15 мая 2018 г. |
Дело N А84-4356/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 15 мая 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
при участии: представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю - Мовчан Ильи Сергеевича, доверенность от 27.12.2017 N 1/56;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТК "Добрострой" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 февраля 2018 года по делу N А84-4356/2017 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТК "Добрострой" (ул. Гоголя, д. 2, офис 333, г. Севастополь, 299011; ул. Молодых Строителей, 1-А/2, г. Севастополь, 299006) к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (улица Промышленная, д. 1, город Севастополь, 299040), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (ул. Пушкина, д. 10, г. Севастополь, 299011) об обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТК "Добрострой" (ул. Гоголя, д. 2, офис 333, г. Севастополь, 299011; ул. Молодых Строителей, 1-А/2, г. Севастополь, 299006) (далее - ООО "СТК "Добрострой", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действий Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю (улица Промышленная, д. 1, город Севастополь, 299040), выраженных в отказе совершить регистрационные действия, изложенном в ответе на заявление Общества N 19245282; об обязании Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю (далее - Отдел ГИБДД) провести регистрацию транспортного средства Mersedes-Vito 116 CDI WDF63970313662206.
Решением Арбитражного суда Города Севастополя от 27.02.2018, в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СТК Добрострой" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "СТК Добрострой", обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции фактически привело к тому, что Общество лишено возможности защитить свои права, так как компетентный орган (Отдел ГИБДД) указал на невозможность выдачи паспорта транспортного средства; при этом, суд первой инстанции, проигнорировав имеющиеся в материалах дела доказательства обоснованности требований и пришел к выводу о необходимости прохождения таможенной процедуры до обращения в ГИБДД.
Представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что документы, представленные Обществом для регистрации транспортного средства, не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поэтому не могут служить основанием для регистрации транспортного средства.
Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.
ООО "СТК "Добрострой" до начала судебного разбирательства представило в дело ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с невозможностью обеспечить явку его представителя по причине проведения 07.05.2018 проверки Общества органами ГУ МЧС по г. Севастополю.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд не признал его обоснованным исходя из следующего.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе, вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом, отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и надлежащим образом извещенного о судебном заседании, является правом, а не обязанностью суда.
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Отказывая в удовлетворении данного ходатайства, апелляционный суд исходит из того, что ООО "СТК "Добрострой" не представлены доказательства, подтверждающие проведение органами ГУ МЧС по г. Севастополю именно 07.05.2018 проверки деятельности Общества. Кроме того, в дело не представлено, штатное расписание Общества, подтверждающее наличия в штате лишь одного юриста.
С учетом изложенного, принимая во внимание факт того, что отложение судебного разбирательства будет способствовать затягиванию сроков рассмотрения спора, суд апелляционной инстанции отказал ООО "СТК "Добрострой" в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 27 февраля 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 20.12.2014 между ООО "СТК "Добрострой" (далее - Продавец) и ООО "СТК "Добрострой" (далее - Покупатель) был заключен договор купли-продажи. В соответствии с условиями данного Договора купли-продажи, Продавец обязался передать в собственность Покупателя автомобиль Mersedes-Bens, Vito 116 CDI, WDF63970313662206, (далее-Автомобиль), а Покупатель обязался принять его и оплатить.
Согласно п. 2.1 вышеназванного Договора купли-продажи, стоимость автомобиля составила 1 100 000,00 рублей.
25.12.2014 между сторонами Договора купли-продажи был составлен акт приема-передачи автомобиля, согласно которому Продавец передал, а Покупатель принял автомобиль и соответствующую документацию на него.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01.04.2016 по делу N А84-766/2016 было признано право собственности ООО "СТК "Добрострой" (ОГРН 1149204000274, ИНН 9204000277, дата регистрации 24.04.2014, 299011, г. Севастополь, ул. Гоголя, 2, оф. 333) на вышеназванное транспортное средство: марка Mersedes-Bens; модель Vito 116 CDI; тип пассажирский; год изготовления 2011; номер шасси (рама) WDF63970313662206; цвет черный; объем двигателя 2143; полная масса 3050; масса без нагрузки 2154.
