г. Красноярск |
|
14 мая 2018 г. |
Дело N А33-22563/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
при участии:
от истца -агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края- Чупраковой Ю.Н., представителя по доверенности от 16.08.2017 N 76-0583,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Никифорова Павла Тимофеевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 12 февраля 2018 года по делу N А33-22563/2017, принятое судьёй Кужлевым А.В.,
установил:
агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (ИНН 2460083514, ОГРН 1072460002867, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Никифорову Павлу Тимофеевичу (ИНН 840411033240, ОГРН 314245703600098, далее - ответчик) о взыскании 1 856 495 рублей 62 копейки субсидии.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09 января 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Пальчин Семен Яковлевич.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-в июле 2016 года ответчик направил в адрес истца отчетность за период с апреля 2016 года по июнь 2016 года, отчет о состоянии оленеводства за 2-й квартал 2016 года.
-в течение срока действия соглашения Никифоров П.Т. направлял через органы местного самоуправления муниципального района Красноярского края отчеты, для передачи в агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
-требование о возврате субсидий от 22.08.2016 N 76-0387 и от 07.09.2016 N 76-0417 ответчику не вручалось.
-в апреле 2017 года ответчику стало известно, что отчеты были составлены с незначительными нарушениями, поэтому с сопроводительным письмом N 07 от 28.04.2017 отчеты за весь период действия соглашений о предоставлении субсидий ответчиком были откорректированы и переданы истцу.
-обязательства ответчика по предоставлению отчетности выполнено в полном объеме и цели предоставления субсидий достигнуты.
-соглашение от 24.03.2016 N 28 и соглашением от 28.03.2016 N 12 не содержат основания для возврата субсидии как нарушение сроков предоставления отчетности по использованию субсидии.
-ответчик использовал предоставленные денежные средства по целевому назначению, несмотря на нарушение сроков предоставления отчетности, цели, обозначенные в соглашении о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению.
-возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенной отчетности преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения о предоставлении субсидии.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 04.05.2018.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
03.05.2018 от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому отчетность была представлена в агентство не в полном объеме. Первая отчетность была предоставлена главой КФХ Никифоровым П. Г. в агентство в июле 2016 года, она содержала сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг, сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции за период с января 2016 года по июнь 2016 года. Такой вид отчетности должен предоставляться получателем субсидии ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Необходимая отчетность и сведения были предоставлены ответчиком в агентство с существенным нарушением сроков их предоставления, несмотря на то, что их предоставление в срок является обязанностью получателя субсидии. В материалы дела представлено письмо о результатах прокурорской проверки, в ходе которой установлено систематическое нарушение ответчиком условий соглашений, о привлечении ответчика к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями.
Представитель истца поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
24.03.2016 между агентством, в лице заместителя руководителя Антоненко Г.В., действующего на основании Положения об агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 N 638-п, распоряжения Губернатора Красноярского края от 10.02.2016 N 42-рт "Об осуществлении полномочий по руководству агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края" (агентство) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Никифоровым Павлом Тимофеевичем (товаропроизводитель) заключено соглашение N 28 о предоставлении государственной поддержки в виде субсидии за счет средств краевого бюджета на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающиеся разведением домашних северных оленей (далее - соглашение о предоставлении субсидии за счет средств краевого бюджета N 28).
Согласно пункту 1.1. соглашения N 28 настоящее соглашение определяет порядок взаимодействия Сторон по предоставлению государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей за счет средств федерального бюджета (далее - государственная поддержка), осуществляемого в рамках оказания государственной поддержки Сельскохозяйственному товаропроизводителю в соответствии со статьей 4.1 Закона Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868 "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае" (далее - Закон края).
