город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2018 г. |
дело N А32-45606/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.
при участии:
от акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" - Пелипенко С.В. по доверенности от 10.01.2018 N 12, Щадневой Е.В. по доверенности от 10.11.2017 N 374,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 по делу N А32-45606/2017,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы"
к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании недействительным предписания от 31.07.2017,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - АО "Черномортранснефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 31.07.2017 N 0028/03/5584/150-КНД/ПР/2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд при принятии оспариваемого судебного акта исходил из преюдиции фактов, установленных вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17.11.2017 по делу N 5-617/2017, подтверждающих отсутствие превышения нормативов ПДК в сбрасываемых сточных водах. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (в Черное море) по выпуску N 2 в составе поверхностных и производственных сточных вод ОАО (АО) "Черномотранснефть" утверждено Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27.03.2014 N 16-29/13 сроком действия разрешения с 27.03.2014 до 18.12.2018.
Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что по результатам лабораторных испытаний проб сточных вод перед сбросом в водный объект установлено, что общество осуществляет сброс загрязняющих веществ (азот аммонийный, БПК полн., нитрат-ионы в перерасчете на азот, нитрит-ионы в перерасчете на азот, фосфат-ионы в перерасчете на фосфор) без специального разрешения.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представители акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представители в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и постановления Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17.11.2017 по делу N 5-617/2017, оставленным в силе решением Краснодарского краевого суда от 10.01.2018 по делу N 12-157/18, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.05.2015 N 00-06.03.00.001-М-РСБХ-Т-2015-02579/00 обществу в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод, предоставлена акватория Черного моря (44.701667, 37.845000).
На основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 01.06.2017 N.150-КНД в отношении АО "Черномортранснефть" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой административным органом были отобраны пробы сточных вод АО "Черномортранснефть" перед сбросом в водный объект (Черное море) через водовыпуск N 2 ПК "Шесхарис".
По полученным результатам анализа сточных вод управлением установлено, что АО "Черномортранснефть" осуществляет сброс загрязняющих веществ (азот аммонийный, БПК полн., нитрат-ионы в перерасчете на азот, нитрит-ионы в перерасчете на азот, фосфат-ионы в перерасчете на фосфор) без специального разрешения.
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 31.07.2017 N 0028/03/5584/150-КНД/ПР/2017 (т.1 л.д. 28-29), которым обществу предписано обществу в срок до 30.04.2018 обеспечить сброс загрязняющих веществ (азот аммонийный, БПК полню, нитрат-ионы в перерасчете на азот, нитрит- ионы в перерасчете на азот, фосфат-ионы в перерасчете на фосфор) в составе сточных вод в Черное море от ПК Шесхарис АО "Черномортранснефть" (выпуск N 2) только при наличии разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Не согласившись с данным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В силу подпункта 1 пункта 6 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
При этом под сточными водами согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, сброса сточных вод.
В силу части 1 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Согласно материалам дела приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27.03.2014 N 16-29/13 утверждено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (в Черное море) по выпуску N 2 - в составе поверхностных и производственных сточных вод ОАО (АО) "Черномотранснефть" (ПК "Шесхарис". Сроком действия с 27.03.2014 до 18.12.2018.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации).
В частности, частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Согласно статье 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, которым утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе, для водных объектов (раздел II), перечисленные в предписании вредные вещества: азот аммонийный, БПК полн., нитрат-ионы в перерасчете на азот, нитрит-ионы в перерасчете на азот, фосфат-ионы в перерасчете на фосфор, включены в данный перечень.
При этом согласно экспертному заключению от 27.06.2017 N 163 содержание указанных загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах меньше предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственного значения, соответствует установленным нормативам качества окружающей среды.
По результатам проверки управление, установив, что общество осуществляет сброс загрязняющих веществ (азот аммонийный, БПК полн., нитрат-ионы в перерасчете на азот, нитрит-ионы в перерасчете на азот, фосфат-ионы в перерасчете на фосфор) без специального разрешения, сделало вывод о нарушении обществом правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, в связи с чем возбудило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдало оспариваемое предписание в целях устранения указанных выше нарушений.
Вместе с тем постановлением Ленинского районного суда г. Новороссийска от 17.11.2017 по делу 5-617/2017, оставленном без изменения решением Краснодарского краевого суда от 10.01.2018 по делу N 12-157/18, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения. Суд указал на отсутствие в действиях общества объективной стороны правонарушения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, в том числе прекращение постановлением Ленинского районного суда г. Новороссийска производства по административному делу в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, требования общества подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия также учитывает, что превышение норм нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, в том числе, железа, СПАВ, нефтепродуктов, на сброс которых общество имеет разрешение, не установлено.
Судебные расходы распределены судом верно в порядке статьи 110 АПК РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2018 по делу N А32-45606/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45606/2017
Истец: АО "Черноморские магистральные нефтепроводы"
Ответчик: Черноморо-Азовское морское управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопоользования