г. Хабаровск |
|
11 мая 2018 г. |
А73-15757/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Жолондзь Ж.В., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток": Соколов К.В., представитель по доверенности от 22.12.2017 N 285;
от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал": Головлева Е.А., представитель по доверенности от 01.01.2018 N 12/37-4.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток"
на решение от 12.02.2018
по делу N А73-15757/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Водоканал" (ОГРН 1032700305000, ИНН 2700001300)
к обществу с ограниченной ответственностью "Транснефть - Дальний Восток" (ИНН 2724132118, ОГРН 1092724004944)
о взыскании задолженности в сумме 215 735 руб. 16 коп.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (далее - истец, МУП "Водоканал") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" (далее - заявитель, ответчик, ООО "Транснефть-Дальний Восток") о взыскании задолженности в сумме 215 735 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2018 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
В апелляционной жалобе, поданной в Шестой арбитражный апелляционный суд, ООО "Транснефть-Дальний Восток" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что объекты ответчик не относится к абонентам, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, и на него не распространяется плата за негативное воздействие на окружающую среду. Указывает на то, что в соответствии с актами обследования водохозяйственной деятельности от 09.09.2016, 09.01.2017, 20.04.2017 состав сточных вод не превышает предельные нормативы, установленные в приложении N 5 Правил N 644; ссылается на недоказанность истцом обстоятельств нанесения сточными водами от административного здания ответчика ущерба окружающей среде.
В судебном заседании представитель ООО "Трнснефть-ДВ" просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель МУП "Водоканал" против доводов апелляционной жалобы возражал, полагая жалобу не подлежащей удовлетворению по изложенным в ней доводам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционный судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сторонами заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1444 от 26.12.2013 (вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.04.2014 по делу NА73-1539/2014 условия договора установлены в редакции истца), согласно п. 1 которого истец обязывался подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, а также осуществлять прием сточных вод ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Ответчик обязывался принимать холодную воду и оплачивать ее, а также соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение (п. 1, п.п. "с" п. 14 договора).
Согласно п.п. "р" п. 12 договора истец обязан осуществлять контроль за соблюдением ответчиком режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу п.п. "д" п. 13 договора истец вправе взимать с ответчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Согласно п. 27 договора отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах ответчика и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод осуществляются в порядке, предусмотренном "Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Приложением N 7 к договору определены ПДК загрязняющих веществ, отводимых ответчиком в централизованную систему водоотведения.
25.08.2016 испытательной химической лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал" произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца КК-1, о чем составлен акт N 731/1444, подписанный представителем ответчика.
22.12.2016 испытательной химической лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал" произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца КК-1, о чем составлен акт N 937/1444, подписанный представителем ответчика.
11.04.2017 испытательной химической лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал" произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца КК-1, о чем составлен акт N 179/1444, подписанный представителем ответчика.
Вышеуказанные акты не содержат никаких возражений со стороны ответчика против соблюдения порядка отбора указанных проб, в том числе относительно маркировки, опломбирования резервной пробы (п. 28, 35 Правил N 525).
Согласно протоколам испытаний N 388/0 от 02.09.2016, N584/0 от 28.12.2016, N 160/0 от 18.04.2017, проведенных аккредитованной испытательной химической лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал", установлено превышение ПДК по загрязняющим веществам.
На основании результатов испытаний составлены акты обследования водохозяйственной деятельности от 09.09.2016, 09.01.2017, 20.04.2017, которыми установлено превышение норм ПДК при отборе проб.
На внесение платы за превышение ПДК истцом выставлены счета-фактуры:
- от 14.09.2016 N 1444.1-2.9 на сумму 76 720,38 руб.;
- от 13.01.2017 N 1444.1-2.1 на сумму 46 338,26 руб.;
- от 26.04.2017 N 1444.1-2.4 на сумму 92 676,52 руб.
