г. Тула |
|
7 мая 2018 г. |
Дело N А54-1983/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.05.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" (Рязанская область, Рязанский район, деревня Полково, ОГРН 1106215000484, ИНН 6215024186) - Трифонова Д.В. (доверенность от 10.04.2018) и от Прокурора Рязанской области - Сударчиковой Л.В. (поручение от 25.04.2018 N 8-14-2018), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.02.2018 по делу N А54-1983/2017 (судья Шуман И.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" (далее - ООО "ТД Заборье", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, деревня Турлатово, ОГРН 1026200702330, ИНН 6215001598) (далее - администрация), при участии в деле на основании ходатайства (т. 5, л. д. 53) Прокурора Рязанской области, о признании недействительным градостроительного плана N RU 6251530916317 земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080125:132 в части, касающейся разрешенных видов использования земельного участка (т. 1, л. д. 4 - 11; т. 8, л. д. 1 - 3).
Определениями суда от 29.05.2017 и от 25.10.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, село Заборье, ОГРН 1056212019566, ИНН 6215016146), Совет депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, Правительство Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 6231014428), Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1156234011999, ИНН 6234146849) (т. 1, л. д. 164 - 165; т. 3, л. д. 123 - 125).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.02.2018 в удовлетворении заявления отказано (т. 8, л. д. 6 - 22).
Не согласившись с судебным актом, ООО "ТД Заборье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить (т. 8, л. д. 29 - 35).
Заявитель ссылается на то, что Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение от 17.12.2014 N 45 с изменениями от 30.12.2015 N 31 не были опубликованы в установленном законом порядке, следовательно, являются недействующими и не подлежат применению. Полагает, что решение Совета депутатов должно было быть опубликовано только в печатном средстве массовой информации Заборьевского сельского поселения. По мнению заявителя, при расположении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080125:132 сразу в двух территориальных зонах (К-2 и К-4) администрацией было допущено нарушение действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу Прокуратура Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 8, л. д. 72 - 83).
Считает, что выданный ООО "ТД Заборье" администрацией градостроительный план актуален и соответствует действующим Правилам землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, являющимся составной частью градостроительной документации.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 8, л. д. 95 - 96). Считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В возражении на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 8, л. д. 101 - 103).
Пояснила, что, поскольку у муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области отсутствует свой официальный сайт в сети Интернет, решение Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 17.12.2014 N 45 и соответствующие Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании - Заборьевское сельское Поселение Рязанского муниципального района Рязанской области были опубликованы на официальном сайте Администрации Рязанского муниципального района.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель прокурора Рязанской области не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились.
Возражение администрации на апелляционную жалобу содержит ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (т. 8, л. д. 101 - 103), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривалось в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 21.02.2018 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на нее и возражения, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ТД Заборье" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:15:00801 125:132 общей площадью 40 000 кв. м, расположенного в 4 200 м по направлению на север от села Заборье Рязанского района. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование - для строительства полигона твердых бытовых отходов (свидетельство о государственной регистрации права от 29.10.2014 N 62-МД 977466 (т. 1, л. д. 26)).
Категория земельного участка и разрешенное использование установлены распоряжением правительства Рязанской области от 28.04.2014 N 181-р (т. 1, л. д. 60).
Общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 62:15:00801 125:132.
Администрацией выдан градостроительный план земельного участка от 16.08.2016 N RU 6251530916317, который утвержден распоряжением главы администрации от 14.02.2017 N 93-Р (т. 1, л. д. 14 - 18).
Пунктом 2.1 плана предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельного участка:
- основные виды: массивы зеленых насаждений; питомники растений, предназначенных для озеленения санитарно-защитных зон;
- вспомогательные виды использования земельного участка: площадки для выгула собак с соответствующим благоустройством и оборудованием; общественные туалеты; площадки для сбора мусора (количество контейнеров на одной площадке - согласно расчетам, но не более пяти); объекты инженерно-технического обеспечения, в частности артезианские скважины для технического водоснабжения; объекты пожарной охраны.
Ссылаясь на то, что указанный градостроительный план в части, касающейся разрешенных видов использования земельного участка, является незаконным и нарушает права и интересы заявителя, ООО "ТД Заборье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (т. 1, л. д. 4 - 11).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 7, 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации даны основные понятия, используемые в целях настоящего Кодекса:
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей.
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действующей на дату обращения с заявлением о выдаче градостроительного плана) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Частью 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма (на момент возникновения спорных правоотношений) была утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207.
Формой градостроительного плана предусмотрено, что в разделе 2 плана должна содержаться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. При этом при заполнении данного раздела, как следует из сноски к этому разделу, необходимо указывать наименование представительного органа местного самоуправления, реквизиты акта об утверждении правил землепользования и застройки, информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка (за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд).
Формой градостроительного плана также предусмотрено, что в пункте 2.1 градостроительного плана должна быть указана информация о разрешенном использовании земельного участка, согласно сноскам 2, 3 и 4.
