21 мая 2018 г. |
Дело N А83-9036/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Голика В.С., Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,
с участием представителей от Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Булат О.В., заместитель начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Республике Крым, по доверенностям от 22.11.2017 N 02-20/06726, от 19.03.2018 N 06-20/03639@, Безверхая Ю.А., главный государственный налоговый инспектор правового отдела УФНС России по Республике Крым, по доверенностям от 10.01.2018 N 02-20/00066, от 10.10.2017 N 06-21/13073, в отсутствии акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 января 2018 года по делу N А83-9036/2016 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым,
установил:
акционерное общество "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 07.09.2016 N 06-09/542 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым N 07-21/13804@ от 14.11.2016) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления акциза за неправомерное применение налоговых вычетов в сумме 36 046 803,47 руб., пени в размере 4 933 245,50 руб., а также штрафа в размере 720 936,07 руб. Кроме того, просит обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано. Суд отменил с момента вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения Инспекции, в виде запрета Инспекции при заполнении справки об исполнении АО "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов учитывать доначисленные по оспариваемому решению акцизы в размере 36 046 803,47 рублей, пени в размере 4 933 245,50 рублей и штрафов в размере 720 936,07 рублей, а всего в сумме 41 700 985,04 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 января 2018 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об удовлетворении его требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В частности, заявитель полагает, что суд не применил ст. 193 Налогового кодекса РФ, а применил нормы Налогового кодекса Украины, не подлежащие применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым поступили пояснения на апелляционную жалобу, в судебном заседании их представители против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 29.01.2016 по 25.04.2016 Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка на предмет правильности применения налоговых ставок по акцизам, а также правильности отражения налогового вычета по акцизам за период с 01.04.2015 по 30.04.2015, по результатам которой 11.05.2016 составлен акт N 06-09/504.
На основании материалов камеральной налоговой проверки и дополнительных материалов налогового контроля с учетом возражений на акт налоговой проверки и приложенных документов к ним Инспекцией 07.09.2016 принято решение N 06-09/504 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, назначено наказание в виде штрафа, начислены недоимка и пени по состоянию на 07.09.2016.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 14.11.2016 N 07-21/13804@ жалоба общества удовлетворена в части, решение Инспекции от 07.09.2016 N 06-09/504 отменено в части определения суммы доплаты (недоимки) акциза в сумме 564 029,53 руб., в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в сумме 6 788 168,45 руб. и соответственно в части начисления пени по состоянию на 07.09.2016 на сумму неуплаты налога в размере 564 029,53 руб.; а также в части предложения обществу уплатить недоимку, штраф и пени в указанных частях.
Полагая, что решение Инспекции (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым N 07-21/13804@ от 14.11.2016) в части доначисления акциза за неправомерное применение налоговых вычетов в сумме 36 046 803,47 руб., пени в размере 4 933 245,50 руб., а также штрафа в размере 720 936,07 руб., является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии документов, указанных в письме Министерства финансов РФ от 17.06.2015 N 03-07-15/34796, одновременное наличие которых является основанием для произведения налоговых вычетов налогоплательщикам, оплатившим сумму акциза в бюджет Республики Крым в переходном периоде, налоговый орган правомерно доначислил обществу сумму недоимки по акцизу, пени и штраф.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, принимая во внимание пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом оспариваемого решения незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки Инспекцией выявлены следующие нарушения: несоответствие требований п. 3 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части допущенной арифметической ошибки при расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, в результате чего установлено занижение суммы акциза, начисленной к уплате, на 1 038 544,0 руб.; несоблюдение требований статей 200, 201 НК РФ, выразившееся в необоснованном применении налогового вычета по акцизам в размере 36 610 833,00 руб., что повлекло за собой занижение суммы налога исчисленного к уплате в бюджет на 36 610 833,00 руб.; при сопоставлении объемов отгруженной продукции, отраженных в Декларации N 6 и данных налоговой декларации по акцизам за февраль 2015 года, установлено занижение налоговой базы по акцизам по причине нарушения налогоплательщиком требований пункта 2 статьи 187, пункта 1 статьи 194 НК РФ, вследствие чего установлено занижение суммы акциза, начисленной к уплате, на 21 905 320,00 руб.
