город Томск |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А45-35632/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей: Марченко Н.В.,
Хайкина С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. до перерыва с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 января 2018 года (судья Нахимович Е.А.) по делу N А45-35632/2017 по заявлению Государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (630003, г. Новосибирск, ул. Владимировская, 5, ИНН 5433103510, ОГРН 1025404357164) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на помещение с кадастровым номером 54:19:180109:15578, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом.1, от 03.10.2017 N 54/001/500/2017-1382, обязании осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на помещение с кадастровым номером 54:19:180109:15578, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом.1, третье лицо: Администрация рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (630501, Новосибирская область, р.п. Краснообск, 25/306, ИНН 5433107666, ОГРН 1025404361762).
В судебном заседании принял участие до перерыва от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области: Вылегжанина В.В. по доверенности от 07.09.2017 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ГУП ЖКХ СО РАСХН, заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области, Управление) о признании незаконным отказа от 03.10.2017 N 54/001/500/2017-1382 в государственной регистрации права хозяйственного ведения на помещение с кадастровым номером 54:19:180109:15578, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом.1, обязании осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанное помещение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация рабочего поселка Краснообска Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация, третье лицо).
Решением от 18.01.2018 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Новосибирской области, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ссылается на ненадлежащее извещение о дате судебного заседания, что лишило его возможности представить соответствующие пояснения суду.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение дела назначено на 10 часов 15 минут 28 марта 2018 года.
В отзыве ГУП ЖКХ СО РАСХН просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица к началу судебного заседания не поступил.
Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
При рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании 28.03.2018 суд апелляционной инстанции установил нарушение судом первой инстанции требований части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотревшего дело в отсутствие доказательств надлежащего извещения Управления, в связи с чем перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначил рассмотрение дела к судебному разбирательству в судебном заседании апелляционной инстанции на 26 апреля 2018 года.
Определением суда от 26.04.2018 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судей Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А. на судей Марченко Н.В., Хайкину С.Н.
В судебное заседание, назначенное на 26.04.2018, явился представитель Управления, возражавший против удовлетворения заявленных требований.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, от заявителя по делу представлены объяснения по делу, в которых поддерживает заявленные им требования.
Неявка представителей, участвующих в деле лиц, в силу части 1 статьи 266, частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 40 мин. 03.05.2018.
В судебное заседание, продолженное после перерыва, участвующие в деле лица не явились.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21.06.2017 ГУП ЖКХ СО РАСХН в Управление представлен пакет документов N 54/001/500/2017-1382 с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером 54:19:180109:15578, площадью 32,8 кв.м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом.1
03.07.2017 государственная регистрация заявленного права приостановлена в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Причиной указанного приостановления являлось не представление заявителем документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
02.08.2017 ГУП ЖКХ СО РАСХН в Управление представлен дополнительный пакет документов N 54/001/523/2017-8101 (заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимости).
03.10.2017 Управлением вынесен отказ в государственной регистрации заявленного права в связи с не устранением оснований указанного приостановления государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости является незаконным, нарушает права и законные интересы ГУП ЖКХ СО РАСХН, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа государственной регистрации послужил факт непредставления правоустанавливающих документов на указанный объект, а также невозможность идентификации объекта, за регистрацией права хозяйственного ведения на который обратился заявитель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По правилам пункта 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отказывая заявителю в регистрации права собственности, Управление со ссылкой на пункт 2 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 21 Закона N 218-ФЗ указало, что заявителем не представлены документы, свидетельствующие о возникновении права хозяйственного ведения ГУП ЖКХ СО РАСХН на помещение, кадастровый номер 54:19:180109:15578, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом. 1.
Между тем регистрирующим органом не учтены следующие обстоятельства.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.01.2013 по делу N А45-16166/2008 признана недействительной сделка по изъятию имущества, оформленная посредством распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от 31.10.2008 N 1301-р.
Таким образом, указанным судебным актом подтверждается факт принадлежности объекта заявителю, а также незаконность изъятия данного имущества в пользу Администрации р.п. Краснообск.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при рассмотрении споров по оспариванию отказа в государственной регистрации права по названному основанию судам необходимо учитывать, что по смыслу указанной нормы Закона вынесение судебного акта, которым признано право на недвижимое имущество, не является выдачей правоустанавливающего документа, содержащего акт распоряжения недвижимым имуществом. В связи с этим отказ регистратора в регистрации права, установленного вступившим в законную силу судебным актом, мотивированный предполагаемыми процессуальными нарушениями, допущенными судом, вынесшим судебный акт, со ссылкой на данное основание для отказа в регистрации является незаконным.
В соответствии с пунктом 52 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Судебным актом по делу N А45-16166/2008 были применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата Объекта в хозяйственное ведение ГУП ЖКХ СО РАСХН.
В соответствии с абзацем 5 пункта 53 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону N 218-ФЗ.
Из совокупного анализа вышесказанного следует, что наличие судебного акта является достаточным документом для подтверждения титула на соответствующий объект, однако не освобождает от обязанности представить иные - технические документы на данный объект, а именно осуществить кадастровый учет, оплатить государственную пошлину.
Согласно абзацу 2 пункта 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи. При наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на недвижимое имущество судебный акт о признании аналогичного права на данное имущество за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика.
Таким образом, отказ регистратора на том основании, что не были представлены правоустанавливающие документы, является незаконным и не соответствует закону.
Идентификация объекта возможна на основании совокупности документов, представленных на осуществление государственной регистрации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона N 122-ФЗ являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации. К числу подобных актов относится, в частности, и определение об утверждении мирового соглашения, предусматривающее возникновение или прекращение права (обременения или ограничения права) на недвижимое имущество, подлежащего государственной регистрации.
Поскольку право хозяйственного ведения возникло на основании судебного акта, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
Из материалов дела следует, что правоустанавливающим документом определено, что склад год ввода в эксплуатацию 1991 подлежит передаче в хозяйственное ведение заявителя со стороны Администрации р.п. Краснообск.
Для регистрации кроме правоустанавливающих документов (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.01.2013, Акта Администрации р.п. Краснообск от 19.11.2013) представлены технические документы: кадастровый паспорт от 30.12.2016.
Согласно акту от 20.11.2013 N 191 оформлена передача склада (год введения в эксплуатацию: 1991 год) ГУП ЖКХ СО РАСХН.
Таким образом, Администрация р.п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области исполнила обязанность по возврату имущества, принадлежащего ГУП ЖКХ СО РАСХН на праве хозяйственного ведения.
Установив данные обстоятельства, исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на помещение с кадастровым номером 54:19:180109:15578, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом.1, от 03.10.2017 N 54/001/500/2017-1382.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопросы распределения судебных расходов, разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (часть 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 января 2018 года по делу N А45-35632/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 03.10.2017 N 54/001/500/2017-1382 об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - помещение с кадастровым номером 54:19:180109:15578, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом. 1.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук на объект недвижимости - помещение с кадастровым номером 54:19:180109:15578, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, ул. Восточная, пом. 1.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-35632/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2018 г. N Ф04-3219/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП жилищно-коммунального хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА КРАСНООБСКА НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