г. Пермь |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А50-12977/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя Государственного краевого автономного учреждения "Центр спортивной подготовки Пермского края" (ОГРН 102590912938, ИНН 5904103908) - Акинфиева И.С., паспорт, доверенность от 05.05.2018 года; Сахабутдинов Р.Н., паспорт, доверенность от 25.12.2017;
от заинтересованного лица Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) - Щуцкая Е.Г., паспорт, доверенность от 16.02.2018;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Министерства финансов Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2018 года
по делу N А50-12977/2017, принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению Государственного краевого автономного учреждения "Центр спортивной подготовки Пермского края" (ОГРН 102590912938, ИНН 5904103908)
к Министерству финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917)
третьи лица: Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586), общество с ограниченной ответственностью "Сомикс" (ОГРН 1035900842064, ИНН 5905224800), общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Инвест" (ОГРН 1025902037040, ИНН 5920013539), Контрольно-счетная палата Пермского края (ОГРН 1025900537090, ИНН 5902292350)
о признании недействительным представления об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Пермского края и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 13.12.2016 N ПР-0042,
установил:
Государственное краевое автономное учреждение "Центр спортивной подготовки Пермского края" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Министерству финансов Пермского края (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным представления об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Пермского края и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 13.12.2016 N ПР-0042.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, представление от 13.12.2016 N ПР-0042 признано недействительным за исключением эпизода нарушения в связи с расходованием средств субсидии на возмещение командировочных расходов в сумме 11 625 рублей. Суд обязал Министерство финансов Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - Государственного краевого автономного учреждения "Центр спортивной подготовки Пермского края". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Министерство настаивает на том, что вынесенное в отношении заявителя представление от 13.12.2016 N ПР-0042 является законным и обоснованным. Средства субсидии выделялись учреждению на договорной основе с указанием конкретной целевой направленности, контрольным мероприятием выявлены факты, указывающие на неправомерное и необоснованное расходование полученных из бюджета средств.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 06.05.2016 по 17.06.2016 должностными лицами Министерства финансов на основании приказа от 06.05.2016 N СЭД-39-01-22-149 проверки деятельности учреждения "Центр спортивной подготовки Пермского края" по вопросам соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании средств бюджета Пермского края, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели, а также полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, составлен акт проверки от 13.07.2016 N 07-08/10-1.
В частности, Министерством финансов установлены и отражены в оспоренном представлении нарушения нормативных требований, а именно: - нецелевое использование субсидий в сумме 28 226 671,92 руб., допущенное в результате:
1) неправомерного осуществления за счет средств субсидий, выделенных из бюджета Пермского края по мероприятию "Создание условий для участия детских команд по хоккею в первенстве России" на возмещение затрат (питание, проживание, проезд и суточные) участникам соревнований, являющихся членами сборной команды Пермского края, расходов по возмещению затрат участникам всероссийских соревнований, не являющихся членами спортивных сборных команд Пермского края на момент проведения соревнований, в нарушение пункта 3.1 Порядка финансирования за счет средств бюджета Пермского края физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2011 N 1106-п (далее - Порядок N 1106-п) - 130 305,10 руб.;
