город Омск |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А70-14791/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3297/2018) общества с ограниченной ответственностью "АРСИ плюс" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.02.2018 по делу N А70-14791/2017 (судья Сидорова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРСИ плюс" (ОГРН 1137232056807, ИНН 7202254057) к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области об оспаривании постановления от 11.10.2017 о назначении административного наказания (дело N 184-Ю-14.16/2017),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АРСИ плюс" (далее - ООО "АРСИ плюс", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - Департамент, административный орган) об оспаривании постановления от 11.10.2017 о назначении административного наказания (дело N 184-Ю-14.16/2017).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.02.2018 по делу N А70-14791/2017 (резолютивная часть объявлена 22.01.2018) заявление оставлено без удовлетворения.
Возражая против принятого по делу судебного акта, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить заявление.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что запрет на продажу алкогольной продукции, установленный на территории муниципального образования в связи с выпускными мероприятиями общеобразовательных учреждений не распространяется на ООО "АРСИ плюс", поскольку последнее является организацией, оказывающей услуги общественного питания и реализует алкогольную продукцию для употребления таковой на месте оказания соответствующих услуг.
В письменном отзыве на жалобу Департамент просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на жалобу, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270, 272.1 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенному на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФС РАР), ООО "АРСИ плюс" по адресу: Тюменская область, Тюменский р-н, поселок Боровский, ул. Молодежная, 1а осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 12.12.2013 N 72РПО0000409 сроком действия по 11.12.2018.
На основании поступившей в Департамент жалобы гражданина Миськова А.Л. по факту реализации алкогольной продукции (разливное пиво "Чешское светлое нефильтрованное", объемом 1,5 л. по цене 148 руб. 50 коп.) в магазине Общества, расположенном по адресу: Тюменский р-н, поселок Боровский, ул. Молодежная, 1а, в отношении ООО "АРСИ плюс" административным органом 19.07.2017 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе административного расследования Департаментом установлен факт реализации в магазине ООО "АРСИ плюс" алкогольной продукции 05.07.2017, что является нарушением запрета, установленного подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 575-п "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области".
18.09.2017 Департаментом по данному факту в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
11.10.2017 Департаментом в отношении ООО "АРСИ плюс" вынесено постановление по делу N 184-Ю-14.16/2017 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая постановление от 11.10.2017 по делу N 184-Ю-14.16/2017 незаконным, ООО "АРСИ плюс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 указанной статьи).
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Розничная продажа алкогольной продукции представляет собой такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли (пункт 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, на основании абзаца второго пункта 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ вынесено постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 575-п "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области" (далее - Постановление Правительства Тюменской области N 575-п).
Статья 8 Закона Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в дни проведения массовых мероприятий, установленные муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
Поименованным выше Постановлением Правительства Тюменской области N 575-п установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории Тюменской области в дни проведения массовых мероприятий, установленные правовыми актами органов местного самоуправления, в случае наделения органов местного самоуправления государственным полномочием по установлению дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции.
В силу Постановления Администрации Тюменского муниципального района от 30.12.2013 N 3656 "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции в дни проведения массовых мероприятий" массовыми мероприятиями в Тюменском муниципальном районе, в дни проведения которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, считаются посвященные празднованию: дней проведения массовых мероприятий, организуемых в соответствии с нормативными правовыми актами администраций муниципальных образований Тюменского муниципального района, в том числе дня проведения выпускных балов (вечеров).
Распоряжением администрации муниципального образования поселок Боровский от 09.06.2017 N 23305 определены дни проведения выпускных вечеров для выпускников 11-х и 9-х классов - 29.06.2017 и 05.07.2017 соответственно.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований пункта 9 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в день проведения выпускного вечера 05.07.2017 в 20 часов 50 минут в магазине ООО "АРСИ плюс" "Пиватория", расположенном по адресу: Тюменская обл., Тюменский район, поселок Боровский, ул. Молодежная, д.1а, гражданину Миськову А.Л. реализована алкогольная продукция, а именно - разливное пиво "Чешское светлое нефильтрованное", объемом 1,5 л. по цене 148 руб. 50 коп.
Факт приобретения алкогольной продукции подтверждается представленными в дело доказательствами, включая копию кассового чека от 05.07.2017 (л.д. 128) и показания Миськова А.Л. (л.д. 101).
