г. Томск |
|
08 мая 2018 г. |
Дело N А45-38416/2017 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Новосибирской таможни на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 февраля 2018 года по делу N А45-38416/2017 (судья Попова И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЭД и ЛОГИСТИКА" (ОГРН 1155476079428, ИНН 5409001387, 630025, г. Новосибирск, ул. Бердское шоссе, 61) к Новосибирской таможне (630015, г. Новосибирск, ул. Королева, 40) об оспаривании постановления от 29.11.2017 N 10609000-1338/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВЭД и ЛОГИСТИКА" (далее - ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2017 N 10609000-1338/2017, вынесенного Новосибирской таможней (далее - таможня, административный орган).
Решением от 15.02.2018 Арбитражного суда Новосибирской области постановление Новосибирской таможни от 29.11.2017 N 10609000-1338/2017 признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Указывает, что спорные головные уборы не относятся к головным уборам, обозначенным в подпункте "в" пункта 1 примечания товарной подсубпозиции 6505 00 900 0 0 ТН ВЭД ТС. Указанные "новогодние колпаки" широко применяются в обыденной жизни, за пределами мероприятий, посвященных новогодним и рождественским праздникам. Данные колпаки применяются в качестве "гномьих колпаков" и используются на различных утренниках, постановках, для обыденных развлечений, простого использования, а также для мероприятий, в целях создания необычной атмосферы, что является общеизвестным фактом, в связи с чем не могут относиться к подсубпозиции 9505 10 900 0 (товары для новогодних и рождественских праздников).
Учитывая материал изготовления, а также возможность покрывать голову, товар соответствует определению "головного убора", следовательно, подлежит классификации в товарной позиции 6505 ТН ВЭД.
Общество в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 06.10.2017 на Новосибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) Новосибирской таможни декларантом ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА" (ИНН 5409001387, КПП 540901001, ОГРН 1155476079428) с применением процедуры электронного декларирования подана и зарегистрирована декларация на товары N 10609050/061017/0024220, в которой к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлена партия, состоящая из двух товаров, прибывшая в адрес ООО ТК "Транспортные линии" из Китайской народной республики железнодорожным транспортом (железнодорожная накладная N ЭЙ522311) по инвойсу от 22.08.2017 N 20170822 в счет исполнения внешнеторгового контракта от 20.10.2015 N VL-YW-N-02, заключенного между ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА" (Россия) и "YIWUSUNDORA IMPORT AND EXPORT CO.,LIMITED" (Китай), и размещенная на СВХ ООО "Легион Сибирь Плюс", расположенном по адресу: 630052, г. Новосибирск, ул. Толмачевская, 1/1.
Среди прочих в графе 31 ДТ N 10609050/061017/0024220 заявлен следующий товар N1 - товары для новогодних и рождественских праздников: колпак новогодний 28x38см лазерная обработка ткани, материал: полиэстер, артикулы CHJA6223, CHJA6224 (общим количеством 3600 штук), код ЕТН ВЭД ЕАЭС 9505 10 900 0 - товары для новогодних и рождественских праздников из прочих материалов. Изготовитель YIWU SUNDORA IMPORT & EXPORT CO., LTD, страна производства - Китай.
В графе 44 ДТ N 10609050/061017/0024220 декларантом ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА" в качестве документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, указано информационное письмо органа по сертификации ООО "ОптимаТест" от 29.08.2017N 693/17, в соответствии с которым, продукция "колпак новогодний" код ЕТН ВЭД ЕАЭС 9505 10 900 0 не подпадает под действие Технических регламентов Таможенного союза TP ТС N008/2011 "О безопасности игрушек", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798, TP ТС N 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769.
В ходе документального контроля ДТ N 10609050/061017/0024220 и акта таможенного досмотра N 10609030/041017/000735 должностным лицом Бердского таможенного поста выявлены признаки неверной классификации части товара N 1 -товары для новогодних и рождественских праздников: колпак новогодний 28x38см лазерная обработка ткани, материал: полиэстер, артикулы CHJA6223, CHJA6224 (общим количеством 3600 штук), код по ЕТН ВЭД ЕАЭС 9505 10 900 0, а именно: товар "колпак новогодний 28x38см лазерная обработка ткани, материал: полиэстер, артикулы CHJA6223, CHJA6224 (общим количеством 3600 штук)" следует классифицировать в подсубпозициии - 6505 00 900 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС - Шляпы и прочие головные уборы трикотажные машинного или ручного вязания прочие.
В рамках системы управления рисков и статьи 52 ТК ТС должностным лицом Бердского таможенного поста было принято решение по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС от 09.10.2017 N РКТ-10609050-17/000250.
Для соблюдений условий выпуска товаров 09.10.2017 часть товара N 1 - товары для новогодних и рождественских праздников: колпак новогодний 28x38см лазерная обработка ткани, материал: полиэстер, артикулы CHJA6223, CHJA6224 (общим количеством 3600 штук) выделена в товар N 3.
Товар N 3 - "товары для новогодних и рождественских праздников: колпак новогодний 28x38см лазерная обработка ткани, материал: полиэстер", артикулы CHJA6223, CHJA6224 (общим количеством 3600 штук) входит в перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" путем представления декларации о соответствии.