2) необоснованного осуществления за счет средств субсидий, выделенных из бюджета Пермского края на выполнение государственного задания по мероприятию "Организация и предоставление услуг по повышению спортивного мастерства спортсменов Пермского края и подготовка спортсменов высокого класса", расходов по проведению в 2014-2015 годах тренировочных мероприятии для 345 участников, не являющихся членами спортивных сборных команд Пермского края в 2014, 2015 годах в нарушение пункта 6.1 Порядка N 1106-п, пунктов 1.1 договоров возмездного оказания услуг с обществом "Гарант-Инвест" от 13.02.2014 N 64 (далее - договор N 64), от 27.04.2015 N 162 (далее - договор N 162) - 9 567 600 руб.;
3) направления и оплаты за счет средств субсидий, выделенных из бюджета Пермского края на выполнение государственного задания по мероприятию "Содержание имущественного комплекса крытого ледового катка с искусственным покрытием в г. Краснокамске", расходов, не связанных с выполнением государственной работы по содержанию, обслуживанию и подготовке к физкультурным и спортивным мероприятиям объекта спорта "Крытый каток с искусственным льдом в г. Краснокамск", в нарушение Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Пермского края государственным бюджетным и автономным учреждениям Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08.12.2010 N 1003-п (далее - Порядок N 1003-п), договора о предоставлении субсидии от 13.01.2014 N СЭД-41-01-27-617 (далее - Договор) - 14 469 443,02 руб., в частности:
- работ, услуг по содержанию не закрепленного за учреждением объекта (оплата коммунальных услуг, электроснабжения, клининговых услуг, охрана объекта, услуги по заливке, уборке льда, удаление снега со снегоуборочной машины и др.) до момента ввода объекта в эксплуатацию подрядной организацией (нарушение пункта 1.4 Порядка N 1003-п, пунктов 2.1, 2.3 Договора) - 6 192 788,25 руб.; - возмещение командировочных расходов для участия в церемонии награждения победителей премии в области физкультуры и спорта, проходящей в г. Москва (нарушение пункта 2.1 Договора) - 11 625 руб.; - услуги по техническому обслуживанию оборудования ледового дворца в г. Краснокамск, не находящегося на балансе в оперативном управлении и не закрепленного за учреждением (нарушение пункта 1.4 Порядка N 1003-п, пунктов 2.1, 2.3 Договора) - 105 000 руб.; - расходы по содержанию имущества спортивного комплекса им. В.П. Сухарева по направлению "Основная деятельность, Центр спортивной подготовки Пермского края" (нарушение пункта 2.1 Договора) - 8 160 029,77 руб.;
4) направления оплаты за счет средств субсидий, выделенных на выполнение государственного задания по мероприятию "Содержание имущественного комплекса стадиона "Энергия", расходов, не связанных с выполнением государственной работы по содержанию, обслуживанию, подготовке к физкультурным и спортивным мероприятиям объекта спорта - имущественный комплекс стадиона "Энергия", а именно на оплату расходов по содержанию имущества спортивного комплекса им. В.П. Сухарева по направлению "Основная деятельность, Центр спортивной подготовки Пермского края" - 1 747 215,45 руб., в том числе:
- в 2014 году в нарушение пункта 2.1 Договора - 719 795 руб.; - в 2015 году в нарушение пункта 2.1 договора о предоставлении субсидии от 30.12.2014 N СЭД-41-01-22-640 (далее - Договор N 640) - 1 027 420,45 руб.;
5) направления и оплаты за счет средств субсидий, выделенных на выполнение государственного задания по мероприятию "Организация и предоставление услуг по повышению спортивного мастерства спортсменов Пермского края и подготовка спортсменов высокого класса", расходов, не связанных с оказанием государственной услуги по спортивной подготовке на этапах спортивного совершенствования высшего спортивного мастерства по видам спорта, в частности, на оплату расходов по объекту незавершенного строительства "Крытый футбольный манеж в г. Перми" в нарушение пункта 2.1 Договора N 640 - 2 374 108,35 рубля.
С учетом выявленных и отраженных в акте проверки от 13.07.2016 N 07-08/10-1 нарушений в порядке пункта 7.1.1 постановления Правительства Пермского края от 14.03.2014 N 157-п "Об утверждении Порядка осуществления Министерством финансов Пермского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю" в адрес заявителя направлено оспариваемое представление от 13.12.2016 N ПР-0042.