В соответствии с пунктом 1.2. соглашения N 28 Агентство осуществляет предоставление государственной поддержки за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе форм и сроков предоставления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий и признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Красноярского края по вопросам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - Постановление Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п, Порядок), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянского (фермерского) хозяйства Никифорова Павла Тимофеевича, в размере 931 580 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 5.1. соглашения N 28 соглашение вступает в силу с момента его подписания представителя сторон и действует до 01.06.2017.
28.03.2016 между агентством, в лице заместителя руководителя Антоненко Г.В., действующего на основании Положения об агентстве по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2014 N 638-п, распоряжения Губернатора Красноярского края от 10.02.2016 N 42-рт "Об осуществлении полномочий по руководству агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края" (агентство) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Никифоровым Павлом Тимофеевичем (товаропроизводитель) заключено соглашение N 12 о предоставлении государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - соглашение о предоставлении субсидии за счет федерального бюджета N 12).
Согласно пункту 1.1. соглашения N 12 настоящее соглашение определяет порядок взаимодействия Сторон по предоставлению государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей за счет средств федерального бюджета (далее - государственная поддержка), осуществляемого в рамках оказания государственной поддержки Сельскохозяйственному товаропроизводителю в соответствии со статьей 4.1 Закона Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868 "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае" (далее - Закон края).
В соответствии с пунктом 1.2. соглашения N 12 Агентство осуществляет предоставление государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянского (фермерского) хозяйства Никифорова Павла Тимофеевича в размере 704 740 рублей 27 копеек.
В соответствии с пунктом 5.1. соглашения N 12 соглашение вступает в силу с момента его подписания представителя сторон и действует до 01.06.2017.
В соответствии с подпунктами 2.2.1-2.2.6 соглашений N 28, N 12, к условиям предоставления субсидии относится обязанность получателя субсидии предоставлять в агентство: финансово-производственный план ежегодно до 1 января очередного года; годовую бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 15 февраля очередного года; информацию о финансово-экономических показателях деятельности (о структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции по всем ее видам; об объеме валовой продукции в действующих ценах отчетного года - не позднее 15 февраля очередного года; о просроченной задолженности по заработной плате - в течение месяца с момента ее образования; о поголовье сельскохозяйственных животных, об объеме произведенной и отгруженной сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в натуральном и стоимостном выражении по основным видам продукции и каналам реализации - ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным); сведения о состоянии оленеводства ежеквартально, не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 3.2 соглашений N 28, N 12, агентство вправе принять решение об отказе в предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственному товаропроизводителю (далее - товаропроизводитель) в случаях несоответствия товаропроизводителя требованиям законодательства; неисполнения товаропроизводителем соглашения о предоставлении государственной поддержки, заключенного в предыдущем году (если это применимо); несоблюдения товаропроизводителем условий предоставления государственной поддержки, предусмотренных статьей 4.1 Закона Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868 "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае"; установления факта предоставления товаропроизводителем документов, содержащих недостоверные сведения; невозврат сельскохозяйственным товаропроизводителем бюджетных средств, подлежащих возврату в краевой бюджет.
Согласно пункту 3.3. соглашений N 28, N 12, предоставление государственной поддержки осуществляется Агентством путем перечисления денежных средств на расчетный счет сельскохозяйственного товаропроизводителя, открытый им в российской кредитной организации, в течение 15 рабочих дней со дня заключения настоящего соглашения.
Согласно пункту 3.4. соглашений N 28, N 12, в случае установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении государственной поддержки, а также в случае установления факта представления сельскохозяйственным товаропроизводителем недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения государственной поддержки, Агентство направляет письменное уведомление сельскохозяйственному товаропроизводителю о возврате перечисленных сумм государственной поддержки в доход краевого бюджета (далее -уведомление).
Согласно пункту 2.5. соглашений N 28, N 12, сельскохозяйственный товаропроизводитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения средств государственной поддержки.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п утвержден "Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или на наращивание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для получения субсидий, ставка субсидирования на одну голову северного оленя, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков неиспользованной субсидии" (далее - Порядок N 120-п).