Таким образом, исходя из положений статьи 1, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка устанавливается градостроительный регламент, градостроительный план в части указания видов разрешенного использования земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства содержит отсылочное положение к градостроительному регламенту.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении его строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок, являющийся собственностью ООО "ТД Заборье", находится в пределах территории муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области и относится к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, разрешенное использование - для строительства полигона твердых бытовых отходов.
Решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 17.12.2014 N 45 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области" (далее - Правила землепользования), в соответствии с которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне К4 "Зона озеленения специального назначения", предусматривающая основные виды разрешенного использования: массивы зеленных насаждений; питомники растений, предназначенных для озеленения санитарно-защитных зон, а также вспомогательные виды разрешенного использования: площадки для выгула собак с соответствующим благоустройством и оборудованием; общественные туалеты; площадки для сбора мусора (количество контейнеров на одной площадке - согласно расчетам, но не более пяти); объекты инженерно-технического обеспечения, в частности артезианские скважины технического водоснабжения; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары (включая фонтаны), противопожарные водоемы и пр.).
Правилами землепользования не предусмотрено в спорной территориальной зоне специальных видов разрешенного использования, в том числе и применительно к строительству полигона ТБО.
Поскольку градостроительный план не является, как указано выше, правоустанавливающим документом, а лишь воспроизводит Правила землепользования применительно к земельному участку, арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что на спорный земельный участок не распространяются указанные Правила землепользования, как нормативно не обоснованный.
При обращении за выдачей разрешения на строительство общество должно представить актуальный градостроительный план, соответствующий действующим градостроительным регламентам.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 308-ЭС16-17190 по делу N А32-39308/2015.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае выданный администрацией района градостроительный план актуален и соответствует действующим Правилам землепользования и застройки муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, являющимся составной частью градостроительной документации.
Оспаривая градостроительный план от 16.08.2016 N RU 6251530916317 в части, содержащей указание разрешенных видов использования земельного участка в соответствии с Правилами землепользования, заявитель считает правильным указывать спорные сведения в соответствии с постановлением правительства Рязанской области от 28.04.2014 N 181-р.
Вместе с тем постановление правительства Рязанской области от 28.04.2014 N 181-р не является документом территориального планирования и градостроительного зонирования. По мнению суда, имеющиеся противоречия подлежат разрешению путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 - 7, 10 - 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Как следует из пункта 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Общая процедура внесения таких изменений заключается в следующем: поступление в комиссию по землепользованию и застройке предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации); подготовка комиссией по землепользованию и застройке заключения по поступившему предложению, содержащего рекомендации для главы местной администрации по варианту решения относительно вопроса о внесении изменений (пункт 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации); принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации); проверка проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки на соответствие предъявляемым к нему требованиям (пункт 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации); проведение публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации); направление проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки после публичных слушаний на утверждение в представительный орган местного самоуправления (пункт 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации); утверждение проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации соответствующих процедур не было, заявитель не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования.
Отклоняя довод заявителя о том, что Правила землепользования Заборьевского сельского поселения являются недействующими в связи с их официальным не опубликованием в средстве массовой информации "Мещерский вестник", суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ);
3) размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами также через библиотечные и архивные фонды и иные.
Таким образом, законодателем органам местного самоуправления предоставлена альтернатива для размещения информации о своей деятельности.
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети "Интернет". Утвержденные Правила землепользования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее, чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 17.12.2014 N 45 утверждены Правила землепользования.
Согласно пункту 2 названного решения документ вступает в силу со дня его опубликования.
На момент принятия вышеназванного решения в Заборьевском сельском поселении Рязанского муниципального района действовал Устав муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в редакции, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 28.12.2005 N 13 (т. 5, л. д. 62 - 127).
Указанный Устав был признан утратившим силу в связи с принятием решения Совета депутатов от 27.03.2015 N 8 (т. 5, л. д. 40 - 42, 60 - 61; т. 6, л. д. 1 - 19).
В силу статьи 39 Устава от 28.12.2005 Совет депутатов в пределах своей компетенции, установленной настоящим Уставом, принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Совета депутатов Заборьевского сельского поселения открытым голосованием. Принятые Советом депутатов нормативные правовые акты направляются главе Заборьевского сельского поселения для подписания и обнародования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39 Устава от 28.12.2005 муниципальные правовые акты Заборьевского сельского поселения, затрагивающие прав и свободы граждан, вступают в силу после официального опубликования (обнародования).
Согласно пункту 5 статьи 36 Устава от 28.12.2005 официальное обнародование муниципальных правовых актов может осуществляться, в том числе следующим способами:
- путем их опубликования в средствах массовой информации, доступных гражданам муниципального образования;
- размещением полного текста муниципального правового акта на информационных стендах, досках объявлений в населенных пунктах;
- путем читки муниципальных правовых актов на собраниях граждан и иными.
Все перечисленные способы обнародования равноправны. Конкретный источник для опубликования (обнародования) названных правовых актов не обозначен.
