город Ростов-на-Дону |
|
04 мая 2018 г. |
дело N А32-31559/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района: представитель Пчелкина М.А. по доверенности от 01.03.2018, N 01-30/977, паспорт;
от ООО "Гефест": представители Урюпина О.В. по доверенности от 30.03.2018, паспорт; Сахаровская Е.Ю. по доверенности от 16.03.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю и общества с ограниченной ответственностью "Гефест"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.12.2017 по делу N А32-31559/2017, принятое судьей Боровик А.М.,
по заявлению Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Гефест"
о признании незаконным действия; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8 общей площадью 30000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, район горы "Гнилой" с "для строительства и эксплуатации парка" на "лесопарки, иные зеленые насаждения", а также об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю нарушения, путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о предыдущем виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 23:30:1111007:8 "Для строительства и эксплуатации парка" и его кадастровой стоимости "36 009 000", установленные до 11.11.2015 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2017 действия филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8 общей площадью 30000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, район горы "Гнилой" с "для строительства и эксплуатации парка" на "лесопарки, иные зеленые насаждения" признаны незаконными. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю нарушения, путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о предыдущем виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 23:30:1111007:8 "Для строительства и эксплуатации парка" и его кадастровой стоимости "36 009 000", установленные до 11.11.2015. Решение мотивировано тем, что действиями Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по внесению изменений в ГКН, а именно изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка и его кадастровой стоимости, были нарушены нормы Федерального законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в заявленных требованиях отказать, ссылаясь на то, что принятие положительных решений о проведении кадастрового учета, действующим законодательством не установлено и автоматизированным программным комплексом АИС ГКН не предусмотрено. В связи с чем, в ПК АИС ГКН в истории объекта недвижимости делается соответствующая запись о дате принятия положительного решения, заявителю выдается кадастровая выписка. Одним из требований является установление кадастровой стоимости, в то время как Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А32-16091/2016 от 20.07.2017 предусмотрено, что все споры, предметом которых является кадастровая стоимость, рассматриваются в порядке Кодекса Административного судопроизводства РФ. В связи с чем, суд должен был прекратить производство в части внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Общество с ограниченной ответственностью "Гефест" также обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Действующим, градостроительным и кадастровым законодательством предусмотрен административный внесудебный порядок изменения вида разрешенного использования объекта недвижимости (внесенных в ГКН сведений о виде разрешенного использования). Таким образом, администрация не обосновала возможность восстановления прав публичного образования в судебном порядке применительно к фактическим обстоятельствам данного спора, в связи с чем, обжалуемый судебный акт принят с нарушением требований, установленных главой 24 АПК РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Гефест" ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно не применил требования п. 2 ст. 199 ГК РФ, согласно которому истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Гефест" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывают, что срок исковой давности истек. Представитель администрации возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18.06.2015 между администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района и ООО "Гефест" был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 3000006849.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 01.07.2015, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации 23 - 23 - 44/028/2015-791.
Согласно предмету договора арендодатель предоставил арендодателю в аренду однократно для завершения строительства за плату земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111007:8, общей площадью 30000 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: г. Темрюк, район горы "Гнилой", предназначенный для строительства и эксплуатации парка.
27.04.2016 в адрес администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от ООО "Гефест" поступило заявление с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору N 3000006849 в связи с изменением вида целевого использования земельного участка без указания реквизитов юридического лица и пакета документов необходимого для рассмотрения данного заявления.
24.11.2016 в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" администрацией было направлено письмо, с просьбой представить информацию о том, при каких обстоятельствах изменен вид разрешенного использования и изменена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8, площадью 30000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, район горы "Гнилой".
В ответ на письмо Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю сообщил следующее (письмо от 22.12.2016 N 19402/01-6): в результате рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 10.11.2015 N 23-0-1-153/3001/2015-12813, поданного Энгель Н.И. (представителем по доверенности от ООО "Гефест"), и представленных документов (декларация правообладателя земельного участка о выбранном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8 от 10.11.2015, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 16.10.2015 N 0130/5186, доверенность от 27.10.2015) сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8 были изменены с "для строительства и эксплуатации парка" на "лесопарки, иные зеленые насаждения".