В соответствии с пунктом 1.1. Порядка настоящий порядок регулирует: процедуру предоставления субсидии на компенсацию части затрат на содержание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей (далее в настоящем разделе - субсидия 1); процедуру предоставления субсидии на компенсацию части затрат на наращивание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей (далее в настоящем разделе - субсидия 2).
Дополнительным соглашением от 06.06.2016 к соглашению о предоставлении субсидии за счет федерального бюджета N 12, был увеличен размер субсидии, предоставляемый за счет средств из федерального бюджета. Размер такой субсидии составил всего 924 915 рублей 62 копеек.
Всего агентством должна быть перечислена субсидия в общей сумме 1 856 495 рублей 62 копеек, в том числе:
931 580 рублей (выплата из краевого бюджета от. 01.04.2016),
704 740 рублей 27 копеек (выплата 1 из федерального бюджета от 12.04.2016),
220 175 рублей 35 копеек (выплата 2 из федерального бюджета от 15.06.2016).
Агентство исполнило свое обязательство перед ответчиком в части предоставления государственной поддержки в полном объеме, перечислив ответчику субсидии в общей сумме 1 856 495 рублей 62 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 01.04.2016 N 266908 на сумму 931 580 рублей, от 12.04.2016 N 877273 на сумму 704 740 рублей 27 копеек, от 15.06.2016 N 415487 на сумму 220 175 рублей 35 копеек.
В установленный порядком и соглашениями N 28, N 12 срок ответчик не представил информацию о финансово-экономических показателях деятельности за апрель 2016 года,
Агентством в адрес ответчика направлено письмо от 27.05.2016 N 76-0258 о предоставлении отчетности, ответчику предложено предоставить соответствующую информацию. Требуемая информация не была предоставлена в установленный срок.
Первая отчетность была предоставлена главой КФХ Никифоровым П.Т. в агентство в июле 2016 года, которая в свою очередь содержала сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг, а также сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции за период с января 2016 года по июнь 2016 года.
Информация о финансово-экономических показателях деятельности за июль 2016 года, а также сведения о состоянии оленеводства за первый, второй квартал главой КФХ Никифоровым П.Т. не были предоставлены.
В связи с систематическим не предоставлением информации о финансово-экономических показателях деятельности, а также сведений о состоянии оленеводства, а также существенным нарушением сроков предоставления соответствующей отчетности, ответчику было направлено уведомление о возврате субсидии от 22.08.2016 N 76-0387 с требованием перечислить денежные средства, предоставленные в качестве субсидии на наращивание поголовья северных оленей в течение 10 дней. Указанное уведомление направлено ответчику 23.08.2016, что подтверждается почтовым уведомлением N 66000913196407.
Денежные средства, предоставленные в качестве субсидии, ответчиком не были возвращены, отчетность не была предоставлена по состоянию на 06.09.2016.
Агентством ответчику 08.09.2016 направлено информационное письмо от 07.09.2016 N 76-0417 о подготовке искового заявления о возврате субсидий. Указанное письмо получено ответчиком 27.09.2016, что подтверждается почтовым уведомлением N 66000913211032.
11.11.2016 агентством направлено в адрес ответчика письмо о предоставлении отчетности, где указано, что ответчик предоставил отчетность не по форме согласно приложению N 3 Порядка предоставления субсидий N 120-п. Кроме того, сведения, предоставленные ответчиком, не отображают изменения, связанные с движением поголовья оленей в отчетном году, то есть предоставленные сведения являются недостоверными, что нарушает пункт 2.5 соглашений N 28, N 12, а также абзац два пункта 2.4 Порядка предоставления субсидий N 120-п.
02.12.2016 между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение, которым были внесены изменения в текст соглашения, в том числе в части перечня представляемых ответчиком документов, сведений. Соглашение подписано сторонами 02.12.2016 и действует, в соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения, с момента подписания.
