город Ростов-на-Дону |
|
10 мая 2018 г. |
дело N А53-36722/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от акционерного общества "Атоммашэкспорт" - Дрыгиной О.Н. по доверенности от 27.03.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2018 по делу N А53-36722/2017, принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.
по заявлению акционерного общества "Атоммашэкспорт"
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное)
о признании частично недействительным решения от 23.11.2017 N 071/043/41-2017,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Атоммашэкспорт" (далее - АО "Атоммашэкспорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) (далее - управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 23.11.2017 N 071/043/41-2017 о привлечении плательщика к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в части доначисления страховых взносов на суммы выплат членам совета директоров в период с 01.01.2014 по 30.06.2016 в размере 5 590 231,09 руб., а также пени и штрафа по ним; обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что поскольку выплаты членам совета директоров, произведенные до 30.06.2016, не подлежали обложению страховыми взносами в соответствии с разъяснениями Минтруда России, а выплаты совету директоров, произведенные после 30.06.2016 - подлежали, у общества отсутствовала обязанность по начислению страховых взносов с выплат членам совета директоров за период с 01.01.2014 по 30.06.2016.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на то, что отношения с участием членов совета директоров и ревизионной комиссии подпадают под предмет регулирования гражданско-правового законодательства и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и не могут зависеть от формального критерия - наличия или отсутствия условия о выплате в договоре. Заявитель жалобы указал, что поскольку плательщик не производил начисления страховых взносов на спорные выплаты до вступления в силу Определений Конституционного Суда РФ, так как руководствовался разъяснениями министерства труда и социальной защиты РФ, управлением на спорные выплаты не были начислены пени. Полагает незаконным возложение судебных расходов на управление, поскольку признание решения управления недействительным в части не означает, что судебный акт принят в пользу заявителя, в действиях которого имеется состав вмененного ему правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Атоммашэкспорт" указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Общество признает обязанность по начислению страховых взносов с выплат членам совета директоров в период с 01.07.2016 по 31.12.2016, но несогласно с выводами управления в части обложения страховыми взносами выплат совету директоров за период с 01.01.2014 по 30.06.2016. Полагает, что в силу части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" позиция Конституционного Суда РФ подлежит применению с даты вступления соответствующего постановления в силу. В части размера заявленных требований общество сослалось на расчет оспариваемых сумм и полагает его верным.
В судебном заседании представитель АО "Атоммашэкспорт" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От управления представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске (межрайонное) проведена выездная проверка АО "Атоммашэкспорт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 23.10.2017 N 071/043/41-2017, в котором управление указало на то, что обществом в нарушение Федерального закона N 212-ФЗ, в том числе, не включены в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование суммы, выплаченные членам совета директоров и ревизионной комиссии за расчетные периоды с 2014 по 2016 годы в размере 41 516 567,08 руб. В связи с чем, управление указало на необходимость доначисления страховых взносов на выплаты в пользу членов совета директоров за указанный период.
Управление 23.11.2017 вынесло решение N 071/043/41-2017 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым плательщик страховых взносов привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа, а также начислены пени и страховые взносы.
Полагая, что указанное решение в части доначисления страховых взносов, исчисленных с сумм выплат членам совета директоров за период с 01.01.2014 по 30.06.2016 и соответственно начисление пеней и штрафов по ним является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае общество не включило в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования вознаграждения членам совета директоров, в результате чего сумма неуплаченных страховых взносов за заявленный обществом период с 01.01.2014 по 30.06.2016 составила 5 680 927,05 руб.
В определении от 06.06.2016 N 1170-О Конституционный Суд Российской Федерации, разъясняя спорную ситуацию по обложению страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров отметил, что Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества и ревизионная комиссия представляют собой коллегиальные органы управления корпорацией, которые, как следует из пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), контролируют деятельность исполнительных органов и выполняют иные функции, возложенные на них законом и уставом акционерного общества. В частности, в силу Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) совет директоров может заниматься общим руководством деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров (пункт 1 статьи 65 Закона N 208-ФЗ), а ревизионная комиссия (ревизор) общества осуществляет контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью (пункт 1 статьи 85 Закона N 208-ФЗ). По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества; размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 64 Закона N 208-ФЗ); аналогичное правило установлено и для членов ревизионной комиссии (абзац второй пункта 1 статьи 85 Закона N 208-ФЗ).
Члены совета директоров и ревизионной комиссии, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества. По существу, речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров.
Пункт 2 статьи 64 и пункт 1 статьи 85 Закона N 208-ФЗ предусматривают два вида выплат членам совета директоров и ревизионной комиссии: вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением ими своих функций. Компенсация расходов, связанных с исполнением лицом своих обязанностей, не является для членов совета директоров или ревизионной комиссии встречным предоставлением за исполнение ими своих договорных обязанностей; она призвана компенсировать фактические расходы (издержки), возникшие у данных лиц в связи с осуществлением ими своей деятельности. В свою очередь, вознаграждение выплачивается в связи с исполнением обязанностей членами совета директоров и ревизионной комиссии, что характеризует его как встречное предоставление общества за исполнение лицами указанных обязанностей.
При этом выплата данного вознаграждения может осуществляться на основании решения общего собрания акционеров как при наличии соответствующего условия в договоре, заключаемом между членом совета директоров или ревизионной комиссии и обществом, так и в отсутствие такого условия.
В связи с этим в целях обеспечения социальных прав членов совета директоров, а также с учетом характера и природы соответствующих выплат федеральный законодатель предусмотрел освобождение от уплаты страховых взносов только с выплат, производимых физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании, в части компенсации им расходов, связанных с осуществлением ими соответствующей деятельности (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ), без распространения аналогичного правила в отношении вознаграждения членов совета директоров и ревизионной комиссии общества.
Таким образом, действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.
Учитывая вышеизложенное, выплаты и иные вознаграждения членам совета директоров относятся к объекту обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Довод общества о том, что поскольку выплаты производились в период с 01.01.2014 по 30.06.2016 до вынесения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1169-О, то соответствующая обязанность по исчислению страховых взносов со спорных выплат не возникла, подлежит отклонению.
Данная обязанность по исчислению страховых взносов в 2014-2016 годах у общества существовала в силу требований Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в определении Конституционного Суда Российской Федерации, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего определения Конституционного Суда Российской Федерации. При этом, определения Конституционного Суда Российской Федерации, принятые в порядке, предусмотренном статьей 47.1 указанного Федерального конституционного закона, вступают в силу со дня их официального опубликования.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1170-О опубликовано 30.06.2016 на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов, и даты фактической уплаты плательщиком суммы взносов.
В приведенном выше определении Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил действительный нормативно-правовой смысл норм законодательства и отметил, что действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
В связи с этим управлением правомерно доначислены обществу страховые взносы за период с 01.01.2014 по 30.06.2016 в сумме 5 680 927,05 руб., в том числе: в Пенсионный фонд РФ на обязательное медицинское страхование в сумме 4 432 425,20 руб. и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование в сумме 1 248 501,85 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с частью 9 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
При принятии решения о неначислении страховых взносов с вознаграждений членам совета директоров общество руководствовалось официальными разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, содержащимися в письмах от 07.05.2015 N 17-3/6-234, от 26.03.2014 N 17-4/ООГ-200.
Учитывая изложенное, управление верно произвело расчет штрафа и пени с сумм недоимки только за период с 01.07.2016 (то есть после принятия определения N 1169-О).
Оснований для признания оспариваемого решения пенсионного фонда в части доначисления страховых взносов на суммы выплат членам совета директоров за период с 01.01.2014 по 30.06.2016 у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2018 по делу N А53-36722/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.