г. Ессентуки |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А63-23269/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Центральное" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21 февраля 2018 года по делу N А63-23269/2017, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", ОГРН 1022601972909, г. Ставрополь в лице филиала "Энергосбыт", г. Минеральные Воды,
к товариществу собственников недвижимости "Центральное", ОГРН 1122651001021, ст. Ессентукская,
о взыскании задолженности в размере 27 209 руб. 39 коп., в том числе основного долга в размере 25 262 руб. 73 коп., пени в размере 1 946 руб. 66 коп., а также расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 руб. (судья Безлепко В.В.),
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", ОГРН 1022601972909, г. Ставрополь обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к товариществу собственников недвижимости "Центральное", ОГРН 1122651001021, ст. Ессентукская, о взыскании задолженности в размере 27 209 руб. 39 коп., в том числе основного долга в размере 25 262 руб. 73 коп., пени в размере 1 946 руб. 66 коп., а также расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21 февраля 2018 года исковые требования государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь, удовлетворены частично.
Суд первой инстанции взыскал с товарищества собственников недвижимости "Центральное", ст. Ессентукская в пользу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь, задолженность в сумме 26 899 руб. 94 коп, в том числе основной долг по оплате электроэнергии, потребленной при содержании общего имущества МКД за период с 01.01.2017 по 31.10.2017, в размере 25 262 руб. 73 коп. и пени за период с 19.02.2017 по 30.11.2017 в сумме 1 637 руб. 21 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 1 977 руб. 25 коп.
В остальной части иска судом первой инстанции отказано.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии
Не согласившись с принятым решением, товарищество обратилось с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20 февраля 2018 года по Делу N А63-23259/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" в лице филиала ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" "Энергосбыт" ст. Ессентукская, к товариществу собственников жилья "Центральное", ст. Ессентукская, о взыскании задолженности за период с 01.01.2017 по 01.10.2017 в размере 25 262,73 руб., пени в размере 1 946,66 руб., расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 руб. отказать в полном объёме.
Указывает о том, что в нарушение ст. ст. 66, 228 АПК РФ истец, направил в суд ходатайства и дополнения к исковому заявлению и не направил, указанные документы в адрес ответчика.
Указывает о том, что ответчик предоставил в суд произвольные, не подтверждённые ни чем суммы.
Указывает о том, что между обществом и товариществом отсутствуют какие либо договорные отношения.
Указывает о том, что суд первой инстанции неправильно определил исполнителя коммунальных услуг.
Указывает о несвоевременном предоставлении в суд истцом актов снятия показаний как ОДПУ, так и ИПУ.
До начала судебного заседания от предприятия поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обозванное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21 февраля 2018 года по делу N А63-23269/2017 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
В соответствии с пунктом 1 Постановления РТК Ставропольского края от 22.08.2016 N 30/1 "О границах зон деятельности гарантирующих поставщиков территории Ставропольского края" границами зон деятельности ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края являются границы, указанные в приложениях 1 - 5 к настоящему постановлению.
Согласно приложению N 1 к указанному постановлению ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" осуществляет энергоснабжение многоквартирного дома по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1.
Согласно анкете, размещенной на сайте www.reformagkh.ru, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1, находится в управлении ТСН "Центральное". Последние изменения указанной анкеты датированы 20.04.2017.
ТСН "Центральное" вручено письмо от 24.01.02.2017 N 01-03/13 с приложением договора, подготовленного в соответствии с Правилами N 124.
В течение 30 дней со дня получения оферты договора от ответчика не поступило ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях, либо на иных условиях.