Указанное дополнительное соглашение подписано в связи с принятием приказа агентства от 21.09.2016 N 51 "Об утверждении форм соглашений о предоставлении мер государственной поддержки по содержанию или по наращиванию поголовья северных оленей и форм представляемых отчетных документов по предоставленным мерам государственной поддержки" (далее - Приказ).
В соответствии с пунктами 2.3.2-2.3.4 дополнительного соглашения, ответчик обязуется представлять в агентство следующие документы:
квартальную бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (на бумажном носителе и в электронном виде) (п.2.3.2. дополнительного соглашения);
годовую бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 15 февраля очередного года (на бумажном носителе и в электронном виде) (для индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства) (п.2.3.2. дополнительного соглашения);
копию акта о проведении профилактических ветеринарных мероприятий Получателем за отчетный год с указанием количества оленей, учтенных ушной биркой и прошедших вакцинацию от инфекционных заболеваний, заверенную Краевым государственным казенным учреждением муниципального района службы по ветеринарному надзору края, ежегодно в срок не позднее 15 января очередного года (на бумажном носителе и в электронном виде) (п.2.3.3. дополнительного соглашения);
ведомость движения поголовья северных оленей за предыдущий год по форме согласно приложению N 4 к Приказу, ежегодно в срок не позднее 15 января очередного года (на бумажном носителе и в электронном виде) (п.2.3.3. дополнительного соглашения);
плановый оборот стада северных оленей на текущий год по форме согласно приложению N 5 к Приказу, ежегодно в срок не позднее 15 января очередного года (на бумажном носителе и в электронном виде) (п.2.3.3. дополнительного соглашения);
список оленеводов и наличие у оленеводов северных оленей по форме согласно приложению N 6 к Приказу, ежегодно в срок не позднее 15 января очередного года (на бумажном носителе и в электронном виде) (п.2.3.3. дополнительного соглашения).
сведения о состоянии оленеводства по форме согласно приложению N 7 к Приказу, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в агентство (на бумажном носителе и в электронном виде) (п.2.3.4. дополнительного соглашения).
Срок действия соглашений - до 01.03.2017.
В феврале 2017 года ответчик подал заявление на предоставлении субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей.
Агентство направило в адрес заявителя (ответчика) уведомление о принятии документов к рассмотрению от 13.03.2017 N 76-0128, от 13.03.2017 N 0127.
По результатам рассмотрения заявления, агентством было принято решение об отказе в предоставлении субсидии, что отражено в уведомлении от 17.05.2017 N 76-0354.
В апреле 2017 года в агентство были переданы нарочно сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг, а также сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции за период с июля 2016 года по декабрь 2016 года, а также сведения о состоянии оленеводства за период с января 2016 года по декабрь 2016 года.
25.05.2017 в агентство поступило письмо N 76-369, которое содержало сведения о состоянии оленеводства за период с февраля 2016 года по январь 2017 года, отчет по отелу оленей за первое полугодие 2016 года, список оленеводов на 01.01.2017, плановый оборот стада северных оленей на 2017 год и ведомость движения поголовья северных оленей за 2016 год, что отражено в сопроводительном письме от 28.04.2017 N07 (л.д.193).
По инициативе агентства была проведена прокурорская проверка о нарушении Никифоровым П.Т. условий предоставления субсидий. По результатам проверки Прокуратурой Таймырского района были установлены систематические нарушения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 4.1 Закона Края N 3-868, пп. 2.2.1-2.2.6 соглашений, в части непредставления отчетности, предусмотренной соглашениями, а также предоставления отчетности с нарушениями установленных сроков. В отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренных ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ (л.д.32-33).
