение объектов инфраструктуры железнодорожной линии (линейного объекта).
Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.06.2009 N 343-А утверждена Схема территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно которой в транспортной стратегии округа предусмотрена достройка железнодорожной линии Обская-Бованенково.
Согласно указанному документу объекты, располагающиеся на арендованных ответчиком земельных участках, непосредственно входят в совокупность производственно-технологических комплексов, являющихся железнодорожным транспортом необщего пользования железнодорожной линии Обская - Бованенково в составе стройки "Новая железнодорожная линия "Обская - Бованенково". Линия представляет собой объект железнодорожной инфраструктуры в целом, вследствие чего указание в Постановлении Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа N 343-А от 18.06.2009 на территорию Ямальского района исключает из соответствующего режима правового регулирования каких-либо участков линейного объекта.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер арендной платы на год за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости.
Толкование приведенных положений, изложенное в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, от 10.05.2011 N15575/10, позволяет заключить, что таковое представляет собой специальную льготу, предусмотренную законодательством в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линейные объекты, применяется предельный размер годовой арендной платы не более 2% кадастровой стоимости.
На основании статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009. Указанным нормативным правовым актом Правительство Российской Федерации определило предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Данные ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
По общему правилу, земельные участки, на которых расположены линейные объекты, не являются ограниченными в обороте. Арендная плата за использование таких земельных участков установлена пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, то есть непосредственно федеральным законом, и не может превышать двух процентов кадастровой стоимости этих участков.
Для применения порядка определения размера арендной платы, установленного этой нормой, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, достаточным основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
В период после 01.03.2015 право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено в пункте 2 ч. 3 ст. 39.7 ЗК РФ. Согласно пункту 4 данной статьи размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, в том числе объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регионального значения, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линейных объектов, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582).
На основании приказа Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 626 в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396. Приведенное положение закреплено и в пункте 2.9. Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 N 953-П, в силу которого размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, устанавливается в размере, установленном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 для Ямало-Ненецкого автономного округа за аренду земельных участков установлена ставка в размере 1 руб. 11 коп./га в год.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер арендной платы при предоставлении земельных участков в аренду ПАО "Газпром" для размещения спорных объектов рассчитывается и годовой размер арендной платы не может превышать максимального годового размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 306-ЭС15-6588).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы о неприменимости к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 39.7 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, а также положений пункта 2 статьи 49 ЗК РФ, поскольку обозначенные доводы не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела ввиду того, что примененное в данном случае ограничение размера (ставки) арендной платы за использование спорных земельных участков установлено на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 16 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Ввиду того, что ставки арендной платы в рассматриваемом случае являются регулируемыми ценами, стороны соответствующего договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять иной размер арендной платы. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункты 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Повторно проанализировав представленный Администрацией в дело расчет арендной платы, апелляционный суд приходит к выводу, что арендная плата истцом исчислялась исходя из ставок арендной платы без учета подлежащих применению величин и установленных законом пределов годовой арендной платы.
Отказав в удовлетворении исковых требований Администрации в части взыскания задолженности, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. Учитывая акцессорный характер обязательства по уплате неустойки, суд апелляционной инстанции поддерживает также отказ в удовлетворении требований истца о взыскании с ПАО "Газпром" пени.
Доводы апелляционной жалобы Администрации отклоняются на основании приведенных выше положений законодательства, поскольку основаны на неправильном понимании норм права.
Обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба истца подлежит оставлению без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Администрация на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Лабытнанги оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2018 по делу N А81-9719/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9719/2017
Истец: Администрация города Лабытнанги
Ответчик: ПАО "Газпром"
Третье лицо: ООО "Газпромтранс"