г. Москва |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А40-205522/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газпром ПХГ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2018 по делу N А40-205522/17, принятое судьей Г.Н. Папелишвили (144-8167),
по заявлению ООО "Газпром ПХГ" (ИНН 5003065767)
к Центральному управлению Ростехнадзора (ИНН 7702609639)
о признании недействительными предписания в части,
при участии:
от заявителя: |
Пантюхин А.В. по дов. от 09.08.2017, Завгороднева М.А. по дов. от 13.11.2017; |
от ответчика: |
Луговой А.Б. по дов. от 21.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром ПХГ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Центрального управления Ростехнадзора (ответчик, ЦУ Ростехнадзора) от 21.07.2017 N 5.1-1443пл-П/0167-2017 в части пунктов 1,2, 4-15, 22, 33-38, 40-44, 46.
Решением от 29.01.2018 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявление ООО "Газпром ПХГ" в части. Суд признал недействительным и отменил предписание Ростехнадзора от 21.07.2017 N 5.1-1443пл-П/0167-2017 в части пунктов 5 и 12. В удовлетворении заявления ООО "Газпром ПХГ" о признании недействительным предписания Ростехнадзора от 21.07.2017 N 5.1-1443пл-П/0167-2017 в части пунктов 1, 2, 4, 6-11, 13-15, 22, 33-38, 40-44, 46 отказал. Этим же решением суд взыскал с ЦУ Ростехнадзора в пользу ООО "Газпром ПХГ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Газпром ПХГ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Ответчик возражения против проверки решения суда в оспариваемой части не заявил.
В связи с чем, законность и обоснованность решения по настоящему делу проверяется апелляционным судом только в части отказа в удовлетворении заявления ООО "Газпром ПХГ" о признании недействительным предписания Ростехнадзора от 21.07.2017 N 5.1-1443пл-П/0167-2017 в части пунктов 1, 2, 4, 6-11, 13-15, 22, 33-38, 40-44, 46.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ в обжалуемой части. Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 17.07.2017 по 21.07.2017, на основании распоряжения Центрального управления Ростехнадзора от 26.05.2017 N 1443-пр "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Газпром ПХГ", которое осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта - "подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ", per. N А01-13225-0019, I класс опасности, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Романово.
В ходе проведения проверки 21.07.2017 в 11 час. 00 мин. выявлены нарушения нормативных требований и правил безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:
1. В нарушение требований пункта 3 статья 13 Федерального закона от 21.07.1997 N > 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" техническое состояние сооружений - технологических скважин 1Т и 2Т в отношении которых, были проведены экспертизы промышленной безопасности (1-2/1891, 1-2/1892 ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" 29.10.2014) в реестре N 19-ЗС-14504-2014, и N 19-ЗС-14501-2014 не соответствуют условиям, принятым при проведении указанных экспертиз в том, что согласно заключениям проведенных геофизических исследований скважин 1Т и 2Т 2226.12.2016 г.; и 28-29.12.2016 выполненных ППФ "Мосгазгеофизика" условия принятые при проведении экспертизы промышленной безопасности скважин 1Т и 2Т не соответствуют реальным условиям эксплуатации технологических скважин в части высоты столба жидкости (по проекту -ингибитора коррозии) в межтрубном пространстве 174-245 мм в экспертизах заложено около 800 м по материалам исследований - в 1Т наличие не определилось, в 2Т -около 500 м.
2. В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.3.2 "Правила устройства и безопасной эксплуатации компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах" (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 61 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2003 г.Регистрационный N 4711) приложения 10 п. 1263 "Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 не определено и в технологическом регламенте не указано время отключения источников давления при аварийной разгерметизации оборудования поршневых компрессоров ГПА КЦ ОПО "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УГГХГ" per. N А01-13225-0019 (цитата - п. 3.2 При аварийной разгерметизации оборудования время срабатывания отключающих устройств должно быть минимальным, но не должно быть менее времени отключения источников давления), установленного регламентом.