Пунктом 8.1 постановления администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 28.04.2011 N 377 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления" (действовавшего на момент утверждения Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании - Заборьевское сельское поселение) определено, что структурная модель Сайта представляет собой систему основных разделов, которые наполняются актуальной информацией в области образования, науки, культуры, спорта и других областях. Она зависит от целей и задач, решаемых администрацией Рязанского района, основных направлений информатизации Рязанского района, проблем, наиболее значимых для социального и экономического развития Рязанского района.
На титульной (домашней) странице Сайта расположены:
- заголовок "Рязанский муниципальный район";
- навигационный блок (навигационное меню) по тематическим разделам Сайта;
- информация об администрации Рязанского района;
- документы;
- структура;
- работа с обращениями граждан;
- телефонный справочник;
- сельские поселения Рязанского района;
- ленты новостей, анонсы мероприятий, аналитические, информационные материалы;
- интерактивная инвестиционная карта Рязанского района.
Распоряжением главы администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 19.12.2011 N 426-р "Об информационном наполнении официального Интернет-сайта администраций муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области" главам администраций муниципальных образований - сельских муниципального района Рязанской области рекомендовано контролировать своевременность, достоверность, корректность, актуальность и качество размещения информации на Сайте в разделах подчиненных им сельских поселений.
Судом установлено, что в связи с тем, что у муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области отсутствует свой официального сайта в сети Интернет, решение Совета депутатов муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 17.12.2014 N 45 и соответствующие Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании - Заборьевское сельское Поселение Рязанского муниципального района Рязанской области были опубликованы на официальном сайте администрации Рязанского муниципального района, что подтверждается скриншотами страниц сайта (т. 1, л. д. 71 - 72; т. 6, л. д. 20 - 31).
Кроме этого, администрацией муниципального образования - Заборьевское сельское поселение в соответствии с требованиями части 3.1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденные правила землепользования и застройки 15.11.2015 размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования на сайте fgis.economy.gov.ru.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если возможность ознакомиться с содержанием нормативно-правового акта была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
При таких обстоятельствах, суд правомерно счел, что администрацией Заборьевского сельского поселения обеспечена возможность для ознакомления с содержанием Правил землепользования и застройки и решением (последующих изменений и дополнений к Правилам), в том числе и ООО "ТД Заборье".
Спорные Правила землепользования не оспорены в установленном законном порядке.
Как верно отметил Арбитражный суд Рязанской области, тот факт, что ранее, в 2011 году обществу выдавался градостроительный план (т. 3, л. д. 46 - 50), оригинал которого обозревался судом в судебном заседании, с указанием вида разрешенного использования земельного участка для строительства полигона ТБО, обоснованно не принят судом во внимание ввиду следующего: законность выдачи данного градостроительного плана и, как следствие, полученное на его основании разрешение на строительство, у суда вызвали сомнение, поскольку перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности состоялся только в 2014 году на основании распоряжения правительства Рязанской области от 28.04.2014 N 181-р; данный градостроительный план был актуален в период действия разрешения на строительство N RU 62515000-242-14, срок по которого истек 01.12.2015.
Вместе с тем в марте 2016 года общество уже начало эксплуатировать полигон ТБО без разрешения на ввод его в эксплуатацию, в связи с чем решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.08.2016 по делу N А54-1434/2016 оно было признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей (т. 6, л. д. 40 - 43).
Решением Рязанского районного суда от 01.07.2016 по делу N 2-713/2016 деятельность ООО "ТД Заборье" по размещению и хранению твердых бытовых отходов на земельной участке с кадастровым номером 62:15:00801 125:132 была прекращена до получения разрешения на ввод в эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов на указанном участке и внесения данного полигона ТБО в государственный реестр объектов размещения отходов (т. 6, л. д. 34 - 39).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.02.2017 по делу N А54-7675/2016 ООО "ТД Заборье" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей (за строительство полигона ТБО без разрешения на строительство) (т. 6, л. д. 44 - 58).
Таким образом, самовольное строительство объекта в течение 2016 года (без разрешения на строительство) влечет для заявителя наступление негативных последствий в виде необходимости получения повторного градостроительного плана в соответствии с вновь действующими Правилами землепользования и иными ограничениям по отношению к спорному земельному участку, в частности, связанные с включением спорного земельного участка в границы территории объекта культурного наследия федерального значения (достопримечательное место) "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина".
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя - ООО "ТД Заборье".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.02.2018 по делу N А54-1983/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Заборье" (Рязанская область, Рязанский район, д. Полково, ОГРН 1106215000484, ИНН 6215024186) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1983/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 7 сентября 2018 г. N Ф10-3358/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Торговый дом Заборье"
Ответчик: Администрация Муниципального образования Рязанского муниуипального района Рязанской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования -Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципальнрго района Рязанской области, Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области, Правительство Рязанской области, Совет депутатов муниципального образования -Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, Прокуратура Рязанской области