г. Москва |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А41-3771/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2018 по делу N А41-3771/18, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Красногорской районной общественной организации физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия" к администрации городского округа Красногорск Московской области о признании недействительным постановления, третье лицо: Управление Росреестра по Московской области,
при участии в заседании:
от Красногорской районной общественной организации физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия" - Авдеева В.А. по протоколу от 05.10.2016,
от администрации городского округа Красногорск Московской области - Чернуха Ю.А. по доверенности от 12.01.2018,
от Управление Росреестра по Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Красногорская районная общественная организация физкультурно-спортивного общества профсоюзов "РОССИЯ" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация) с заявлением о признании недействительным Постановления главы городского округа Красногорск N 912/4 от 28.04.2017 "Об отмене постановления администрации Красногорского муниципального района Московской области от 19.04.2012 N 807/4 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 10 653 кв. м на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, г. Красногорске, ул. Комсомольская, кадастровый квартал 50:11:0010301".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2018 по делу N А41-3771/18 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя по делу в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского советов депутатов трудящихся от 03.07.1946 N 1118-23/30 отведен заводу N 861 Министерства химической промышленности земельный участок под строительство двух домов для детского сада в г. Красногорске площадью 0,5 га.
Решением от 28.05.82 N 891 Исполнительного комитета Красногорского городского совета народных депутатов МО переданы освободившиеся здания и сооружения детского сада N 265 по ул. Комсомольской с баланса ГИПИ ЛКП на баланс Красногорского горсовета ДСО "Спартак".
По акту от 28 мая 1982 г. безвозмездно переданы с баланса Государственного научно-исследовательского и проектного института лакокрасочной промышленности ГИПИ ЛКП на баланс Красногорского горсовета ДСО "Спартак" здания и сооружения, расположенные на земельном участке 10914 кв. м по адресу: г. Красногорск, ул. Комсомольская, 10.
По акту от 28 мая 1982 г. безвозмездно переданы с баланса Государственного научно-исследовательского и проектного института лакокрасочной промышленности ГИПИ ЛКП на баланс Красногорского горсовета ДСО "Спартак" здания и сооружения, расположенные на земельном участке 10914 кв. м по адресу: г. Красногорск, ул. Комсомольская, 10.
КРОО ФСОП "Россия" обратилась в Администрацию Красногорского муниципального района с заявлением от 15.09.2009, в котором просила в соответствии с п. 5 ст. 36, 29 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставить в собственность земельный участок по адресу: МО, г. Красногорск, ул. Комсомольская, д. 10 площадью 10 661 кв. м.
Постановлением Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 19.04.2012 N 807/4 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 10653 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения спортивно-гостиничного комплекса, расположенного в кадастровом квартале 50:11:0010301 - Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, г. Красногорск, ул. Комсомольская, д. 10.
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Московской области от 13.06.2012 по делу N А41-13474/12.
На основании указанного постановления, в целях дальнейшего выкупа земельного участка под принадлежащими КРОО ФСОП "Россия" объектами недвижимости, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010301:241.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010301:241 внесены в ГКН 04.09.2012, установлен срок истечения действия временного характера таких сведений - 05.09.2017.
До истечения срока действия временного характера земельного участка, решением органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010301:241 был снят с кадастрового учета и сведения о нем были аннулированы из ГКН.
На основании обращения КРОО ФСОП "Россия" Управление Росреестра по Московской области повторно осуществила постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 10653 кв. м, с местоположением: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, г. Красногорск, ул. Комсомольская, д. 10 с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0010301:260.
Указанные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2017 по делу N А41-58125/17.
Постановлением главы городского округа Красногорск N 912/4 от 28.04.2017 отменено постановление администрации Красногорского муниципального района Московской области от 19.04.2012 N 807/4 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 10 653 кв. м на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, г. Красногорске, ул. Комсомольская, кадастровый квартал 50:11:0010301".
На основании указанного постановления и заявления Администрации, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области земельный участок площадью 10653 кв. м с кадастровым номером КН 50:11:0010301:260 снят с кадастрового учета, а сведения о нем аннулированы из государственного кадастра недвижимости.
Полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
При этом решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 N Ф05-21310/2017 по делу N А41-51654/2017, реализация органом местного самоуправления предусмотренных полномочий по отмене ранее принятого акта не может и не должна основываться только на формальном праве его отмены. Орган местного самоуправления должен доказать несоответствие отменяемого акта требованиям действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону, не нарушать права и законные интересы заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Как следует из преамбулы оспариваемого постановления, основанием для его вынесения явилось то обстоятельство, что на земельном участке площадью 10 653 кв. м отсутствуют здания и сооружения, переданные на баланс ДСО "Спартак" согласно акту от 28.05.1982.
Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, 18.04.2017 произведена государственная регистрация права собственности заявителя на объекты недвижимого имущества: здание гостиницы (кадастровый номер 50:11:0010209:334, площадью 146 кв.), административное здание (кадастровый номер 50:1 1:0010209:323), площадью 202,7 кв. м, здание электрощитовой (кадастровый номер 50:11:0010209:333), площадью 3 кв. м, административное здание (кадастровый номер 50:11:0010209:322), площадью 88 кв. м, находящиеся по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Комсомольская, д. 10.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к доводам о наличии полномочий у Администрации на отмену ранее принятых правовых актов, а также о том, что заявителем в течение 5 лет не реализовано постановление Администрации от 19.04.2012 N 807.
Между тем, ни из материалов дела, ни из пояснений представителя заявителя не следует вывод о наличии правовых оснований для отмены ранее изданного постановления от 19.04.2012 N 807.
Учитывая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя, а также отсутствие доказательств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, и наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд отклоняет заявленные в апелляционной жалобе доводы Администрации о пропуске заявителем установленного трехмесячного срока обращения в суд с рассматриваемым требованием, поскольку сведения о публикации данного постановления в материалы дела не представлены, а из представленных Администрацией доказательств (почтовая квитанция и опись вложения от 14.09.2017) не усматривается, что данным почтовым отправлением было направлено именно оспариваемое постановление от 28.04.2017 N 912/4, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для вывода о пропуске заявителем срока обращения в суд.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2018 по делу N А41-3771/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.