г. Саратов |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А57-24720/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Грабко О.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Логистик Трейд Дистрибьюшн" - Ена В.С., представитель по доверенности от 03.04.2018,
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - Кузин С.В., представитель по доверенности от 25.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (г. Нижний Новгород)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2018 года по делу N А57-24720/2017 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (г. Нижний Новгород)
к обществу с ограниченной ответственностью "Логистик Трейд Дистрибьюшн" (Саратовская область, Саратовский район, п. Зоринский, ИНН 6432016200, ОГРН 1126432002400)
об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, заявитель) обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением об аннулировании лицензии общества с ограниченной ответственностью "Логистик Трейд Дистрибьюшн" (далее - ООО "ЛТД", общество).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Росалкогольрегулирование, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Росалкогольрегулирования поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Представитель ООО "ЛТД" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей ООО "ЛТД" и Росалкогольрегулирования, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "ЛТД" имеет лицензию серии РА 000465 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции регистрационный номер 64ЗАП0001853 от 07.06.2013, сроком действия с 07.06.2013 по 07.06.2018, выданную Росалкогольрегулированием.
На основании приказа МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу от 05.07.2017 N 565 и приказа о продлении срока проведения внеплановой выездной проверки от 01.08.2017 N 639, в связи с выявленными нарушениями, отраженными в представлении от 04.07.2017 N сз4-1899/09-08 по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности ООО "ЛТД", содержащихся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), и в декларациях об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - декларации), представленных ООО "ЛТД", на предмет установления соблюдения ООО "ЛТД" лицензионных условий и требований, определенных Федеральным законом от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки было установлено, что в течение периода времени с 01.10.2016 (после фиксации организацией в ЕГАИС сведений об остатках алкогольной продукции, находящейся на хранении) по 29.08.2017 (дата окончания внеплановой выездной проверки) ООО "ЛТД" продукцию производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225) поставляло только в адрес ООО "Аргумент" (ИНН 5611054175, г. Оренбург) 06.12.2016 и 20.12.2016 в количестве 14 725 бут. (736,25 дал).
По состоянию на 04.07.2017 (дата подготовки к проведению внеплановой выездной проверки) в соответствии с информацией, зафиксированной ООО "ЛТД" в ЕГАИС, на хранении (остатках) в организации находилась алкогольная продукция производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225) в ассортименте в объеме 24 575,9 дал (552 466 единиц).
Управлением проведена проверка информации, зафиксированной в ЕГАИС, об обороте алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225), маркированной ФСМ с нанесенными штриховыми кодами, которую ООО "ЛТД" поставило на баланс в сентябре 2016 года и которая в соответствии с информацией о поставках и об остатках, зафиксированной ООО "ЛТД" в ЕГАИС, должна фактически находится на хранении в складских помещениях ООО "ЛТД".
Административным органом было установлено, что алкогольная продукция производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225), маркированная ФСМ, на которых имеется штриховой код, использованный ООО "ЛТД" в сентябре 2016 года при постановке указанной продукции на баланс в ЕГАИС, числится в системе ЕГАИС как проданная в организациях розничной торговли.
Согласно протоколам запросов, полученных Управлением с использованием портала электронных сервисов, размещенных на официальном Интернет-ресурсе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://service.fsrar.ru/), при проверке штриховых кодов, использованных ООО "ЛТД" в сентябре 2016 года для постановки на баланс в ЕГАИС алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225) установлено, что штриховые коды, нанесенные на ФСМ, которыми маркирована алкогольная продукция, фактически находящаяся на складе ООО "ЛТД", числится в системе ЕГАИС как проданная в организациях розничной торговли.
Основанием для использования Управлением вышеуказанных электронных сервисов являются положения абзаца второго пункта 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ.
В то же время ООО "ЛТД" в декларациях об объемах закупки в период 1 -4 кварталов 2016 и 1-2 кварталов 2017, а также в ЕГАИС не отражена и не зафиксирована информация об обороте (закупке) алкогольной продукции, производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225), находящейся на хранении в момент проведения внеплановой выездной проверки в ООО "ЛТД".