В связи с тем, что ответчик не возвратил субсидию, истец обратился в суд с иском о взыскании 1 856 495 рублей 62 копеек субсидии.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1)из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2)из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3)из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-Ф оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из материалов дела следует, что между агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Никифоровым Павлом Тимофеевичем заключено два соглашения:
от 24.03.2016 N 28 о предоставлении государственной поддержки в виде субсидии за счет средств краевого бюджета на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающиеся разведением домашних северных оленей;
от 28.03.2016 N 12 о предоставлении государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Доводы ответчика о том, что в связи с территориальной отдаленностью его места нахождения, проекты соглашений были направлены для подписания ответчику без подписи агентства, ответчиком были подписаны оба экземпляра соглашений и направлены на подписание в агентство, при этом ответчик не получил подписанные обеими сторонами, соответственно, у ответчика не было возможности ознакомиться с условиями заключенных соглашений, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Проекты, направляемые получателю субсидии для подписания, являются типовыми, и утверждены: Приказом агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края от 30.03.2015 N 13 "Об утверждении форм типовых соглашений о предоставлении государственной поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат на содержание или по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся содержанием домашних северных оленей" (действовал на момент заключения соглашений); Приказом агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края от 21.09.2016 N 51 "Об утверждении форм соглашений о предоставлении мер государственной поддержки по содержанию или по наращиванию поголовья северных оленей и форм представляемых отчетных документов по предоставленным мерам государственной поддержки".
Приказы агентства официально опубликованы и находятся в открытом доступе, соответственно, ознакомиться с ними может каждый желающий.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что принял на себя обязательства, предусмотренные соглашениями, следовательно, ответчик при подписании соглашении был ознакомлен с условиями соглашений.
Факт предоставления истцом ответчику субсидии, подтвержден платежными поручениями от 01.04.2016 N 266908 на сумму 931 580 рублей, от 12.04.2016 N 877273 на сумму 704 740 рублей 27 копеек, от 15.06.2016 N 415487 на сумму 220 175 рублей 35 копеек, ответчиком не оспаривался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п утвержден Порядок предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка в целях получения субсидии 1 товаропроизводитель 1 в срок до 15 февраля текущего финансового года (в 2017 году - в срок с 15 марта до 30 апреля) представляет в исполнительный орган местного самоуправления муниципального района Красноярского края (далее в настоящем разделе - орган местного самоуправления), а товаропроизводитель 1, зарегистрированный на территории городского округа Красноярского края, - в агентство следующие документы: 1)заявление о предоставлении субсидии 1 (далее в настоящем разделе - заявление) по форме согласно приложению N 2 к Порядку; 2)копии учредительных документов (для юридического лица); 3)копию документа об избрании (назначении) исполнительного органа, лица, имеющего право подписывать без доверенности договоры и иные документы от имени организации (для юридического лица); 4)копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность товаропроизводителя 1 (для индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства); 5)выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (представляется по собственной инициативе товаропроизводителя 1); 6)копии документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя (копию отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса по форме N6-АПК за предшествующий календарный год с приложением копии отчета о финансовых результатах за 12 месяцев предшествующего календарного года по форме N2 по ОКУД, а товаропроизводителям 1 - юридическим лицам, находящимся на упрощенной системе налогообложения, а также товаропроизводителям 1 - индивидуальным предпринимателем, находящимся на любом режиме налогообложения, - справку о структуре выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год по форме согласно приложению N3 к Порядку); 7)копию сведений о состоянии животноводства по форме статистического наблюдения N24-СХ за предшествующий календарный год (для юридического лица); 8)копию сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме статистического наблюдения N3-фермер за предшествующий календарный год (для индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства); 9) справку об исполнении товаропроизводителем 1 обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (представляется по собственной инициативе товаропроизводителя); 10) справку, подтверждающую отсутствие у товаропроизводителя 1 на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии 1, просроченной задолженности по субсидиям, бюджетным инвестициям и иным средствам, предоставленным из краевого бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края (договорами (соглашениями) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций), по форме согласно приложению N2 к Перечню документов, представляемых юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг для получения субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, установленному Приказом министерства финансов Красноярского края от 09.01.2017 N 1 Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) между главным распорядителем средств краевого бюджета и юридическим лицом (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом -производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из краевого бюджета" (далее - Приказ N 1); 11)справку территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанную ее руководителем (иным уполномоченным лицом), подтверждающую отсутствие сведений о прекращении деятельности товаропроизводителя 1, а также содержащую сведения о том, что товаропроизводитель 1 находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, имеет (не имеет) ограничения на осуществление хозяйственной деятельности, что в отношении товаропроизводителя 1 возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии 1 (представляется по собственной инициативе товаропроизводителя 1); 12) сведения о количестве поголовья домашних северных оленей, фактически имеющегося у товаропроизводителя 1 по состоянию на 1 января текущего финансового года, по форме согласно приложению N 4 к Порядку; 13)копии документов, подтверждающих фактически понесенные затраты, связанные с разведением домашних северных оленей, за предшествующий календарный год, из перечня, предусмотренного пунктом 1.7 Порядка, с приложением реестра представляемых документов, подписанного руководителем товаропроизводителя 1; 14)плановый оборот стада домашних северных оленей на текущий финансовый год по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
В соответствии с пунктом 2.4. Порядка Товаропроизводитель 1 представляет документы, указанные в пункте 2.3 Порядка, в письменной форме лично, либо направляет их почтовым отправлением с описью вложения или с нарочным, либо направляет в электронной форме. Документы, представляемые в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг" (далее - Постановление N 852).
Товаропроизводитель 1 несет ответственность за достоверность представленных в орган местного самоуправления (агентство) сведений и документов.
Согласно пункту 3.4. Порядка в целях получения субсидии 2 товаропроизводитель 2 в срок до 15 февраля текущего финансового года (в 2017 году - в срок с 15 марта до 30 апреля) представляет в исполнительный орган местного самоуправления муниципального района Красноярского края (далее в настоящем разделе - орган местного самоуправления), а товаропроизводитель 2, зарегистрированный на территории городского округа Красноярского края, - в агентство следующие документы: 1)заявление о предоставлении субсидии 2 (далее в настоящем разделе - заявление) по форме согласно приложению N 2 к Порядку; 2)копии учредительных документов (для юридического лица); 3)копию документа об избрании (назначении) исполнительного органа, лица, имеющего право подписывать без доверенности договоры и иные документы от имени организации (для юридического лица); 4)копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность товаропроизводителя 2 (для индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства); 5)выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (представляется по собственной инициативе товаропроизводителя 2); 6)копии документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя (копию отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса по форме N 6-АПК за предшествующий календарный год с приложением копии отчета о финансовых результатах за 12 месяцев предшествующего календарного года по форме N 2 по ОКУД, а товаропроизводителям 2 - юридическим лицам, находящимся на упрощенной системе налогообложения, а также товаропроизводителям 2 - индивидуальным предпринимателем, находящимся на любом режиме налогообложения, - справку о структуре выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год по форме согласно приложению N 3 к Порядку); 7) копию сведений о состоянии животноводства по форме статистического наблюдения N 24-СХ за предшествующий календарный год (для юридического лица); 8)копию сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота по форме статистического наблюдения N 3-фермер за предшествующий календарный год (для индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства); 9) справку об исполнении товаропроизводителем 2 обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, выданную налоговым органом по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (представляется по собственной инициативе товаропроизводителя 2); 10)справку, подтверждающую отсутствие у товаропроизводителя 2 на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии 2, просроченной задолженности по субсидиям, бюджетным инвестициям и иным средствам, предоставленным из краевого бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края (договорами (соглашениями) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций), по форме согласно приложению N 2 к Перечню документов, представляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг для получения субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, установленному Приказом N 1; 11)справку территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанную ее руководителем (иным уполномоченным лицом), подтверждающую отсутствие сведений о прекращении деятельности товаропроизводителя 2, а также содержащую сведения о том, что товаропроизводитель 2 находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, имеет (не имеет) ограничения на осуществление хозяйственной деятельности, что в отношении товаропроизводителя 2 возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии 2; 12)сведения о количестве поголовья домашних северных оленей, фактически имеющегося у товаропроизводителя 2 по состоянию на 1 января текущего финансового года, по форме согласно приложению N 4 к Порядку; 13)копии документов, подтверждающих фактически понесенные затраты, связанные с разведением домашних северных оленей, за предшествующий календарный год, из перечня, предусмотренного пунктом 1.7 Порядка, с приложением реестра представляемых документов, подписанного руководителем товаропроизводителя 2; 14) плановый оборот стада домашних северных оленей на текущий финансовый год по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
Согласно пункту 3.5. Порядка товаропроизводитель 2 представляет документы, указанные в пункте 3.4 Порядка, в письменной форме лично, либо направляет их почтовым отправлением с описью вложения или с нарочным, либо направляет в электронной форме. Документы, представляемые в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Постановлением N 852.