Доказательств, опровергающих наличие события зафиксированного административного правонарушения, ООО "АРСИ плюс" ни на одном из этапов настоящего спора не представлено.
В обоснование несогласия с обжалуемым постановлением Департамента заявитель ссылается на то, что Общество является предприятием общественного питания, в связи с чем запрет по реализации алкогольной продукции на него не распространится, отклоняется судом.
Положениями статьи 16 Закона N 171-ФЗ в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения, предусмотрено изъятие из приведенных выше норм, согласно которому указанный запрет на розничную продажу алкогольной продукции не распространяется на розничную продажу/алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, при условии продажи алкогольной продукции для употребления на месте оказания таких услуг.
При этом розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные), с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Согласно пунктам 41, 42 ГОСТ 31985-2013. "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введеного в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст, под услугой общественного питания (индустрии питания) понимается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. Исполнитель услуги общественного питания - предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.
Вопреки доводам апеллянта, статус ООО "АРСИ плюс", соответствующий критериям, предусмотренным статьей 16 Закона N 171-ФЗ, не подтверждается материалами дела. Так, в ходе административного расследования должностным лицом Департамента проведен осмотр принадлежащих ООО "АРСИ плюс" помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в результате которого составлен протокол от 20.07.2017 с приложением видеозаписи и фотографического материала.
По результатам проведенного осмотра Департаментом установлено, что на торговом объекте Общества отсутствуют какие-либо признаки заведения, оказывающего услуги общественного питания. На входной группе проверяемого торгового объекта ООО "АРСИ плюс" имеется надпись "Магазин", рекламные баннеры, информирующие об ассортименте магазина.
Указанные обстоятельства подтверждаются видеозаписью, приложенной к протоколу осмотра принадлежащих Обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.07.2017, исследованной судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Согласно сведениям реестра уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, по состоянию на 09.08.2017 отсутствует информация об уведомлении Обществом о начале оказания услуг общественного питания.
В решении комиссии по вопросам лицензирования Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 01.07.2016 N 478 указано, что обособленное подразделение по адресу Тюменская область. Тюменский р-н. Боровский п.г.т, ул. Молодежная, д. 1а., заявлено ООО "АРСИ плюс" как магазин.
Согласно приложенным к протоколу осмотра от 20.07.2017 фотоматериалам (л.д. 109-110) покупатели информируются об ассортименте магазина Общества.
Совокупность собранных в деле материалов свидетельствует о том, что ООО "АРСИ плюс" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине, не отвечающем признакам заведений, указанных в пункте 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ. Доводы апелляционной жалобы заявителя в данной части основаны на неверном понимании норм права.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в дело доказательства и принимая во внимание обстоятельства, изложенные в постановлении Департаментом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что событие административного правонарушения, совершение его ООО "АРСИ плюс", вина Общества, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ подтверждаются.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в нарушении Обществом требований законодательства об обороте алкогольной продукции.
Привлечение Общества к административной ответственности осуществлено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенные нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении, являющиеся основанием для отказа в удовлетворении требования управления о привлечении ООО "АРСИ плюс" к административной ответственности, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", из материалов дела не следуют.
Процессуальных нарушений, препятствующих объективному, полному и всестороннему рассмотрению материалов настоящего дела об административном правонарушении и принять правильное решение, Департаментом не допущено. ООО "АРСИ плюс" располагало возможностью воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, времени и месте рассмотрения административного дела ООО "АРСИ плюс" извещено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае поводом для возбуждения в отношении ООО "АРСИ плюс" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования послужило обращение гражданина Миськова А.Л. с жалобой на нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией.
Согласно положениям части 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Из материалов дела усматривается, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследовании от 19.07.2017 направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением (номер отправления 62500412014966) и возвращено 24.08.2017 по причине истечения срока хранения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае именно Обществом не обеспечено получение почтовой корреспонденции, и риски наступления негативных последствий такого поведения возлагаются исключительно на ООО "АРСИ плюс".
Назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 50 000 руб. соответствует санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Оставив без удовлетворения заявление ООО "АРСИ плюс", суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы Общества направлены на повторную оценку доказательств в деле и повторное исследование его обстоятельств. Анализ позиции апеллянта свидетельствует об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, явившихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРСИ плюс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.02.2018 по делу N А70-14791/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14791/2017
Истец: ООО "АРСИ плюс"
Ответчик: Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области