Таким образом, по мнению административного органа, ООО "ЛТД" осуществило оборот (хранение) алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225), без фиксации информации в ЕГАС, отражения данных в декларациях об объемах оборота алкогольной продукции (формы N N 5-7) и без оформления товаросопроводительных документов.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Росалкогольрегулирования в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для аннулирования лицензии.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как следует из части 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии соответствующих лицензий.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
Таким образом, организация, осуществляющая оборот (закупку, поставки, хранение, перевозки и розничную продажу) алкогольной продукции, обязана зафиксировать информацию об обороте продукции в единой информационной системе в законодательно установленном порядке; несоблюдение такого правила влечет запрет на оборот алкогольной продукции.
В соответствии с абзацем 15 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ одним из оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке является производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона.
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459).
По пункту 15 Правил N 1459 при учете объема закупки, хранения и поставки продукции, организации представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 1 - 3, 18, 20, 25, 26 и 30 (сведения о списании продукции в случае брака или иных причин) пункта 6 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" установлены форма, формат и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об обороте продукции.
Согласно пункту 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380, учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Росалкогольрегулирования в арбитражный суд с настоящим заявлением послужил вывод осуществлении оборота (хранение) алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225), закупка (поступление) которой не зафиксирована в ЕГАИС, осуществление оборота алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225), без фиксации информации в ЕГАИС, отражения данных в декларациях об объемах оборота алкогольной продукции (формы N N 5-7) и без оформления товаросопроводительных документов.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что указанные фактические обстоятельства также послужили основанием для обращения МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении ООО "ЛТД" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2018 по делу N А57-28631/2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью административным органом в действиях ООО "ЛТД" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанными судебными актами установлено, что ООО "ЛТД" в 4 квартале 2015 года (в период с 03.10.2015 по 04.12.2015) осуществило у ООО "Торговый дом "Житница" закупку алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225) в ассортименте в объеме 26 574,3 дал, что подтверждается данными, указанными ООО "ЛТД" в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 4 квартал 2015 года.
При этом было установлено, что ООО "ЛТД" в 2016-2017 году не закупало никакую иную продукцию. Продукция, обнаруженная на складе в ходе проверки, закуплена в 2015 году на основании имеющихся документов, и документы на эту продукцию имеются. Обратного административным органом при рассмотрении спора не доказано.
Во исполнение требований статей 8, 14 Федерального закона N 171-ФЗ в период с 29.09.2016 по 30.09.2016 ООО "ЛТД" в целях формирования достоверных остатков алкогольной продукции в ЕГАИС на основании 35 актов осуществило постановку на баланс алкогольной продукции производства АО "Шуйская водка" (ИНН 3706006225) в ассортименте в объеме 25 312,15 дал. (то есть оставшейся на тот момент продукции).
С момента ввода в систему ЕГАИС данных по вышеуказанной продукции и постановке ее на баланс, то есть с 30.09.2016 года и до момента проведения вышеуказанной проверки, Росалкогольрегулирование не предъявляло претензий по данной продукции.
При проверке номеров фиксации, указанных в представленных справках (раздел А) к товарно-транспортным накладным с информацией, указанной в ЕГАИС на официальном интернет-портале Росалкогольрегулирования, нарушений не выявлено.
Таким образом, общество выполнило все предусмотренные законом требования при осуществлении оборота алкогольной продукции.
Кроме того, при рассмотрении спора административный орган не отрицал тот факт, что изначально обществом фиксация в ЕГАИС была осуществлена.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласится с выводом суда первой инстанции о доказанности административным органом события нарушения, которое послужило основаниям для обращения Росалкогольрегулирования с заявлением об аннулировании лицензии.
Однако выводы суда не привели к принятию неправильного решения.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как препятствует возможности заниматься определенным видом деятельности, существенно ограничивает хозяйственную деятельность лица, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Судом первой инстанции верно указано, что наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным и безусловным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Однако в данном случае факт совершения обществом нарушения, за которое предусмотрена возможность аннулирования лицензии, не установлен, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А57-28631/2017.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами в рамках дела N А57-28631/2017.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 07 марта 2018 года по делу N А57-24720/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.