Таким образом, по налоговой декларации по акцизам сумма налога, подлежащая уплате, составляет 93 314 949 руб. Неуплаченная сумма налога составляет 59 554 697,00 руб. (по результатам камеральной проверки) - 33 760 252,00 руб. (исчислено налогоплательщиком).
Из материалов апелляционной жалобы следует, что общество оспаривает решение Инспекции в части доначисления акциза за неправомерное применение налоговых вычетов в сумме 29 800 189,47 руб., соответствующей данным доначислениям суммы пени и штрафа в размере 596 003,79 руб.
Однако в суд первой инстанции заявлены требования о признании решения Инспекции (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым N 07-21/13804@ от 14.11.2016) в части доначисления акциза за неправомерное применение налоговых вычетов в сумме 36 046 803,47 руб., пени в размере 4 933 245,50 руб., а также штрафа в размере 720 936,07 руб. Каких-либо уточнений требований или частичного отказа от требований обществом не заявлялось.
Таким образом, апелляционная коллегия рассматривает апелляционную жалобу на решение суда, принятое по результатам рассмотрения заявленных требований.
Судом установлено, что общество является правопреемником частного акционерного общества "Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай", зарегистрированного 07.04.1998 (идентификационный код 00411855).
В связи с приведением обществом учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Единый государственный реестр юридических лиц 12.12.2014 внесена запись об обществе и присвоен ОГРН 1149102129923.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в апреле 2015 года обществом реализована водочная продукция, маркированная как украинской акцизной маркой, так и федеральной специальной маркой (ФСМ), заявителем за апрель 2015 года представлены 7 налоговых деклараций по акцизам: 22.05.2015 - первичная, 17.08.2015, 14.09.2015, 07.10.2015, 09.10.2015, 02.11.2015 и 29.01.2016 - уточненные.
Согласно данным уточненной декларации за апрель 2015 года общество при применении налоговых вычетов исходило из наличия переплаты, сформировавшейся в переходный период при уплате акцизного налога в бюджет Республики Крым, а не из объема реализованной продукции, при производстве которой был использован спирт, акцизный налог за который уплачен в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок.
Из предоставленной уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (вх. от 29.01.2016 N 216531) следует, что обществом заявлены налоговые вычеты по акцизам, право на которые не подтверждено Инспекцией в ходе контрольных мероприятий с учетом решения УФНС России по Республике Крым от 14.11.2016. N 07-21/13804@, на сумму 36 610 833 руб., в т.ч.: 30 364 219 руб. по коду вида подакцизного товара "210"; 5 013 480 руб. по коду вида подакцизного товара "220"; 1 233 134 руб. по коду вида подакцизного товара "283".
Также в налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за апрель 2015 года обществом отражены налоговые вычеты в сумме 36 610 833 руб. по коду показателя "30009" - сумма авансового платежа акциза, уплаченная производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции по приобретенному (переданному в структуре организации) спирту этиловому и (или) спирту коньячному, фактически использованному для производства реализованной в налоговом периоде алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе этиловому спирту-сырцу, переданному в структуре одной организации для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, подлежащая вычету.
Данная сумма вычетов по акцизам сложилась из следующих показателей, отраженных в налоговой декларации по коду строки 2_2_2 "Сумма вычета" - 30 364 219 руб. по коду вида подакцизного товара "210", 5 013 480 руб. по коду вида подакцизного товара "220", 28 729 и 1 233 134 руб. по коду вида подакцизного товара "283". Итого 36 610 833 рублей.
Камеральной налоговой проверкой установлено, что общество в нарушение статьи 193, пункта 1 статьи 194, пункта 3 ст. 204 НК РФ по строке 2_1_4 "Сумма акциза" неверно исчислял акциз, в результате допущенной арифметической ошибки и фактически неверного применения налоговой ставки. Занижение суммы акциза к уплате в бюджет составило 1 038 544 рубля.