3. В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.23 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 в филиале ООО "Газпром ПХГ" Калининградское УПХГ не разработаны схемы фактического расположения подземных коммуникаций (коллектор импульсного газа, трубопровод сжатого воздуха и др.) на площадке станции подземного хранения газа.
4. В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 3.2 "Правила устройства и безопасной эксплуатации компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах" (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 61 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2003 г. Регистрационный N 4711; приложение 10 п. 1263 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" не проведено сравнение времени срабатывания отключающих устройств и времени отключения источников давления, установленного регламентом при аварийной разгерметизации оборудования для поршневых компрессоров ГПА Калининградского УПХГ.
5. В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 77,79 "Правила обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458 площадки контрольных скважин 34 и 35 ограждены витой сеткой "рабицей".
6. В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", стр. 74 ЭПБ по скважине 2Т номер в реестре N 19-ЗС-14504-2014 ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" п. 24,28 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г. Регистрационный N 30855 не соблюдается п. 2. выводов Приложения Г ЭПБ номер в реестре N 19-ЗС-14504-2014 ООО "Инновационные нефтегазовые технологии" по скважине 2Т в отношении обеспечения минимального давления в резервуаре 80 кгс/см2 вместо 54 кгс/см2 по проекту.
7. В нарушение требований пунктов 1,2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пп. 1 п. 20 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 494) Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2017 г. Регистрационный N 45502, не подтверждено документально владение ООО "Газпром ПХГ" на праве собственности или ином законном праве эксплуатируемым объектом - "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N А01-13225-0019, а именно - площадок его территориально обособленных частей -площадкой КС, площадками технологических скважин 1Т и 2Т, площадками контрольных скважин 32, 34, 35.
8. В нарушение требований пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Сведения, характеризующие опасный производственный объект per N AOl-13225-0019 "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" от 27.08.2014 г. в сведениях, характеризующих опасный производственный объект "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N А01-13225-0019 от 27.08.2014 г. не указаны контрольные скважины NN34,35.
9. В нарушение пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Сведения, характеризующие опасный производственный объект per N A01-13225-0019 "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" от 27.08.2014 г. В сведениях, характеризующих опасный производственный объект "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N А01-13225-0019 от 27.08.2014 г. не указана блочная газовая котельная.
10. В нарушение требований пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Сведения, характеризующие опасный производственный объект per N А01-13225-0019 "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" от 27.08.2014 г. в сведениях, характеризующих опасный производственный объект "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N А01-13225-0019 от 27.08.2014 г. не указан трубопровод по которому поступает газ на ПХГ Ду 500 мм и по которому газ закачивается в магистральный трубопровод.
11. В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 3.9 ГОСТ Р 51164-98* "Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии." Перечень законодательных и иных нормативных документы, содержащих требования охраны труда и промышленной безопасности, применяемых в деятельности ООО "Газпром ПХГ" от 25.01.2017 Утв. Д. В. Гришиным не подтверждено документально оформление сертификата соответствия качества противокоррозионной защиты государственным стандартам и другой НД для системы ЭХЗ площадки КС и др. объектов введенных в эксплуатацию ОПО "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N А01-13225-0019
12. В нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 71 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов" не определены процедуры диагностики газопровода - отвода к площадке ПХГ длиной 565 м, Д 108, мм, Р раб 5.4 МПа.
13. В нарушение требований части 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 983 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 Технический проект перфорации скважин 1Т и 2Т не прошел экспертизу промышленной безопасности как проектное решение изменяющее конструкцию скважин, соответствующих проекту строительства скважин 1Т и 2Т.
14. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 67 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 в инструкциях по эксплуатации по безопасной эксплуатации склада метанола в т.ч. насосной метанола N ИП - 068-12 нет критериев вывода из эксплуатации насосов типа 2НД6М (агрегаты электронасосные, дозировочные мембранные для подачи метанола в технологические скважины),
15. В нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п п. 67 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 в инструкция филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, работающих под давлением (газосепараторы низкотемпературные С-2/1,С 2/2) NИП -034-15, нет критериев вывода из эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
16. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 399 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 Не разработана инструкция по эксплуатации системы автоматизации -АСУТППХГ Калининградского УПХГ, установленной в диспетчерской Калининградского УПХГ
17. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 19.07.2017 при проведении проверки выявлено -установки аварийной сигнализации давления в НКТ и межтрубном пространстве всех труб скважин 1Т и 2Т в АСУТППХГ в диспетчерской Калининградского ПХГ установлены на 0.00 МПа При нулевых значениях не может быть записей в журнале событий
18. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 19.07.2017 при проведении проверки выявлено -17.07.2017 давление в газовом шлейфе технологической скважины 2Т изменялось в течении 3 часов от 15 МПА до 5 МПа и обратно, при этом никакие работы на скважине согласно эксплуатационным документам не проводились.
19. В нарушение требований п. 51, 53 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) опорная пластина скользящих опор, установленных в вертикальном положении на входном трубопроводе первой ступени компрессора не приварена по периметру к вертикальной стойке на ГПА N2 и 3, имеется видимый зазор между стойкой и опорой, (на ГПА N1 выполнена приварка)
20. В нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 1126, прил. 1 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, п. 10 (а) "Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 В ПЛА "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N AOl-13225-0019 не включены аварии при ведении геофизических исследованиях скважин 1Т и 2Т
21. В нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 10 (а) "Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730В ПЛА "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N AOl-13225-0019 не указаны аварии на сетях газопотребления на площадке станции подземного хранения газа и котельной на территории станции ПХГ.
22. В нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п.7 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г. Регистрационный N 30855 Не проведена ЭПБ с целью определения срока эксплуатации газопроводов сети газопотребления на площадке станции подземного хранения газа в связи с тем что указанный срок не определен в проекте строительства. (трубопровод длиной 280-м Ру 0.3 МПа, (позиция 80 Сведений, характеризующих опасный производственный объект от 27.08.2014 "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N А01-13225-0019) внутриплощадочный подземный газопровод топливного газа от УПТИГ до ПТПГ-ЗОМ (позиция 81 Сведений, характеризующих опасный производственный объект от 27.08.2014 "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" per. N AOl-13225-0019).
23. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 11 прил.Ю "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 в технологическом регламенте Подземного хранилища газа филиала ООО "Газпром ПХГ" Калининградское УПХГ в таблице N 24 графа Методы защиты металла оборудования от коррозии не указаны способы защиты от коррозии металлических трубопроводов и емкостей проложенных и уложенных подземно.
24. В нарушение требований части Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 11 прил.Ю "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденные приказом Ростехнадзора от12.03.2013 N101 В технологическом регламенте Подземного хранилища газа филиала ООО "Газпром ПХГ" Калининградское УПХГ в таблице N 24 Краткая характеристика технологического" оборудования" для низкотемпературных сепараторов первой и второй ступени не указаны диапазоны рабочих температур.
25. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 17.07.2017 при проведении проверки выявлено - в помещении компрессора ГПА N3 не горит 4 лампы из 6 основного внутреннего технологического освещения.
26. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 17.07.2017 при проведении проверки выявлено - в не работает аварийное освещение ГПА N3 в помещение компрессора.
27. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49)
28. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49)
29. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 17.07.2017 при проведении проверки выявлено - на блоке управления ГПА N2. "Уровень масла в маслобаке в двигателя" на измерителе ИЛУ 100БИ (сигнализатор уровня) не горит сеть. Горит уст.2. на измерителях ИЛУ - "Уровень воды в системе водяного охлаждения", "Уровень масла в маслобаке двигателя (ЗРУ)" - не горят лампы-индикации наличия питания на цифровой индикации - уровень 78%
30. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 17.07.2017 при проведении проверки выявлено - на ГПА N1 цифровая индикация - "Уровень масла в маслобаке двигателя" 59%, горит лампа Уст.2
31. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 17.07.2017 при проведении проверки выявлено - на ГПА N1 при включении с местного тумблера освещения перед входом отсека компрессора -освещение не работает. Основное освещение по местному тумблеру ГПА N1 при включении не сработало
32. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49) 17.07.2017 при проведении проверки выявлено - вздутие покрытия пола в насосной метанола.
33. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; рабочий проект -"Компрессорная станция - генеральный план". Стадия Р, лист 5 6715.323.002.001.036.01-ГТ2 Часть аварийного запаса, филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" расположенная на площадке станции подземного газа хранится в месте, не определенном для этих целей проектной документацией.
34. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 3.11 ГОСТ Р 51164-98* "Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии." 18.07.2017 при проведении проверки выявлено - не организован контроль состояния изолирующих вставок штатным инструментом по причине отсутствия инструментальных средств контроля состояния изолирующих вставок на технологических трубопроводах станции подземного хранения газа.
35. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Рабочий проект 6715.323.002.043.030.01-ЭХЗ стадия Р листы 4.7, п. 6.1.8 ГОСТ Р 51164-98* "Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии." 18.07.2017 при проведении проверки выявлено - на КИП N12 установленном на газовых шлейфах к скважинам ЗТ и 1Т и ингибиторопроводах - электроды сравнения N1.2.3 не работают, утрачен контроль за состоянием блоков пластин - индикаторов датчиков коррозии.
36. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Рабочий проект 6715.323.002.043.030.01-ЭХЗ стадия Р листы 4.7 ГОСТ Р 51164-98* "Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии." 18.07.2017 при проведении проверки выявлено - КИП N11 - электроды сравнения N1 и 3 не работают, утрачен контроль за состоянием блоков пластин -индикаторов датчиков коррозии.
37. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Рабочий проект 6715.323.002.043.030.01-ЭХЗ стадия Р листы 4.7, ГОСТ Р 51164-98* "Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии." 18.07.2017 при проведении проверки выявлено - КИП N - шлейф к скважине N4Т и ингибиторопроводу электрод сравнения N1 не работает, утрачен контроль за состоянием блоков пластин -индикаторов датчиков коррозии.
38. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 6 (ж) "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в Ред. постановления правительства РФ от 01.02.2005 N49)
39. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; табл. 10 прил. 10 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" в технологическом регламенте "Подземного хранилища газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградское УПХГ" не указаны типы регуляторов.
40. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 7 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2013 г. Регистрационный N 30855 не проведена экспертиза с целью определения срока службы газопровода отвода к площадке ПХГ (Д 108 мм*4, протяженность 565 м Р раб 5.4 МПа) (срок службы не определен в проекте строительства)
41. В нарушение требований Пунктов 1,2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункты 15, 20.1 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 494) Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2017 г. Регистрационный N 45502 Не принадлежит ООО "Газпром ПХГ" на праве собственности или ином законном основании подземный газопровод Ду-57 мм L=57 м, входящий в состав эксплуатируемого опасного производственного объекта: "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградского УПХГ" per. N А01-13225-0019 (Свидетельство о государственной регистрации права N 39-АБ 207979 на газопровод длинной 223 м.) (в соответствии с проектной документацией Калининградское ПХГ. 1-я очередь строительства. 2-й пусковой комплекс шифр 6715.323.002.001.269.01-ГСН.ВР лист 1 указана протяженность 280 м.)
42. В нарушение требований Пунктов 1,2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункты 15, 20.1 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 494) Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2017 г. Регистрационный N 45502 Не принадлежит ООО "Газпром ПХГ" на праве собственности или ином законном основании подземный газопровод Ду-57 мм L=264 м, входящий в состав эксплуатируемого опасного производственного объекта: "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградского УПХГ" per. N А01-13225-0019 в соответствии со сведениями характеризующими опасный производственный объект от 27.08.2014, позиция N 81
43. В нарушение требований Пунктов 1,2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункты 15, 20.1 "Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 494) Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2017 г. Регистрационный N 45502 Не принадлежит ООО "Газпром ПХГ" на праве собственности или ином законном основании газопровод Ду-500 мм, Ру -5,4 по которому газ поступает на ПХГ из магистрального газопровода и закачивается в магистральный газопровод, входящий в состав эксплуатируемого опасного производственного объекта: "Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградского УПХГ" рег.NА01-13225-0019
44. Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". При регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта: Подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградского УПХГ" per. N АО 1- 13225-0019 представлены недостоверные сведения, а именно: указана неверная протяженность газопровода отвода к площадке ПХГ Ду-108 - 565 м. в соответствии со сведениями характеризующими опасный производственный объект от 27.08.2014, позиция N 89 (Свидетельство о государственной регистрации права N 39-АА 894606 протяженность газопровода-отвода к площадке Калининградского ПХГ 598 м)
45. В нарушение требований Пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; 9 "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утв. приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542; Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающий содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно на момент проверки 17.07.2017 г. на местном щите управления котельной горела индикация аварийного состояния оборудования котельной.
