г. Чита |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А19-11783/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Гречаниченко А.В., Ошировой Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоренко Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АкваСервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2018 года по делу N 19-11783/2016 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АкваСервис" (ОГРН 1103851001165, ИНН 3851001198, место нахождения: 665452, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Лермонтова, 2А) к Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, место нахождения: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 3) о взыскании 32 920 рублей 82 копейки (суд первой инстанции судья Зарубина Т.Б.),
установил:
ООО "Аквасервис" (далее - истец, ООО "Аквасервис") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ПАО "Иркутскэнерго" (далее - ответчик, ПАО "Иркутскэнерго") с требованием о взыскании задолженности в сумме 32 920 руб. 82 коп. - плата за превышение нормативов водоотведения производственных сточных вод по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 07-5/2014 от 17.05.2014.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2017 исковые требования ООО "Аквасервис" удовлетворены, с ПАО "Иркутскэнерго" взыскано 32 920 руб. 82 коп. - основной долг, 2 000 руб. - расходы по оплате государственной пошлины. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2017 года по делу N А19-11783/2016 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.08.2017 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.01.2017 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 года по делу N А19-11783/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.01.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом применены нормы права, не подлежащие применению (п. 14 Правил N 664). Ссылаясь на пункт 12 Правил N 664, считает дополнительное соглашение N 2 заключенным. Не согласен с выводами суда о том, что документального подтверждения изменения для истца нормативов допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод, в материалы дела не представлено, каким нормативным актом были изменены такие нормативы истцом, не указано.
От ПАО "Иркутскэнерго" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражается согласие с принятым судебным актом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "Аквасервис" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, организация ВКХ) и ОАО "Иркутскэнерго" (в настоящее время ПАО "Иркутскэнерго", Абонент) 17.05.2014 заключен договор N 07-5/2014 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно которому ООО "Аквасервис" вправе осуществлять контроль за соблюдением установленных нормативов сброса загрязняющих веществ путем отбора проб (п. 11 договора).
По условиям договора основанием для взимания с абонента повышенной платы за сброс сточных вод является превышение ПДК загрязняющих веществ.
Пунктом 29 договора предусмотрено, что сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8.
Письмом от 14.11.2014 N 10/2724 истец (ООО "Аквасервис") направил в адрес ответчика дополнительное соглашение N 2 к договору N 07-5/2014 от 17.05.2014, изменяющие ранее установленные в приложении N 8 к договору нормативы допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, указав на необходимость его подписания.
Дополнительное соглашение N 2 ПАО "Иркутскэнерго" было получено 18.10.2014.
О несогласии заключить дополнительное соглашение N 2 в предложенной истцом редакции ответчик уведомил ООО "Аквасервис" письмом 11.12.2014 N 013-20/2014, указав, что при рассмотрении документа возникли вопросы, требующие дополнительных разъяснений (т.1 л.д.146).
Письмом от 14.07.2015 N 06/1966, адресованным ПАО "Иркутскэнерго" ООО "Аквасервис" указало, что между организациями (сторонами договора N 07-5/2014 от 17.04.2014) действует дополнительное соглашение N 2 в редакции ООО "Аквасервис", в соответствии с пунктом 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013, поскольку подписанный экземпляр дополнительного соглашения представлен не был, как и предложения об изменении представленного проекта (т.1 л.д. 147).
В ответном письме от 03.08.2015 N 013-20/1146 ПАО "Иркутскэнерго" пояснило, что в соответствии с пунктом 13 раздела 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2017, в течение 30 дней со стороны ТЭЦ-11 был направлен ответ в виде письма от 11.12.2014 N 013-20/2014 с предложением о разъяснении ряда вопросов, без рассмотрения которых подписание данного дополнительного соглашения не представляется возможным.
Дополнительно в письме от 03.08.2015 было указано, что по итогам правовой оценки, ПАО "Иркутскэнерго" не может согласиться с условиями, изложенными в дополнительном соглашении N 2, поскольку указанные в нем нормативы противоречат действующему законодательству и неприменимы между сторонами (т.1 л.д.148-149).
Несоответствие сброшенных ответчиком сточных вод новым нормативам ПДК загрязняющих веществ, установленным в приложении к соглашению N 2, явилось основанием для начисления истцом повышенной платы за сброс, а последовавший отказ ответчика от оплаты - основанием для предъявления иска в суд.
С учетом того, что истцом доказательств урегулирования разногласий, возникших при подписании дополнительного соглашения N 2 к договору, в материалы дела не представлено, а дополнительное соглашение N 2 (т.1 л.д.138-139), представленное в материалы дела, ни стороной истца, ни стороной ответчика в установленном законом порядке не подписано, суд первой инстанции пришел к выводу, что изменения в части нормативов допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод сторонами не согласованы, а соответственно дополнительное соглашение N 2 не может создавать каких-либо юридических последствий для ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167), которые в отсутствие иного нормативного регулирования в спорный период подлежали применению к отношениям сторон, как абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов.
Расчеты за прием сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил N 167).
Нормативы по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или соответствующие полномочия могут быть делегированы организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167), что и имело место в данном случае в связи с принятием Администраций муниципального образования города Усолье-Сибирское Постановления N 457 от 03.03.2011.
Исходя и сути спора и доводов апелляционной жалобы, фактически на разрешение суда поставлен вопрос о возможности применения в спорный период организацией водопроводно-канализационного хозяйства ей же установленных нормативов по составу сточных вод в целях взыскания повышенной платы.
Организация ВКХ полагает, что в связи с отсутствием у нее нормативно-распорядительных полномочий, законным способом доведения до абонентов новых нормативов является направление дополнительных соглашений, подписание которых является обязательным для абонентов, поскольку абонент обязан соблюдать установленные нормативы.
На основании положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из договора, а также из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 420 и пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора (то есть соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей) возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами или договором.
Постановление N 457 от 03.03.2011 Администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское, делегирующее ООО "Аквасервис" право на установление нормативов, не содержит порядка, который определял бы вступление в силу и устанавливал в качестве обязательных для абонентов соответствующие решения организации водопроводно-канализационного хозяйства по установлению норматива.
В данном случае положения заключенного договора не предусматривают возможности для ООО "Аквасервис" одностороннего изменения условий договора в связи с установлением им новых нормативов, а нормативные акты, являющиеся обязательными для сторон, которые определяли бы нормативы по составу сточных вод, в установленном порядке не издавались.
В этой связи правильным является вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к отношениям сторон нормативов допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных ООО "Аквасервис" в дополнительном соглашение N 2 к договору.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции пункта 14 Правил N 644, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае между сторонами имеется неразрешенный спор об обоснованности установленных ООО "Аквасервис" в дополнительном соглашение N 2 к договору нормативах.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 января 2018 года по делу N А19-11783/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.