В оспариваемом предписании от 13.12.2016 N ПР-0042 указано на обязанность (выражено требование):
1) - возместить в доходы бюджета Пермского края на лицевой счет Министерства физической культуры средства субсидии, выделенные по мероприятию "Создание условий для участия детских команд по хоккею в первенстве России", использованные не по целевому назначению, в сумме 130 305,10 руб.;
2) - возместить в доходы бюджета Пермского края на лицевой счет Министерства физической культуры средства субсидии, выделенные на выполнение отдельных мероприятий в рамках государственного задания, и использованные не по целевому назначению по следующим мероприятиям: - "Организация и предоставление услуг по повышению спортивного мастерства спортсменов Пермского края и подготовка спортсменов высокого класса" в сумме 9 567 600 руб.;
- "Содержание имущественного комплекса крытого ледового катка с искусственным покрытием в г. Краснокамске" в сумме 14 142 685,42 руб.;
- "Содержание имущественного комплекса стадиона "Энергия" в сумме 1 747 215,45 руб.; - "Организация и предоставление услуг по повышению спортивного мастерства спортсменов Пермского края и подготовка спортсменов высокого класса" в сумме 2 374 108,35 руб.;
3) - представить в Министерство финансов Пермского края в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения Представления об устранении нарушений в течение 10 дней со дня получения представления;
4) - принять меры по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий таких нарушений в срок не позднее 270 дней со дня получения представления и в течение 5 дней представить в Министерство финансов Пермского края информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий, способствовавших их возникновению, с приложением заверенных должным образом копий подтверждающих документов.
Учреждение, не согласившись с представлением Министерства от 13.12.2016 N ПР-0042 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств, за исключением эпизода нарушения в связи с расходованием средств субсидии на возмещение командировочных расходов в сумме 11 625 рублей.
Оспаривая решение суда, Министерство приводит доводы о необоснованности расходования учреждением средств на содержание объекта строительства (Крытый каток с искусственным льдом на 500 мест в г. Краснокамске), до его ввода в эксплуатацию, поскольку у Учреждения отсутствовали обязанность содержания указанного объекта и финансовое обеспечение на его содержания и в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, объект не эксплуатировался в период с 28.02.2014, с момента подписания Акта приемки законченного строительством объекта до выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 31.10.2014. После завершения строительства объекта бремя его содержания до ввода объекта в эксплуатацию несет подрядчик, а не заказчик работ. Исходя из пункта 6.1 Договора на строительство крытого ледового катка с искусственным льдом N 150 от 03.06.2013 г. (далее - Договор N 150) сроки выполнения работ разбиты на два этапа: выполнение строительно-монтажных работ - с начала выполнения работ (три дня с момента заключения договора); ввод в эксплуатацию - с 01.12.2013 г. до 01.03.2014 г. Следовательно, выполнение застройщиком ООО "Сомике" работ по Договору N 150 заканчивается не только подписанием сторонами Акта приемки законченного строительством объекта по 28.02.2014 г., но и вводом объекта в эксплуатацию. Учреждением не были выполнены установленные в государственном задании на 2014 и 2015 г.г. количественные показатели.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии с разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ, основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 2.1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
В силу части 3.15 статьи 2 Закона N 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
Постановление Правительства Пермского края от 29.09.2014 N 1071-п утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения, Порядок проведения мониторинга исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и внесения изменений в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) и объем его финансового обеспечения, Порядок определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
До введения Постановления Правительства Пермского края от 29.09.2014 N 1071-п, порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Пермского края государственным бюджетным и автономным учреждениям Пермского края определялся постановлением Правительства Пермского края от 8 декабря 2010 г. N 1003-п.
По эпизоду расходования средств на содержание объекта "Крытый каток с искусственным льдом на 500 мест в г. Краснокамске", апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с дополнительным соглашением N СЭД-41-02-22-354 от 04.09.2014 г. к договору от 13.01.2014 г. N СЭД-41-01-27-617 о предоставлении субсидии государственному краевому автономному учреждению "Центр спортивной подготовки Пермского края" заявителю была предоставлена субсидия на выполнение государственной работы по содержанию, обслуживанию, подготовке к спортивным мероприятиям объектов спорта - крытого катка с искусственным льдом в городе Краснокамске в сумме 16 268 200 рублей.