Товаропроизводитель 2 несет ответственность за достоверность представленных в орган местного самоуправления (агентство) сведений и документов.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что по соглашению от 28.03.2016 N 12 (субсидия из федерального бюджета) не было представлено: годовая бухгалтерская отчетность (в электронном виде и на бумажном носителе) (пункт 2.2.3. соглашения); финансово-производственный план (п. 2.2.2. соглашения); по соглашению от 28.03.2016 N 12 (субсидия из федерального бюджета) не было представлено на бумажном носителе: сведения о состоянии оленеводства за II, III, IV кварталы 2016 года и I квартал 2017 (п. 2.2.6. соглашения); по дополнительному соглашению от 02.12.2016 (субсидия из краевого бюджета) не было представлено: копия акта о проведении профилактических ветеринарных мероприятий за отчетный 2016 год (пункт 2.3.3. дополнительного соглашения); годовая бухгалтерская отчетность (пункт 2.3.2. дополнительного соглашения); по дополнительному соглашению от 02.12.2016 (субсидия из краевого бюджета) не было представлено в электронной форме: ведомость движения поголовья северных оленей за предыдущий год (абзац третий пункта 2.2.3. дополнительного соглашения); плановый оборот стада северных оленей на текущий год (абзац четвертый пункта 2.2.3. дополнительного соглашения); список оленеводов и наличие у оленеводов северных оленей (абзац пятый пункта 2.2.3. дополнительного соглашения); отчет по отелу оленей за предыдущий год (абзац шестой пункта 2.2.3. дополнительного соглашения);сведения о состоянии оленеводства (п. 2.3.4. дополнительного соглашения).
Следовательно, заявитель жалобы в установленные сроки не предоставлял соответствующие сведения и отчетность, которые он обязан предоставлять в сроки в силу подпунктов 2.2.1 -2.2.6 соглашения о предоставлении субсидии за счет средств краевого бюджета N 28, соглашения о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета N 12.
Согласно пункту 4.2. Порядка в случае установления факта несоблюдения товаропроизводителями 1, 2 целей, условий и порядка предоставления субсидии 1, 2, в том числе несоблюдения положений соглашения о предоставлении субсидии 1, 2, и (или) установления факта представления товаропроизводителями 1, 2 недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных ими для получения субсидии 1, 2, агентство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанного факта (фактов) направляет товаропроизводителю 1, 2 почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о возврате перечисленных сумм субсидии 1, 2 в доход краевого бюджета (далее -уведомление).
В уведомлении должна содержаться информация об основаниях для возврата средств субсидии 1, 2, сумме, подлежащей возврату, сроках возврата, лицевом счете агентства, коде бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат.