За период с 01.01.2017 по 31.10.2017 обществом товариществу поставлено электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1, в следующих объемах:
в январе 2017 - 1022 кВт/ч на сумму 2974,02 руб. с учетом НДС;
в феврале 2017 - 1270 кВт/ч на сумму 3695,7 руб. с учетом НДС;
в марте 2017 - 524 кВт/ч на сумму 1524,84 руб. с учетом НДС;
в апреле 2017 - 2019 кВт/ч на сумму 5875,29 руб. с учетом НДС;
в мае 2017 - 997 кВт/ч на сумму 1 901,27 руб. с учетом НДС;
в июне 2017 - 568 кВт/ч на сумму 1652,88 руб. с учетом НДС;
в июле 2017 - 321 кВт/ч на сумму 972,63 руб. с учетом НДС;
в августе 2017 - 462 кВт/ч на сумму 1652,88 руб. с учетом НДС;
в сентябре 2017 - 582 кВт/ч на сумму 1763,46 руб. с учетом НДС;
в октябре 2017 - 826 кВт/ч на сумму 2502,78 руб. с учетом НДС.
На оплату фактически принятой товариществом электрической энергии в целях содержания общего имущества выставлены счета на оплату принятой товариществом электрической энергии в целях содержания общего имущества, на общую сумму 25 262 руб. 73 коп. с учетом НДС.
Истцом в адрес ответчика 29.09.2017 направлена досудебная претензия N 04-01-01/1112 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которую ответчик оставил без удовлетворения, в результате чего истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно определил исполнителя коммунальных услуг - отклоняется.
Согласно анкете, размещенной на сайте www.reformagkh.ru, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1, с 31.12.2011 находится в управлении ТСН "Центральное".
В соответствии с анкетой (пункт 1.4 на листе 5) в графе "перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ТСН" указан дом - Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1.
Таким образом, на ТСН "Центральное" возложено обеспечение поставки жилищно-коммунальных услуг, содержание и эксплуатацию общего имущества жилого дома на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя приобретение холодной, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведение сточных бытовых вод в целях содержания общего имущества.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, последняя становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 правил N 124, исходит из положений части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Этот вывод также содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Суд первой инстанции верно указал, что ТСН "Центральное" обязано, с одной стороны, оказывать услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по содержанию общего имущества, с другой - рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией за электроэнергию, приобретенную в целях содержания общего имущества в домах.
Однако, товарищество уклонилось от заключения договора энергоснабжения электрической энергией с обществом.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить лицу, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами N 124, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации (п. 10 Правил N 124).
Согласно пункту 11 Правил, в случаях, указанных в пункте 21(1) Правил N 124, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе Правилам заключения договоров ресурсоснабжения и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки (оферты).
Довод апелляционной жалобы о том, что между обществом и товариществом отсутствуют какие - либо договорные отношения - отклоняется.
ТСН "Центральное" 24.01.2017 вручена оферта договора, подготовленного в соответствии с Правилами N 124.
В течение 30 дней со дня получения оферты договора от товарищества не поступило ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях, либо на иных условиях, следовательно, у товарищества возникла обязанность по оплате ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества.
В силу вышеизложенного и согласно ч. 17 ст. 1 2 Федерального закона РФ N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" между ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" и ТСН "Центральное" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1, находящемся в управлении ТСН "Центральное", сложились фактические отношения по энергоснабжению.
При этом доказательств заключения договора ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении спорного многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией (пункт 12 Правил N 124) ответчик не представил, о факте отсутствия электроснабжения указанного дома в спорный период не заявил и не представил таких доказательств.
В абзаце десятом пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации), в силу чего данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождают абонента от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие письменного договора не освобождает потребителя от обязанности оплатить стоимость фактически потребленной электроэнергии.
Указанные выводы суда согласуются с судебной практикой (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 N 05АП-8780/2017 по делу N А59-4180/2017; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 13АП-31773/2017 по делу N А26-6126/2017; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2017 N Ф04-470/2017 по делу N А46-5861/2016; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 N 16АП-4523/2017 по делу N А63-9881/2017; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 N 15АП-21476/2017 по делу N А53-15049/2017, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2017 N 15АП-18408/2017 по делу N А53-15967/2017 и т.д.).