10.10.2017 в ходе таможенного контроля декларанту ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА" направлен запрос о представлении документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (TP ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности") на товар N 3 - товары для новогодних и рождественских праздников: колпак новогодний 28x38см лазерная обработка ткани, материал: полиэстер, артикулы CHJA6223, CHJA6224 (общим количеством 3 600 штук).
Документ, подтверждающий соблюдение ограничений - декларация о соответствии на товар N 3 по ДТ N 10609050/061017/0024220 декларантом в сроки выпуска, установленные статьей 196 ТК ТС, не представлен, в связи с чем 10.10.2017 таможенным органом произведен отказ в выпуске товара N 3 (ранее часть товара N 1) по ДТ N 10609050/061017/0024220 на основании пункта 2 статьи 201 ТК ТС (не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений).
26.10.2017 в отношении ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащий указание на несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
29.11.2017 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10609000-1338/2017, которым ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказан в действиях заявителя событие и, следовательно, состав правонарушения, установленный статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров.
Объективная сторона правонарушения заключается, в том числе и в бездействии лица - участника внешнеэкономической деятельности, выразившегося в неисполнении им публично-правовой обязанности по соблюдению запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в том числе, если необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которому товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников Таможенного союза.
Согласно статье 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и правовыми актами государств членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию в письменной и (или) электронной, формах с использованием таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу пункта 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, о товарах, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в частности к таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Исходя из положений статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операции, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно положениям статьи 50 ТК ТС для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД).
Решением Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза содержит основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
ОПИ ТН ВЭД ТС определено, что классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, имеют значение наименования субпозиций и примечания, относящиеся к субпозициям (правила 1 и 6).
Таким образом, наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
При таких обстоятельствах, декларанту, а также лицу, контролирующему правильность заявленного классификационного кода, при определении полного 10-значного кода товара следует совершать последовательные действия по выбору подсубпозиции, а именно: сравнить тексты субпозиций с равным количеством дефисов (уровней), а затем, аналогично, выбрать в строгом соответствии с текстом подходящую подсубпозицию.
Из материалов дела следует, что ООО "ВЭД и ЛОГИСТИКА" отнесло товар N 1, ввезенный по ДТ N 10609050/061017/0024220 к товарной подсубпозиции ЕТН ВЭД ЕАЭС 9505 10 900 0 - товары для новогодних и рождественских праздников из прочих материалов. Изготовитель YIWU SUNDORA IMPORT & EXPORT CO., LTD, страна производства - Китай.
Между тем таможенным органом ввезенный обществом товар был отнесен к товарной подсубпозиции 6505 00 900 0 0 ТН ВЭД ТС, в которой классифицируется товар "Шляпы и прочие головные уборы трикотажные машинного и ручного вязания прочие".
В соответствии с разделом XII группа 65 Головные уборы и их части в подсубпозиции 6505 00 900 0 0 указан товар "прочие".
В связи с принятием решения о классификации от 09.10.2017 и отнесением таможенным органом спорного товара к товарной подсубпозиции 6505 00 900 0 0 ТН ВЭД ТС, по которой классифицируется товар "Шляпы и прочие головные уборы трикотажные машинного и ручного вязания прочие", таможенный орган пришел к выводу, что товар N 1,заявленный по ДТ N 10609050/061017/0024220, требует представления декларации о соответствии техническому регламенту ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности".
Суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, пришел к выводу, что таможней не учтены положения подпункта "в" пункта 1 примечания, в соответствии с которым в группу 65 не включаются шляпы для кукол, другие игрушечные головные уборы или карнавальные изделия группы 95.
В соответствии с группой 95 Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности к подсубпозиции 9505 10 900 0 относятся "Изделия для праздников, карнавалов или прочие изделия для увеселения, включая предметы для показа фокусов и шуток: - товары для новогодних и рождественских праздников: из прочих материалов".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество правомерно ввезенный товар N 1 по ДТ N 10609050/061017/0024220 отнесло к товарной субпозиции ЕТН ВЭД ЕАЭС 9505 10 900 0 - товары для новогодних и рождественских праздников из прочих материалов.
Не соглашаясь с указанными выводами суда таможенный орган, ссылаясь на материал изготовления, а также возможность покрывать голову, указывает, что товар соответствует определению "головного убора", следовательно, подлежит классификации в товарной позиции 6505 ТН ВЭД
Однако указания на то, что по субпозиции 950510 товары для новогодних и рождественских праздников должны быть изготовлены только из бумаг, иметь разовый характер, не содержится.
К подсубпозициям 9505 10 100 0 и 9505 10 900 0 отнесены товары для новогодних и рождественских праздников стеклянные и из прочих материалов соответственно.
Доказательств того, что новогодние колпаки могут использоваться не только в период праздника, таможенным органом не представлено.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого представленного участвующими в деле лицами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, дав всем доказательствам правовую оценку, учитывая, что доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административный орган в материалы дела не представил, несмотря на предоставление такой возможности, приходит выводу о том, что изложенные в постановлении обстоятельства административным органом не доказаны, что в свою очередь, свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя события и состава вмененного обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения являются самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит выводу о том, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не доказан и оснований для привлечения общества к административной ответственности у административного органа не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом этого суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дела не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15 февраля 2018 года по делу N А45-38416/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новосибирской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-38416/2017
Истец: ООО "ВЭД И ЛОГИСТИКА"
Ответчик: Новосибирская таможня