Согласно пункту 4.3 Порядка N 120-п, получатель субсидии обязан вернуть сумму субсидии, указанную в уведомлении о возврате субсидии, в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3.4 соглашений N 28, N 12, в случае установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении государственной поддержки, а также предоставления товаропроизводителем недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения государственной поддержки, агентство направляет письменное уведомление товаропроизводителю о возврате перечисленных сумм государственной поддержки в доход краевого бюджета.
С учетом изложенного, истец обоснованно предъявил иск к ответчику о возврате субсидии.
В связи с систематическим не предоставлением информации о финансово-экономических показателях деятельности, а также сведений о состоянии оленеводства, существенным нарушением сроков предоставления соответствующей отчетности, ответчику было направлено уведомление о возврате субсидии от 22.08.2016 N 76-0387 с требованием перечислить денежные средства, предоставленные в качестве субсидии на наращивание поголовья северных оленей в течение 10 дней. Уведомление направлено ответчику 23.08.2016, что подтверждается почтовым уведомлением N 66000913196407 (л.д.190).
С учетом изложенного, довод жалобы о ненаправлении данного уведомления, подлежит отклонению как противоречащий представленным в материалы дела документам.
Направленное агентством требование о возврате средств субсидии, содержащееся в письме от 22.08.2016 N 76-0387 не было исполнено ответчиком, кроме того, ответчик исполнял обязательства по предоставлению сведений и отчетности ненадлежащим образом, с существенным нарушением сроков их предоставления, что нарушает условия соглашений о предоставлении субсидий и является основанием принятия агентством решения об отказе в предоставлении государственной поддержки и требования возврата перечисленных сумм субсидий.
Доводы ответчика о том, что истцом не доказан нецелевой характер использования ответчиком средств субсидий, подлежат отклонению в связи с тем, что в отсутствие финансовых отчетов с приложением подтверждающих документов, невозможно определить использование ответчиком субсидии по целевому назначению в установленные сроки.
Учитывая характер спорных правоотношений, именно на ответчике, в силу процессуального распределения бремени доказывания обстоятельств по делу, лежит обязанность по доказыванию факта надлежащего использования им субсидий. Однако, ответчик не представил доказательства, подтверждающих использование полученной субсидии в соответствии с установленными требованиями и порядком.
Довод о том, что возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенной отчетности преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения о предоставлении субсидии, отклонен как основанный на неверном толковании норм материального права заявителем жалобы.
Поскольку доказательства возврата ответчиком субсидии в размере 1 856 495 рублей 62 копеек в материалы дела не представлены, требование о взыскании данной суммы обоснованно удовлетворено в полном объеме.
Согласно выписке из ЕГРИП по состоянию на 05.02.2018, Никифоров Павел Тимофеевич (ОГРНИП: 314245703600098, ИНН 840411033240) прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в государственный реестр индивидуальных предпринимателей 30.01.2018 внесена соответствующая запись.
Порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Гражданин может быть лицом, участвующим в арбитражном процессе в качестве истца или ответчика в том случае, если на момент обращения в арбитражный суд он имеет государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо если участие гражданина без статуса индивидуального предпринимателя в арбитражном процессе предусмотрено процессуальным законодательством или иными федеральными законами (статьи 27 (часть 4), 33 АПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда таким дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
В силу пункта 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
С настоящим иском истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края 07.09.2017, согласно штампу суда на первой странице искового заявления.
Учитывая изложенное, на момент подачи иска ответчик обладал статусом индивидуального предпринимателя (выписка из ЕГРИП от 29.09.2017). Утрата ответчиком статуса индивидуального предпринимателя в ходе рассмотрения дела не влечет за собой изменение подведомственности и необходимость прекращения производства по делу (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приводимым в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, т. к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального и процессуального права. Указанным доводам ответчика дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, оснований для иной оценки правильных выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 февраля 2018 года по делу N А33-22563/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22563/2017
Истец: АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ПОДДЕРЖКЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Никифоров Павел Тимофеевич
Третье лицо: уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Пальчин С.Я., упарвление по вопросам миграции