Суд первой инстанции верно указал, что на основании изложенного ТСН в отношениях с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах осуществляет права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Доказательств несоответствия объема электроэнергии, отраженного истцом в ведомостях электропотребления и предъявленного к оплате, данным, имеющимся у ответчика, не представлено.
При этом в соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 целях формирования платежных документов и предоставления их потребителям не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, исполнитель обязан снять показания общедомового прибора учета в срок с 23-го по 25-е число текущего месяца. С данными сроками должны совпадать сроки снятия показаний индивидуальных приборов учета, что должно обеспечить сопоставимость измеренных объемов потребления коммунальных ресурсов и наиболее адекватный расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Доказательств того, что сторонами согласованы иные сроки снятия показаний индивидуальных приборов учета, податель жалобы не представил.
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем обладает всей полнотой информации, позволяющей производить расчеты за поставленные ресурсы, в частности, о площади жилых помещений и количестве зарегистрированных граждан, о показаниях общедомовых приборов учета, кроме того, тарифы на электрическую энергию, а также нормативы потребления энергии, примененные истцом при расчете, являются общедоступными, в связи с чем товарищество имеет возможность проверять начисления, производимые истцом.
При этом, ответчик, указывая, что истцом не приложены к иску достоверные доказательства того, что именно товарищество осуществляло управление заявленным домом в спорный период, не представил суду доказательств того, что ТСН был заключен договор на управление с какой либо иной управляющей компанией.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 73 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайт сети Интернет, определяемом федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (www.reformagkh.ru).
Анкеты многоквартирного дома, расположенного по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1, размещены в открытом доступе на сайте www.reformagkh.ru и содержат необходимые сведения.
С 2017 года коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения (статья 154 Жилищного кодекса РФ).
Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения, когда в многоквартирном доме выбран и реализован способ управления, в данном случае товариществом собственников жилья.
Доводы ответчика о наличии жилых и нежилых помещений в доме не изменяют правил о необходимости оплаты расходов на содержание общего имущества.
По общему правилу, собственники нежилых помещений наряду с собственниками жилых помещений владеют на праве собственности общим имуществом многоквартирного жилого дома и несут бремя его содержания (части 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что собственники нежилых помещений в жилом доме оплачивают не только электроэнергию, потребленную в этих помещениях, но и электроэнергию, использованную на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме).
Суд первой инстанции верно указал, что все собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме в равной степени должны оплачивать весь объем коммунальных ресурсов, отпущенных в многоквартирный дом.
В рассматриваемом случае содержание многоквартирного дома расположенного по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1, невозможно отдельно от нежилых помещений, собственники (пользователи) которых являются потребителями услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме. Отсутствие фактического пользования общим имуществом и наличие отдельной системы электроснабжения не является основанием для освобождения собственников нежилых помещений от участия в расходах по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по оплате электроэнергии, поставленной в места общего пользования в многоквартирном жилом доме.
Соответствующий правовой подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирных домов при наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 Федерального закона РФ N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяется в соответствии с п. 21(1) Правил N 124. При этом, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного за расчетный период (расчетный месяц) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 22 правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Пунктом 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Подпунктом "б (1)" пункта 22 Правил N 124 установлено, что стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
На основании Постановления РТК от 26.12.2016 N 51/1 стоимость указывается в следующем размере (тарифы указываются с учетом НДС): с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 2,91 руб./кВт*ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 3,03 руб./кВт*ч.
В соответствии с установленным порядком определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за период с 01.01.2017 по 30.11.2017 обществом товариществу поставлено электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Набережная, д.1, на общую сумму 25 262 руб. 73 коп. с учетом НДС.
Согласно подп. "е" п. 17 Правил N 124 расчетный период для оплаты коммунального ресурса принимается равным одному календарному месяцу.
Пунктом 25 Правил N 124 предусмотрено внесение платы за коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик предоставил в суд произвольные, не подтверждённые ни чем суммы - отклоняется.