Между КГАУ "ЦСП" (заказчик) и обществом "Сомикс" (застройщик), заключен договор от 03.06.2013 N 150, в соответствии с условиями которого заказчик поручает, а застройщик принимает на себя обязательства осуществить строительство крытого ледового катка с искусственным льдом с трибунами на 500 мест по ул. Большевистской, 56 в городе Краснокамске Пермского края в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и на условиях договора.
В соответствии с пунктом 3.1 договора стоимость работ на момент заключения договора определена в сумме 25 000 000 руб. и включает в себя все расходы, необходимые для исполнения обязательств по договору. Сроки выполнения работ согласованы в пункте 6.1 договора, а именно: начало выполнения работ в течение 3-х дней с момента заключения договора, выполнение строительно - монтажных работ - до 30.11.2013 и ввод объекта в эксплуатацию не позднее 01.03.2014.
При этом фактический срок ввода объекта в эксплуатацию подрядной организацией - обществом "Сомикс" - 31.10.2014 года, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 31.10.2014 N RU 59516101-5.2014.
Заинтересованным лицом сделан ошибочный вывод о том, что обязательства застройщика считаются исполненными с даты ввода в эксплуатацию построенного объекта.
В соответствии с п.5.4 договора на строительство крытого ледового катка с искусственным льдом N 150 от 03.06.2013 г., заключенным между заявителем и ООО "Сомикс" (застройщиком), выполнение застройщиком обязательств по договору подтверждается подписанием акта приемки законченного строительством Объекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора) является одним из документов, на основании которых уполномоченным органом принимается решение о выдаче разрешения о вводе объекта в эксплуатацию. Соответственно, с момента окончания строительства объекта, которое подтверждается подписание акта приемки законченного строительством объекта, до момента ввода объекта в эксплуатацию проходит определенное количество времени.
Завершение строительства объекта подтверждалось подписанием акта и справки КС-11 от 28.02.2014.
В связи с наличием дополнительных работ, не входящих в утвержденную проектно-сметную документацию, Объект не был своевременно запущен в эксплуатацию. До момента ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности Пермского края на объект он находился во владении Заказчика.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ.
В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
В силу пункта 1 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Системное толкование статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет момент возникновения обязанности по содержанию имущества не фактом государственной регистрации права собственности, а наличием у собственника возможности владеть и пользоваться переданным ему имуществом.
На основании вышеизложенного, с указанной даты у Заказчика возникла обязанность по содержанию объекта.
При этом, расходы по содержанию объекта в стоимость договора от 03.06.2013 N 150 не входили, иного Минфин ПК не доказал.
Вышеуказанные доводы Заявителя подтверждаются также решениями Арбитражного суда Пермского края (дело N А50-20927/14, N А50-15359/2015) и считаются установленными.
Документом, определяющим направления использования учреждениями субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н (далее - Приказ N 81н).
В соответствии с положениями п. 11 Приказа N 81н плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат. Положениями п. 12 Приказа N 81н установлено, что плановые объемы выплат, связанных с выполнением федеральным учреждением государственного задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом, учреждение вправе самостоятельно определять направления расходования средств, а также объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного задания.
Субсидия на выполнение государственного задания предоставляется учреждению без определения направлений использования, так как согласно положениям пунктов 9 и 11 Порядка N 81 н учреждение при планировании своей финансовой деятельности по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, самостоятельно определяет направления расходов, а также объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного задания.
Поскольку Порядком N 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам (расходам), отраженные в плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативных затрат, использованных при расчете субсидии на выполнение государственного задания, в случае достижения экономии средств, предусмотренных на осуществление любого из вышеуказанных направлений выплат (расходов), сэкономленные средства (их часть) могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты в рамках уставной деятельности учреждения (Письмо Минфина России от 28.06.2013 N 02- 13-11/24924, Письмо Минфина России от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, Письмо Минфина России от 30.12.2014 N 02-07-10/69030).