В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний N 222 и согласно приложению N 2 к Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 для земельного участка с видом разрешенного использования "лесопарки, иные зеленые насаждения", с категорией земель "земли населенных пунктов", расположенного в кадастровом квартале 23:30:1111007, УПКС равен 0,72 рублей за 1 кв.м. (четырнадцатая группа видов разрешенного использования, указанных в приложении N 2 Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N1756 - "земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами" по кадастровому кварталу, в котором расположен земельный участок), согласно сведений ГКН площадь земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8 составляет "30 000 кв.м", соответственно кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка равна: 0,72 руб./кв.м.*30000 кв.м =21 600 руб.
Считая действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8. общей площадью 30000 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, район горы "Гнилой" с "для строительства и эксплуатации парка" на "лесопарки, иные зеленые насаждения" незаконными, администрация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса для удовлетворения соответствующего требования необходимо одновременное установление несоответствия обжалуемого решения нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативного акта, решения, действия (бездействия) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Из материалов дела следует, что заявление было подано в суд 26.07.2017, 11.11.2015 г. в ГКН были внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8.
Администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, в обосновании которого было указано, что городским поселением велась переписка с администрацией муниципального образования Темрюкский район (письмо от 11.05.2016 г. 01-30/1921) и заинтересованным лицом (письма от 24.11.2016 N 01-30/5571, от 08.06.2017 г. N01-30/2880) с целью получения информации и документов, послуживших основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8 с "для строительства и эксплуатации парка" на "лесопарки, иные зеленые насаждения".
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-0, от 22 ноября 2012 года N 2149-0 и от 17 июня 2013 годаN 980-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Федеральный законодатель на основе баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство должен обеспечить при установлении порядка признания ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными реальную возможность заинтересованным лицам воспользоваться правом на обжалование указанных правовых актов, решений и действий (бездействия) в тех случаях, когда заинтересованные лица по уважительным причинам не могли в установленные законом сроки обратиться в суд с соответствующим требованием.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемых правовых актов, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который их издал. Согласно ст. 9 АПК РФ риск наступления последствий не совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий, несут эти лица.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившим в силу с 01.03.2015, внесены изменения в земельное и градостроительное законодательство, в том числе в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в результате чего введена статья 3.3. Согласно абзацу 3 пункта 2 названной статьи предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
С 01.03.2015 г. распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе земельным участком с кадастровым номером 23:30:1111007:8 осуществляет администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О кадастровой деятельности" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок (в редакции по состоянию на 31.12.2016).
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (в редакции по состоянию на 31.12.2016).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта" недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21,21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (в редакции по состоянию на 31.12.2016).
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 -30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Как установлено судом, согласно условиям договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 18.06.2015 N 3000006849 земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111007:8 был предоставлен ООО "Гефест" сроком на 3 (три) года с момента регистрации, то есть с 01.07.2015 с размером арендной платы 669 117 рублей 52 копейки в год.
Кадастровая стоимость арендуемого земельного участка на момент подписания договора составляла 36 009 000 руб.
11.11.2015 сведения ЕГРН о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка по заявлению арендатора изменены с "Для строительства и эксплуатации парка" на "Лесопарки, иные зеленые насаждения" (письмо Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 26.06.2017).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно признал обоснованной позицию заявителя, что у ООО "Гефест" отсутствовали полномочия на обращение с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка в силу положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия кадастровой палаты в нарушение указанной выше нормы права совершены по заявлению неуполномоченного лица. В результате данных действий в кадастр незаконно внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости.
Доводы третьего лица с указанием, что на общий срок арендных отношений составляет 8 лет, поскольку первоначально данный земельный участок был предоставлен обществу в соответствии с договором аренды от 16.04.2010 N 3000004205 для строительства грязелечебницы, применительно к настоящему спору правомерно признаны судом не обоснованными по следующим основаниям.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Принцип свободы договора предполагает свободу определения сторонами условий, подлежащих включению в договор, и может быть ограничен лишь случаями, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статьи 1, 421, 422 Гражданского кодекса).