46. В нарушение требований Пункта 1. статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": п. 10 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N730. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте - подземное хранилище газа" филиала ООО "Газпром ПХГ" "Калининградского УПХГ" реп N А01-13225-0019 не предусматривает:
- дислокацию сил и средств;
- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности.
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.07.2017 N 5.1-1443пл-Пр/0355-2017.
04.08.2017 Государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями Центрального управления Ростехнадзора Луговым А.Б. вынесено постановление о назначении административного наказания от 04.08.2017 N 04.08.2017 которым ООО "Газпром ПХГ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Кроме того ООО "Газпром ПХГ" выдано предписание от 21.07.2017 N 5.1-1443пл-П/0167-2017 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 23.10.2017.
Решением от 20.12.2017 по делу N А40-155260/17-72-1230 Арбитражный суд города Москвы" в удовлетворении требований ООО "Газпром ПХГ об оспаривании постановления ЦУ Ростехнадзора N 5.1-1443пл-Пс/0355-2017 от 04.08.2017 (ст. 9.1 КоАП РФ) отказал.
Не согласившись с указанным предписанием от 21.07.2017 N 5.1-1443пл-П/0167-2017 в части пунктов 1,2, 4-15, 22, 33-38, 40-44, 46, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы, ООО "Газпром ПХГ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований в части только пунктов 5 и 12 предписания.
Суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в части. При этом суд первой иснтанции обоснованно руководствовались следующим.
Существенных нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Ростехнадзором не допущено.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) регулирует отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации ОПО и направленные на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО, в том числе обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями (пункт 1).
Кроме названного Закона, правовое регулирование отношений в области промышленной безопасности осуществляется и иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 4).
Суд установил, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - ФЗ N 116) под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ N 116, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Таким образом, любое нарушение прямое или опосредованное, выраженное в нарушении требований нормативно правовых или обязательных нормативно - технических документов позиций, упоминаемых в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ, а также соответствующими ГОСТами, является нарушением требований промышленной безопасности.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что нарушения требований в области промышленной безопасности при осуществлении деятельности общества, указанные в оспариваемых пунктах предписания, послужили основаниями для привлечения общества к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление ЦУ Ротсехнадзора от 04.08.2017 N 5.1-1443пл- Пс/0355-2017).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2017 по делу N А40-155260/17 ООО "Газпром ПХГ" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления ЦУ Ротсехнадзора от 04.08.2017 N 5.1-1443пл- Пс/0355-2017 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанным решением установлены факты нарушения обществом законодательства в области промышленной безопасности и требований при осуществлении деятельности по эксплуатации ОПО, которые в настоящем деле указаны в пунктах 1, 2, 4, 6-11, 13-15, 22, 33-38, 40-44, 46 оспариваемого предписания.
Данный судебный акт в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела и установленные им обстоятельства не подлежат повторному доказыванию.
Вывод суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, с учетом фактов допущенных нарушений, подтвержденных представленными в материалы дела доказательствами, оснований для признания ненормативного акта недействительным в обжалуемой части, не усматривается.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2, 4, 6-11, 13-15, 22, 33-38, 40-44, 46 полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку не возлагает на него какие-либо не предусмотренные законом обязанности.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя в указанной части.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2018 по делу N А40-205522/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205522/2017
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ПХГ"
Ответчик: Ростехнадзор (Центральное управление), центральное управление федеральной службы по экологическому, технолгическому и атомному надзору