Поскольку счета-фактуры не оплачены ответчиком, в его адрес также направлена претензия N 5451/37-4 от 13.07.2017, которая не исполнена ответчиком.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 указанных Правил N 644, абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно пункту 64 Правил N 167, пункту 111 Правил N 644 абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу отводимых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167, пункт 85 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
На территории Хабаровского края такой порядок установлен Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 25.02.1998 N 68 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Хабаровского края" (далее - Постановление от 25.02.1998 N 68).
Пунктом 5 Постановления от 25.02.1998 N 68 предусмотрено взимание предприятиями водопроводно-коммунального хозяйства (ВКХ) с абонентов повышенной платы за превышение ПДК от двукратного до десятикратного размера действующего тарифа в зависимости от числа ингредиентов загрязняющих веществ.
Качественные и количественные нормативы для сточных вод, принимаемых от абонента, устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 3 Постановления от 25.02.1998 N 68).
Нормативы водоотведения по городу Хабаровску утверждены Постановлением мэра города от 29.11.2006 N 1496.
Исходя из изложенных норм, с учётом положений п.п. "д" п 13 договора N 1444 от 26.12.2013, при установлении обстоятельств превышения ответчиком нормативов по объёму и составу сточных вод, истец имеет право на взыскание повышенной платы, согласно положениям Постановления N 1310 и Порядка N 68.
Заявитель жалобы приводит доводы о том, что не является абонентом, на которого распространяется действие настоящих нормативов и не обязан вносить указанную плату, также ссылается на то, что административному зданию ответчика присвоена IV категория объекта в соответствии со ст. 69.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что также исключает возможность взимания платы, так как объект не является производственным.
Данные доводы заявителя были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены ввиду следующего.
Так, пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, на которых основывает свои требования истец, остаются действующими, и не распространяются только на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В рассматриваемом деле ответчик к таким абонентам не относится, на что верно указано судом.
Глава VI Правил N 644 устанавливает для каждого абонента обязанность по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 11 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
Таким образом, как верно указал суд, то обстоятельство, что ООО "Транснефть-ДВ" не относится к абонентам, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, и на него не распространяется плата за негативное воздействие на окружающую среду, не освобождает истца от обязанности, в случае превышения нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установленную постановлением Правительством Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, постановлением мэра г. Хабаровска от 29.11.2006 N 1496.
Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения при вынесении вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 17.07.2017 по делу N А73-5664/2017, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора между теми же сторонами.
Так в рамках указанного дела судом отказано в удовлетворении исковых требований ООО "Транснефть - Дальний Восток" об изменении условий договора N 1444 от 26.12.2013 (пункт 11 раздела III, подпункт 2 "п" пункта 12, подпункт "д" пункта 13, подпункт "е" пункта 14 раздела IV, подпункт "т" пункта 14 раздела IV, пункт 32 раздела IX, приложение N 8).
В рамках дела N А73-5664/2017 также установлено, что присвоения объекту ответчика Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу IV категории, не является обстоятельством, существенно влияющим на условия договора. Таким образом, оснований для неприменения положений договора по установлению платы за превышение ПДК не имеется.
Материалами дела подтверждается, а заявителем не оспаривается, факт превышения ПДК по загрязняющим веществам, установленным в Приложении N 7 договора N 1444 от 26.12.2013. Данные обстоятельства являются достаточными для взимания платы.
Следовательно, доводы заявителя о том, что нет превышения максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в приложении N 5 Правил N 644, также подлежат отклонению.
Вопреки доводам ответчика, в круг обстоятельств подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела, для определения правомерности взимания платы не входят обстоятельства нанесения или не нанесения сточными водами ответчика ущерба окружающей среде.
Изложенные доводы апелляционной жалобы фактически направлены на пересмотр установленных вступившими в законную силу судебными актами в рамках дел N А73-1539/2014, А73-5664/2017, имеющими преюдициальное значение для настоящего дело в соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ. При этом заявителем не приводится новых или иных обстоятельств, которые не были предметом рассмотрения в рамках данных дел. В связи с чем, доводы заявителя были также правомерно отклонены судом первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы - расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.