г. Хабаровск |
|
03 мая 2018 г. |
А04-5786/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Колхоз Томичевский": Михайловой М.И., представителя по доверенности от 01.03.2018, Шакун С.В., представителя по доверенности от 28.01.2018;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Амурской области: Ушаковой Н.Н., представителя по доверенности от 18.01.2018, Козаковой О.В., представителя по доверенности от 21.02.2018;
от Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: Ушаковой Н.Н., представителя по доверенности от 05.02.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Колхоз Томичевский"
на решение от 27.02.2018 по делу N А04-5786/2017
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колхоз Томичевский"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Амурской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Амурской области
о признании незаконными постановления о назначении административного наказания и решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Колхоз Томичевский" (далее - заявитель, общество, ООО "Колхоз Томичевский") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - административный орган, инспекция) от 22.05.2017 N 6438/2017 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - управление) от 23.06.2017 N 15-07/2/206, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017, оспариваемые ненормативные акты налоговых органов признаны незаконными в части назначения размера административной санкции, размер штрафа снижен до 173 352 руб.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа 27.12.2017 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Решением суда от 27.02.2018 оспариваемые постановление инспекции и решение управления изменены и снижен размер штрафа до 173 352 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Колхоз Томичевский" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, административное производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании, проводимом в режиме видеоконференц-связи, представители общества настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене судебного решения.
Представители налогового органа доводы жалобы отклонили, считая решение суда законным.
Повторно изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, ООО "Колхоз Томичевский" при осуществлении своей деятельности применяет два режима налогообложения: ЕНВД и ЕСХН, осуществляя розничную реализацию товаров, как собственного производства, так и прочей закупаемой продукции в торговых точках, расположенных по адресам в г. Белогорске: ул. Скорикова, 19, магазин "Мраморное мясо"; ул. Денисенко, 2, склад N 48; ул. 9 Мая, 210, торговый павильон N 8. При этом общество совмещает применение режимов ЕСХН и ЕНВД в торговых точках, расположенных по адресам в г. Белогорске: ул. Скорикова, 19, магазин "Мраморное мясо"; ул. Денисенко, 2, склад N 48; в торговых точках по адресам: г. Белогорск, ул. Скорикова, 19, магазин "Мраморное мясо"; с.Низинное, ул. Центральная, 29 корпус "А", зарегистрирована контрольно-кассовая техника; в торговых точках, расположенных по адресам розничной торговли - ул. Денисенко, 2 (склад N 48) и ул. 9 Мая, 210 (торговый павильон N8), контрольно-кассовая техника не зарегистрирована (в связи с внедрением онлайн-кассы по адресу: ул. Денисенко, 2, обществом приобретен фискальный накопитель).
Инспекцией проведена проверка общества, в ходе которой установлено, что в торговой точке, расположенной по адресу: г. Белогорск, ул. Скорикова, 19 (магазин "Мраморное мясо"), денежная наличность, оприходованная в кассовую книгу общества, превышает показатели выручки, оприходованной через ККТ и отраженную в отчетах фискальной памяти техники ОКА 102.04К, на сумму 462 273,02 руб.
В отношении торговой точки, расположенной по адресу: г. Белогорск, ул. Денисенко, 2, инспекцией установлено, что не оприходована через ККТ выручка в сумме 50068,83 руб. не включена в общую сумму нарушений, так как общество по данной торговой точке находится в процессе перехода на онлайн-кассу; доказательства выдачи покупателем бланков строгой отчетности отсутствуют.
Установленные инспекцией нарушения, выразившиеся в расхождении данных кассовой книги по форме 0310004 с показателями фискальных отчетов ККТ, на 462273,02 руб. обусловлены тем, что при расчете через терминал платежными картами сумма покупки через ККТ не пробивалась, выданы только чеки терминала, в которых отсутствовали сведения о приобретенном товаре, а отражена только сумма покупки; в конце дня вся сумма, полученная при расчетах платежными картами, отражалась в кассовой книге, о чем выписывались приходные кассовые ордера ежедневно.
03.05.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 6438/2017 и 22.05.2017 инспекцией вынесено постановление N 6438/2017, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере минимальной санкции - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, что составило 346 704,77 руб.
Обществом на не вступившее в силу постановление подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, который решением от 23.06.2017 N 15-07/2/206 оспариваемое постановление инспекции оставил без изменения.
Не согласившись с постановлением инспекции и принятым по результатам его пересмотра решением управления, ООО "Колхоз Томичевский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, составляет неприменение в установленных законом случаях ККТ.
Из оспариваемого постановления инспекции следует, что обществу вменяется нарушение требований пункта 1 статьи 1.2, абзацев 4 и 5 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ), а именно: обществом не обеспечено применение ККТ или выдача бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, не обеспечен ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику.
Пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность применения на территории Российской Федерации контрольно-кассовой техники всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
При этом пользователем признается организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (статья 1 Закона N 54-ФЗ).