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса стороны должны исполнять обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 606 Гражданского кодекса установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса). В свою очередь, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (пункт 1 статьи 615 Гражданского кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13 сформулирована правовая позиция о том, что в связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение вида использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору аренды арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Как указано выше, 18.06.2015 между администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района и ООО "Гефест" был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 3000006849. Согласно предмету Договора Арендодатель предоставил Арендодателю в аренду однократно для завершения строительства за плату земельный участок с кадастровым номером 23:30:1111007:8, общей площадью 30000 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: г. Темрюк, район горы "Гнилой", предназначенный для строительства и эксплуатации парка.
Дополнительное соглашение об изменении вида разрешенного использования сторонами не заключалось.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 1756/13 выработал следующие правовые подходы. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 Земельного кодекса противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. Положения указанной статьи должны применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения. Арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды. При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Арендатор земельного участка не имеет право на выбор любого вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом. Удовлетворение требования об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, по существу направленного на обход предусмотренных земельным законодательством публичных процедур, недопустимо.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешённого использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Арендатор, так же как и арендодатель земельного участка, не вправе изменять договор в одностороннем порядке.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели предусмотрено условиями договора, в том числе и посредством изменения вида разрешённого использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Таким образом, при наличии действующего договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в отсутствие соответствующего договорного регулирования (в пунктах основного договора либо путём подписания дополнительных соглашений) ни арендатор, ни арендодатель не вправе в одностороннем порядке изменять вид разрешённого использования земельного участка.
Указанный земельный участок был передан в аренду ООО "Гефест", которое при заключении договора аренды согласилось с видом разрешенного использования земельного участка "предназначенный для строительства и эксплуатации парка" и ценой договора, в том числе с порядком ее определения. Изменение вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка является попыткой изменения условий договора в одностороннем порядке.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:8 после внесенных изменений в ГКН 11.11.2015 составила 21 600 руб.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района при расчете годового размера арендной платы руководствуется Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов", в соответствии с которым арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Указание заинтересованного лица о не подведомственности спора, поскольку одним из требований является установление кадастровой стоимости, признается судом неправомерным по следующим основаниям.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающим при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установлено, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что требования администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района направлены не на установление или определение вида земельного участка и его кадастровой стоимости, а на восстановление нарушенных заинтересованным лицом законных прав и интересов заявителя, путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о предыдущем виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 23:30:1111007:8 "Для строительства и эксплуатации парка" и его кадастровой стоимости "36 009 000", установленные до 11 ноября 2015 г.
Поскольку действиями Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по внесению изменений в ГКН, а именно изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка и его кадастровой стоимости, были нарушены нормы Федерального законодательства.
Изменение вида земельного участка и его кадастровой стоимости повлекло изменение условий договора аренды, а именно предмета, размер и условии внесения арендной платы, без согласия арендодателя.
Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, были затронуты договорные отношения администрации поселения.
Доказательств, опровергающих указанный вывод, заинтересованное лицо суду не представило.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2018 по делу N А32-38061/16, от 21.03.2018 по делу N А63-14853/2015.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Исходя из нормы ч. 5 ст.201 АПК РФ, при рассмотрении споров об обжаловании действий (бездействия) публичных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ этот закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68.
Следовательно, с 01.01.2017 полномочиями по государственному кадастровому учету наделено Управление Росреестра.
В целях устранения нарушений прав суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по Краснодарскому краю совершить действия, направленные на восстановление положения существовавшего до внесения сведений об изменении вида разрешенного использования, путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о предыдущем виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 23:30:1111007:8 "Для строительства и эксплуатации парка" и его кадастровой стоимости "36 009 000".
Данная мера соответствует предмету требований, направлена на устранение нарушений прав заявителя, является исполнимой, поскольку содержит указания на действия, которые учреждение в пределах своих полномочий должно совершить.
Указание заявитель в качестве заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю не повлияло на вынесение законного решения судом первой инстанции, так как в материалах дела представлен отзыв, подписанный представителем Матвеевой А.А. по доверенности от имени Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (л.д.44 т.1).
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2017 по делу N А32-31559/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31559/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июля 2018 г. N Ф08-5303/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, г. Краснодар, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ООО "Гефест", Управление росреестра по КК