г. Ессентуки |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А22-1887/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Селиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛЬФА Т" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2017 по делу N А22-1887/2017 (судья Анжукаев Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЬФА Т"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия,
об оспаривании ненормативного правового акта,
третьи лица - Администрация г. Элисты, МУП "Школьное питание",
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2017 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "АЛЬФА Т" (далее - Заявитель, Общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - УФАС, антимонопольный орган, управление) об оспаривании решения УФАС от 05.05.2017 N 08-10-56. Суд указал на обоснованность ненормативного правового акта управления, поскольку само по себе размещение заказчиком технического задания в файле формата JPEG требованиям законодательства не противоречит и не приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить требования, ссылаясь на несоответствие выводов решения обстоятельствам дела, неполное выяснение судом этих обстоятельств и неправильное применение норм права. В частности, податель жалобы считает, что уполномоченным органом была размещена документация, техническая часть которой (описание объекта закупки) в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов. Содержание указанного файла должным образом не позволяет ознакомиться с его содержанием, в том числе отсутствует возможность копирования фрагментов, ввиду размещения его в формате JPEG, что необходимо для заполнения заявки. Данное действие не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что подтверждается позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженной в письме от 22.02.2017 N Д28и-1121, в котором указано, что "необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией, а также будет противоречить положениям Закона о контрактной системе".
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
МУП "Школьное питание" направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 25.04.2017 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0105300000717000043 (далее Извещение) о проведении электронного аукциона на поставку куриных яиц для организации питания учащихся общеобразовательных учреждений. Начальная (максимальная) цена контракта - 124578 руб. 00 коп. Дата и время срока окончания подачи заявок (время местное) - 02.05.2017 до 09:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 05.05.2017. Дата проведения аукциона в электронной форме - 10.05.2017.
27.04.2017 в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба Общества на положения документации аукциона в электронной форме на поставку куриных яиц (заказчик - МУП "Школьное питание", уполномоченный орган - Администрация г. Элисты, реестровый номер извещения N 0105300000717000043), ссылаясь на то, что уполномоченным органом была размещена документация, техническая часть которой (описание объекта закупки) размещена в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов. Данный текст необходим для заполнения заявки. Участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
По результатам рассмотрения жалобы, решением Калмыцкого УФАС России от 05.05.2017 N 08/10-56 жалоба ООО "Альфа Т" была признана частично обоснованной. Заказчик МУП "Школьное питание" признан нарушившим части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с чем, было решено выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным решением в части признания отсутствия со стороны уполномоченного органа, заказчика нарушений порядка и способа размещения информации об аукционе, Заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, решение УФАС может быть признано недействительным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данного решения закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя по делу.
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона (пункт 5 статьи 112 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила N 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1414 информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет").
Пунктом 17 Правил N 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 26н (далее - Порядок N 26н), в единой информационной системе в сфере закупок размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
В оспариваемом решении установлено, что аукционная документация размещена заказчиком на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке в формате, доступном для ознакомления.
Таким образом, само по себе размещение заказчиком технического задания в формате jpeg не противоречит требованиям пункта 1.2 Порядка N 26н.
Как следует из материалов дела, доступность в ознакомлении документации об открытом аукционе соблюдена, права лиц не ограничены, формат jpeg доступен для прочтения. Возможность расширенного доступа способом копирования в данном формате невозможна, но действующее законодательство не содержит требований к необходимости копирования документов, размещаемых на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке; главный критерий доступности - возможность ознакомления.
Общество не представило доказательств того, что аукционная документация размещена в зашифрованном (закодированном) виде, ограничивающем доступ к информации неопределенного круга лиц.
При этом суд отмечает, что все участники аукциона находились в равных правах и имели равные возможности как по ознакомлению с размещенной информацией (документацией), так и по возможности ее копирования, размещение информации в формате jpeg не поставило кого-либо в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона. Иного Обществом не доказано. Доказательств того, что информация не была общедоступной, суду также не представлено.
Довод Общества о невозможности копирования информации правомерно отклонен судом, поскольку заявитель имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 4 статьи 50 Закона о контрактной системе, согласно которой после даты размещения извещения о проведении открытого конкурса заказчик на основании поданного в письменной форме заявления любого заинтересованного лица в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. При этом конкурсная документация предоставляется в форме документа на бумажном носителе после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если данная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в извещении о проведении открытого конкурса, за исключением случаев предоставления конкурсной документации в форме электронного документа. Размер данной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации и доставку ее лицу, подавшему указанное заявление, посредством почтовой связи. Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы, за исключением платы, которая может взиматься за предоставление конкурсной документации на электронном носителе.
Доказательств того, что Общество обращалось к заказчику или оператору электронной площадки с уведомлением об имеющих место быть технических проблемах или же за соответствующим разъяснением в дело не представлено.
Кроме того, размещение заказчиком технического задания в файлах вышеуказанных форматов, в том числе не позволяющих копировать и распечатывать аукционную документацию, не противоречит действующему законодательству и не приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Данные правовые позиции подтверждаются Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2015 N 15-АД15-2 и от 23.06.2017 N 310-КГ17-7071.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2017 по делу N А22-1887/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.