город Москва |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А40-26226/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2018 года по делу N А40-26226/2017, принятое судьей В.Г. Дружининой по иску Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423), 3-и лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745), МГОАО "Промжелдортранс" о признании права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика: Крылова Г.Г. по доверенности от 27.12.2017 г.;
от третьего лица: МГОАО "Промжелдортранс" - Цицер Е.Л. по доверенности от 01.03.2017 г.;
представители истца и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами:
- 77:03:0002005:1795, расположенный по адресу: город Москва, ул. Монтажная, вл. 4/14, coopужение 1, общей площадью 27 622 кв.м.; установленный вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, полос отвода железных дорог;
- 77:03:0002005:2040, расположенный по адресу: город Москва, ул. Монтажная, вл. 4А, вл. 4А, стр. 3,5,7, общей площадью 2 152 кв.м., установленный вид разрешенного использования: участки смешанного размещение производственных объектов различного вида;
- 77:03:0002005:2007, расположенный по адресу: город Москва, ул. Монтажная, вл. 4А, стр. 8,9,10, общей площадью 1249 кв.м., вид разрешенного использования: участки смешанного размещения производственных объектов различного вида.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что поскольку на момент рассмотрения заявленных исковых требований до вынесения судебного акта, право собственности Российской Федерации уже было зарегистрировано, отсутствует гражданско - правовой спор.
Истец и Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель МГОАО "Промжелдортранс" в судебном заседании против доводов жалобы возражал, представил письменные пояснения на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2018 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу судебным актом по делам N N А40-107208/11-79-964 и А40-54612/09-156-484 установлено, что земельные участки, с кадастровыми номерами:
- 77:03:0002005:1795, расположенный по адресу: город Москва, ул. Монтажная, вл. 4/14, coop. 1, общей площадью 27 622 кв.м.; установленный вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, полос отвода железных дорог;
- 77:03:0002005:2040, расположенный по адресу: город Москва, ул. Монтажная, вл. 4А, вл. 4А, стр. 3,5,7, общей площадью 2 152 кв.м., установленный вид разрешенного использования: участки смешанного размещения производственных объектов различного вида;
- 77:03:0002005:2007, расположенный по адресу: город Москва, ул. Монтажная, вл. 4А, стр. 8,9,10, общей площадью 1249 кв.м., вид разрешенного использования: участки смешанного размещения производственных объектов различного вида, под объектами железнодорожного транспорта МГОАО "Промжелдортранс" (Общество), являются федеральной собственностью в силу закона.
Исходя из нормы статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с Планом приватизации МГОАО "Промжелдортранс", утвержденного распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 30.03.1993 N 531-р, на указанных земельных участках располагается промышленная станция "Калошино".
В соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ) земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Таким образом, при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, принадлежности объекта недвижимого имущества на нем расположенного, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти. В силу ныне действующих положений закона такой земельный участок относится к федеральной собственности и в том случае если здание или предприятие были приватизированы. Аналогичным образом государственная собственность на землю разграничена на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В силу статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации на этот участок.
Согласно пункту 2 указанного Перечня в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию, либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, к необходимым документам относятся, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации или их предшественниками).
Согласно указаниям МПС СССР от 26.12.1991 N 2015-у, распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 30.03.1993 N 531-р, свидетельствующих о предоставлении указанных земельных участков, форма собственности участков указана - федеральная.
Приватизация МГОАО "Промжелдортранс" имела место в период действия Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении собственности на землю" (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, расположенные под приватизированным недвижимым имуществом, являются собственностью Российской Федерации, если до приватизации это имущество являлось федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (полоса отвода) это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Таким образом, статье 4 и 5 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ, прямо предусмотрено, что полоса отвода железных дорог относится к землям федерального значения.
Согласно решению по делу N А40-107208/11, судебный акт по которому имеет преюдициальное значение, Департамент городского имущества города Москвы настаивал на том обстоятельстве, что земельные участки являются федеральной собственностью, а, соответственно, у него нет полномочий к формированию данных участков. Данная позиция ДГИ Москвы отражена также в кассационной жалобе по делу N А40-109768/2013-9-1075.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы в силу ст. 78 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1, раздела II Положения о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 5 марта 2009 N 67, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории г. Москвы, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к государственной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
Ввиду того, что спорное имущество из владения истца не выбывало и, учитывая, что право на это имущество (земельные участки) у Российской Федерации возникло в силу закона, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности заявленных требований.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в ней подлежат отклонению в виду следующего.
Иск о признании права собственности подается заинтересованным лицом в случае, когда его право на имущество не признается (отрицается) физическим, юридическим лицом или публично-правовым образованием, либо в случае, когда субъективное право на вещь напрямую оспаривается другим участником имущественного оборота. Ответчиком по такому иску является лицо, как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Согласно пункту 52, изложенной в Постановлении N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (пункт 52). Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58).
В обоснование заявленных требований истец пояснил, что в силу действующего Законодательства Российская Федерация является собственником земельного участка.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. (ст. 212 ГК РФ)
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 7 Федерального закона N 137-ФЗ, к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся Российской Федерации относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
Государственная собственность на соответствующий земельный участок считается разграниченной с момента введения в действие Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (вступил в силу с 01.07.2006).
В тоже время, выписка из реестра не является правоустанавливающим документом, поскольку согласно п. 2.1 Положения о реестре объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 05.06.2001 N 502-ПП, реестр создается с целью обеспечения учета принадлежащих городу Москве на праве собственности объектов недвижимости.
Следовательно, выписка из реестра находящихся в собственности города Москвы, носит информационно-учетный характер, лишь подтверждает факт внесения в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, сведений об объекте, и не может являться правоустанавливающим документом - основанием возникновения права собственности города Москвы в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из разъяснений, содержащихся в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, при этом условием удовлетворения иска о признании права собственности на объект, права на который зарегистрированы за другим лицом, является доказанность владения спорным имуществом на момент предъявления иска, а также на момент вынесения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
В силу положений пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также пункта 6 раздела IV Приложения N 1 к нему, предприятия связи, радиопередающие центры независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от их ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности.
Так как спорное имущество из владения истца не выбывало и, учитывая, что право на это имущество у Российской Федерации возникло в силу закона, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленный иск.
Согласно пункту 5 части 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в качестве обоснования своих требований или возражений. Департамент не доказал доводы свей апелляционной жалобы надлежащими доказательствами.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону и не подлежит отмене.
Поскольку спорный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность города Москвы не передавался, из состава федеральной собственности не выбывал, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что недвижимое имущество, является объектом федеральной собственности.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2018 года по делу N А40-26226/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26226/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 сентября 2018 г. N Ф05-13384/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТУ Росимущества в г. Москве, ТУ Росимущество в г. Москве
Ответчик: ДГИ города Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: АО "МГАО Промжелдортранс", МГОАО "Промжелдортранс", Управление Росреестра по Москве
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13384/18
17.05.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16939/18
15.02.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-26226/17
17.11.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50721/17