В ходе проверочных мероприятий установлено, что общество совмещает применение режимов ЕСХН и ЕНВД, то есть реализует сельхозпродукцию собственного производства и осуществляет розничную продажу товаров в порядке перепродажи в торговой точке, расположенной по адресу: г. Белогорск, ул. Скорикова, 19, магазин "Мраморное мясо", поэтому заявителем по названному адресу зарегистрирована контрольно-кассовая техника (аппарат ОКА 102.04К).
При этом при регистрации контрольно-кассовой техники, ООО "Колхоз Томичевский" не заявляло, что контрольно-кассовая техника будет им использоваться только при реализации продукции сельского хозяйства собственного производства (подпадающего под режим налогообложения ЕСХН). Следовательно, заявитель является пользователем в смысле, придаваемом ему положениями статьи 1 Закона N 54-ФЗ, и обязан обеспечивать применение контрольно-кассовой техники в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что в торговой точке, расположенной по адресу: г. Белогорск, ул. Скорикова, 19 (магазин "Мраморное мясо"), денежная наличность, оприходованная в кассовую книгу общества, превышает показатели выручки, оприходованной через контрольно-кассовую технику и отраженную в отчетах фискальной памяти контрольно-кассовой техники ОКА 102.04К на сумму 462 273,02 руб.
Данные обстоятельства, характеризующиеся расхождением данных кассовой книги по форме 0310004 с показателями фискальных отчетов контрольно-кассовой техники, на указанную сумму, свидетельствуют о том, что при расчете через терминал платежными картами сумма покупки через ККТ не проводилась.
Таким образом, при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа (платежных карт), заявителем не обеспечивался ввод идентичной информации о сумме расчета в спорную технику, что привело к не отражению соответствующей информации в фискальной памяти, и нарушению обществом положений абзаца 5 пункта 2 статьи 5 Закона N 54-ФЗ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о недоказанности инспекцией вмененного нарушения в связи с отсутствием законодательно установленной обязанности использовать контрольно-кассовую технику при применении ЕНВД, а также отсутствие доказательств невыдачи бланков строгой отчетности, был предметом судебной оценки и обоснованно отклонен арбитражным судом ввиду неверного толкования обществом норм материального права, регулирующего спорные отношения, с учетом фактически установленных обстоятельств дела.
Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.
Из смысла названной нормы и части 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ во взаимосвязи, документы, подтверждающие прием денежных средств за товары (работы, услуги) должны содержать: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в торговой точке, расположенной по адресу: г. Белогорск, ул. Скорикова, 19 (магазин "Мраморное мясо"), общество применяет два режима налогообложения (ЕНВД И ЕСХН) и обеспечивает наличие зарегистрированной в установленном порядке ККТ, однако в материалах дела отсутствует документальное подтверждение раздельного принятия оплаты за товары, реализация которых подпадает под обложение ЕСХН) и за товары, реализуемые в порядке перепродажи - в приходных кассовых ордерах отсутствует информация о товаре и конкретном покупателе и другие обязательные реквизиты, как того требуют положения части 7 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ и части 2.1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
В материалах дела отсутствуют доказательства утверждения и фактической выдачи обществом населению бланков строгой отчетности с учетом требований действующего законодательства; в частности, заявитель не применяет автоматизированную систему для бланков строгой отчетности (отчетность в электронном виде), не обеспечивает выдачу таких бланков на бумажном носителе (отсутствует соответствующий бумажный журнал с отрывными квитанциями или другими документами, подтверждающими оплату товаров покупателями.
Кассовые чеки терминалов при оплате платежной картой, а равно представленные в материалы дела приходные кассовые ордера бланками строгой отчетности для указанной цели, не являются, поскольку не соответствуют требованиям Положения об осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, а именно не имеют утвержденного шестизначного номера и серии.
Кроме этого, представленные заявителем в материалы дела копии приказа от 30.12.2016, книги раздельного учета выручки на торговых точках за период с января по апрель 2017 года, справки директора общества от 06.02.2018 факт совершения правонарушения не опровергают, поскольку не свидетельствуют о надлежащем применении ККТ при расчетах с населением.
При установленных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности объективной стороны правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в данном случае выражается в нарушении требований законодательства по применению контрольно-кассовой техники при отсутствии бесспорных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения данных обязанностей.
При таких обстоятельствах, в действиях общества имеется состав вмененного нарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности проверено судом второй инстанции, при этом каких-либо нарушений требований, предусмотренных административным законодательством, не установлено.
Оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Вместе с тем, применив положения частей 3, 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, учитывая принятие заявителем мер по устранению и недопущению нарушений, принимая во внимание соблюдение баланса частных и публичных интересов, принцип индивидуализации, соразмерности и справедливости наказания, характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, его статус, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости снижения размера штрафа до 173352 руб..
Со стороны налоговых органов возражений в данной части не высказано. Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства по этому вопросу, не представлено, следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27.02.2018 по делу N А04-5786/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5786/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2017 г. N Ф03-4989/17 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Колхоз Томичевский"
Ответчик: ФНС России Межрайонная инспекция N3 по Амурской области, ФНС России Управления по Амурской области
Третье лицо: Шакун Сергей Викторович
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2459/18
03.05.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1485/18
27.02.2018 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-5786/17
27.12.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4989/17
16.10.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5087/17
04.08.2017 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-5786/17