В дальнейшем, 15.08.2017 ООО "СТК "Добрострой" обратилось в Отдел ГИБДД с заявлением N 19245282 о регистрации принадлежащего ему транспортного средства (марка Mersedes-Bens; модель Vito 116 CDI; тип пассажирский; год изготовления 2011; номер шасси (рама) WDF63970313662206; цвет черный; объем двигателя 2143; полная масса 3050; масса без нагрузки 2154) на основании регистрационных документов.
Рассмотрев заявление ООО "СТК "Добрострой", 15.08.2017 Отдел ГИБДД вынес решение об отказе в проведении регистрационного действия, в связи с тем, что Продавцом автомобиля является иностранное юридическое лицо, транспортное средство имело регистрационные документы, оформленные до 18.03.2014, а, соответственно, должны быть применены таможенные процедуры оформления паспорта транспортного средства на вышеуказанный автомобиль.
Не согласившись с отказом Отдела ГИБДД в проведении регистрационного действия, ООО "СТК "Добрострой" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2018 в удовлетворении требований Общества было отказано. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ОГИБДД УМВД России по г. Севастополю правовых и фактических оснований для регистрации автомобиля, ввиду отсутствия у него паспорта транспортного средства, выдаваемого таможенными органами Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Регистрация транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.08 N 1001 (далее - Правила регистрации) и "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент).
Пунктом 2 Правил регистрации установлено, что Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 3 указанных выше Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в отношении которых представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
При этом Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативно-правовыми актами для предоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
Так, к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, пункт 15.4.1 Административного регламента относит паспорт транспортного средства, регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Пунктом 15.5. Административного регламента установлено, что документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат и т.д.
Согласно пункту 19 Правил регистрации, транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил регистрации предусмотрено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Федеральным законом от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2014, внесены изменения в Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ), в соответствии с которыми, данный закон дополнен статьей 19.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
Указанные в пункте 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202 ГК РФ) становится право Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что сделка по реализации транспортного средства была осуществлена в переходный период между юридическим лицом (продавцом), не приведшим свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации и не осуществившим замену регистрационных документов на транспортное средство, и Обществом (покупателем), приобретши статус юридического лица.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 124-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2014, обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 01.01.2015 не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Транспортные средства такого юридического лица считаются принадлежащими иностранному юридическому лицу и подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в том числе паспортов транспортных средств в таможенных органах.
В свою очередь, регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности, в связи с чем, решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.04.2016 о признании за Обществом права собственности на заявленное к регистрации транспортное средство, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Оспоренный Заявителем отказ не нарушает и не лишает права собственности Общества на принадлежащее ему транспортное средство, поскольку не влечет прекращение права собственности на данное имущество, а лишь ограничивает возможность его участия в дорожном движении.
При этом, отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию в частности.
В свою очередь, приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его, учитывая, что регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка, в том числе с представлением определенного перечня документов. Кроме того, в данном случае речь идет не о лишении собственника приобретенного им имущества, а о необходимости соблюдения специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Соответственно, следует признать факт того, что регистрирующий орган правомерно принял решение об отказе в проведении регистрационного действия по заявлению ООО "СТК "Добрострой" от 15.08.2017 N 19245282.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "СТК "Добрострой" в удовлетворении его требований.
Довод апелляционной жалобы Общества относительно того, что судом первой инстанции не была дана оценка письму Севастопольской таможни от 07.12.2015 N 06-27/6311, которым Общество было уведомлено о том, что на его автомобиль распространяет свое действие Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя", суд апелляционной инстанции признает безосновательным исходя из следующего.
Вышеназванное письмо Севастопольской таможни от 07.12.2015 N 06-27/6311 носит информационный характер и не является обязательным к применению.
Иные доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27 февраля 2018 года по делу N А84-4356/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТК "Добрострой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.