Кроме того, постановление Правительства ПК N 1071-п предусматривает представление отчетности достижения количественных и качественных показателей выполнения государственного задания. Отчетность представлена, никаких возражений по ней учредителем не заявлено.
Действия учреждения в данной части правомерны, нарушений бюджетного законодательства не установлено.
По эпизоду использования средств на проведение тренировочных мероприятий сборных команд Пермского края апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.6.1 Порядка, утвержденного постановлением N 1106-п, за счет средств бюджета Пермского края финансируются тренировочные мероприятия основных и резервных составов сборных команд Пермского края по видам спорта на территории Российской Федерации.
Порядок формирования списков спортивных сборных команд Пермского края установлен постановлением Правительства Пермского края "Об утверждении Порядка формирования и обеспечения сборных команд Пермского края (в том числе юношеских и молодежных) по видам спорта" от 12.10.2009 г. N 715-п (далее - постановление N 715-п). Согласно п.2.1.постановления N 715-п списки кандидатов в спортивные сборные команды Пермского края ежегодно формируются краевыми спортивными федерациями, включенными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций согласно возрастным группам для спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Пермского края, определенным Единой всероссийской спортивной классификацией, по двум составам - основной состав и резервный состав, и утверждаются приказом Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края.
Государственное задание Заявителю на 2014-2015 г.г., которым предусматривалось проведение тренировочных мероприятий 832 спортсменов, было утверждено Министерством спорта (приказы от 30.08.2013 N СЭД-41-01-02-277, от 18.08.2014 N СЭД-41-01-02-275 и от 18.08.2014 N СЭД-41-01- 02-274 соответственно.
В рамках исполнения государственного задания учреждением заключены:
- на 2014 год договор возмездного оказания услуг от 13.02.2014 N 64 с обществом "Гарант-Инвест" на сумму 19 801 600,00 руб.;
- на 2015 год договор возмездного оказания услуг от 27.04.2015 N 162 с обществом "Гарант-Инвест" (далее - договор N 162) на сумму 19 801 600,00 рублей.
Согласно техническому заданию (спецификации) договора N 64, договора N 162 общее количество участников сборов составляет 832 человека, что соответствует количеству участников, определенных государственным заданием на 2014, 2015 годы.
Согласно статье 36.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" списки кандидатов в спортивные сборные команды субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта ежегодно формируются региональными спортивными федерациями и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1).
Списки членов сборных команд после их утверждения Министерством спорта были переданы ООО "Гарант-Инвест" - исполнителю по договору оказания возмездных услуг. Именно указанные в списке лица принимали участие в тренировочных мероприятиях, что подтверждается письмами Минспорта ПК, подтверждающие данное обстоятельство.
Кроме того, учреждение также сдавало учредителю отчетность в рамках исполнения государственного задания (количественные и качественные показателей выполнения государственного задания). Отчеты приняты без разногласий.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка N 1003-п в течение срока выполнения государственного задания при его фактическом исполнении учреждением в меньшем объеме, чем это предусмотрено государственным заданием в соответствующем финансовом году, и(или) с качеством, не соответствующим установленному государственным заданием, учредитель вносит изменения в государственное задание, сокращает объем субсидии и(или) выставляет требования частичного или полного возврата предоставленных учреждению субсидий.
При этом Министерством финансов доказательств невыполнения учреждением государственного задания 2014 и 2015 годах в материалы дела не представлено, факты невыполнения учреждением государственного задания не доказаны.
Кроме того, основным финансовым документом, на основании которого заявитель осуществляет свою деятельность, является план финансово-хозяйственной деятельности и требуемые действия по внесению изменений в план финансово-хозяйственной деятельности заявителем были произведены. Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности заявителя (с внесенными изменениями) утвержден в установленном порядке.
Иных оснований для оспаривания решения суда первой инстанции ни в жалобе, ни в ходе судебного заседания ответчиком не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 февраля 2018 года по делу N А50-12977/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.