Требования истца подтверждаются представленными в суд документами: актами первичного учета электрической энергии; актами приема-передачи электроэнергии за оспариваемые месяцы, счетами фактуры, выставляемыми на оплату; тарифами, сводными актами первичного учета электроэнергии; реестрами снятия показаний прибора учета как ИПУ, так и ОДПУ, за заявленный период, данные которых не опровергнуты ответчиком, иные показания приборов учета за указанный период не представлены, конррасчет заявленных показателей не представлен.
Представленный истцом расчет признан судом обоснованным и арифметически верным.
Доводы апелляционной жалобы о несвоевременном предоставлении в суд истцом актов снятия показаний как ОДПУ, так и ИПУ - отклоняется, поскольку ответчик, потребляя электроэнергию, поставляемую истцом, с момента получения проекта договора, счетов, претензии должен был в силу закона самостоятельно принять меры, как по заключению договора, так и ведению учета фактически потребленной электроэнергии на общедомовые нужды. При этом общее количество электроэнергии, потребляемой на содержание общего имущества как разница между ОДПУ и ИПУ, ежемесячно выставлялась истцом ответчику в счетах и актах, следовательно, было и должно было быть ему известно. Однако за весь период с января по октябрь 2017 года ответчик не обратился к истцу с претензией необоснованного (завышенного) начисления сумм потребленной электроэнергии на общедомовые нужды. Суд считает, что, действуя как добросовестный участник правоотношений, ТСН должно было своевременно принять меры по надлежащему учету потребленной электроэнергии на общедомовые нужды и в случае необоснованных расчетов истца - предъявить соответствующие возражения. Риски несовершения таких действий не могут быть переложены на истца.
Ответчик как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 обязан ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Ответчиком журнал учета показаний не представлен.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчик имел реальную возможность предоставить иные показаний приборов учета, а также контррасчет, с целью опровержения сведений предоставленных истцом актов.
Сведений, подтверждающих иные обстоятельства, другие показания приборов учета (ОДПУ и ИПУ) ответчиком в материалы дела не представлено, равно как и доказательств проведения ТСН окончательного расчета по оплате поставленной электроэнергии.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что за период с января по октябрь 2017 года с ответчика в адрес истца подлежит взысканию задолженность по оплате электроэнергии, потребленной при содержании общедомового имущества в размере 25 262 руб. 73 коп.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" исковых требований в части основного долга. Доказательств, опровергающие выводы суда, в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение ст. ст. 66, 228 АПК РФ истец, направил в суд ходатайства и дополнения к исковому заявлению и не направил, указанные документы в адрес ответчика - отклоняется, поскольку утверждение ответчика не соответствует действительности, так как истец направлял указанные документы в адрес ответчика. Представленные документы в ходатайстве и дополнениях не являлись новыми существенными доказательствами, как пишет в своей жалобе ответчик, а лишь дополняли информацию, представленную в исковом заявлении и приложениях к нему.
В части требований о взыскании пени суд первой инстанции пришел к правильному следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как указано выше п. 25 Правил N 124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса. Договор не заключен, иной срок уплаты не установлен.
В силу абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", управляющие организации, товарищества собственников жилья, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции верно указал, что материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате электрической энергии.
Ответчик размер неустойки и период ее начисления не оспорил, контррасчет не представил.
Согласно ч. 3 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Расчет законных пени за период с 19.02.2017 по 30.11.2017 судом первой инстанции проверен и правомерно принят в части 1 637 руб. 21 коп. с учетом разъяснений Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016), согласно которому для расчета неустойки необходимо учитывать ключевую ставку 7,5 % годовых, действующую на дату вынесения решения по настоящему делу.
В остальной части требований о взыскании пени судом первой инстанции правомерно отказано.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 21 февраля 2018 года по делу N А63-23269/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21 февраля 2018 года по делу N А63-23269/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Судья |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.