Таким образом, общество за период с 12.12.2014 по 31.12.2014 рассчитал акциз исходя из ставок переходного периода, а с 01.04.2015 по 30.04.2015 неверно исчислил акциз, в результате допущенной арифметической ошибки и фактически неверно применил налоговую ставку, что привело к занижению суммы акциза к уплате в бюджет.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Республике Крым, принимая во внимание положения пункта 16 статьи 200, пункта 8 статьи 194, пункта 17 статьи 201, пункта 7 статьи 204 Налогового кодекса, а также письма Министерства Финансов Российской Федерации от 17.06.2015 N 03-07-15/34796, письма Федеральной налоговой службы от 06.09.2016 N ГД-4-8/16603 "О рассмотрении обращения", от 23.07.2015 N ЕД-4-3/12895@, дополнительно представленные документы, пришло к выводу о том, что неуплата акциза по декларации за апрель 2015 года составляет 37 649 377 руб., в том числе в связи с неверным применением налоговой ставки - 1 038 544,0 руб., в связи с неподтверждением права на налоговые вычеты по акцизам в сумме - 36 610 833,0 руб.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее по текст - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию новых субъектов и до 01 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Указом Главы Республики Крым "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" от 16.06.2014 N 51-У, распоряжениями Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 N 1637-р и от 31.12.2014 N 1638-р Налоговая служба Республики Крым прекратила свою деятельность и утратили правоспособность с 31.12.2014 без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
При этом вновь образованные территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации не являются правопреемниками ликвидированных органов Налоговой службы Республики Крым, образованных и осуществляющих свою деятельность в течение переходного периода в соответствии со статьями 6, 23 Закона N 6-ФКЗ, Временного положения о Налоговой службе Республики Крым и не могут нести ответственность за данные других органов.
Согласно статье 15 Закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулировались нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Из пояснений общества следует, что сумма акцизного налога, начисленная к базе реализации ЛВП с украинской акцизной маркой, составила 36 610 833,00 рублей. Акцизный налог, в размере вышеуказанной суммы, был уплачен в бюджет Республики Крым во втором полугодии 2014 года, в момент приобретения украинских марок акцизного налога. Учитывая вышеизложенное, а именно что акцизный налог, был уплачен по первому событию (факт получения украинской марки) обществом отражена данная сумма начисленного акцизного налога в налоговой декларации по акцизам за апрель 2015, как налоговый вычет. Поскольку продукция, маркированная украинской акцизной маркой, была разрешена к реализации на территории Республики Крым в 2015 году, общество применило к данной продукции ставки акциза, согласно Налоговому кодексу Украины.
В подтверждение правильности исчисления налоговых вычетов, заявленных в декларациях по акцизам на подакцизные товары, (уплату в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок, получение этилового спирта, используемого для производства алкогольной продукции, списание полученного этилового спирта в производство реализованной алкогольной продукции), общество предоставило акты об отгрузке и приемке спирта этилового; накладные на перемещение алкогольных напитков в склад готовой продукции за ноябрь - декабрь 2014 года, копии платежных поручений об уплате акцизного налога за июль-декабрь 2014 года; документов, подтверждающих приход/поступление этилового спирта на АО "КВКЗ "Бахчисарай" в 2014 году; документов, подтверждающих списание спирта в производство и производство алкогольной продукции в 2014 году; документов, подтверждающих получение акцизной марки во 2 полугодии 2014 года; деклараций акцизного налога за июль-ноябрь 2014 года; купажных актов; деклараций акцизного налога за июль-ноябрь 2014 году; оборотно-сальдовых ведомостей; документов, подтверждающих движение спирта; приходных накладных на поступление спирта и выпуск продукции за период с 12.12.2014 по 31.12.2015; отчетов за период 12.12.2014 по 31.12.2015; сводной таблицы движения готовой продукции; оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерскому счету "43" за период с 12.12.2014 по 31.12.2015 и счету "261" за 2014 год, карточки счетов по товарной номенклатуре, бухгалтерские справки, отчеты о производстве и т.д.
В соответствии с п.п. 1.11 п. 1 Постановления Государственного совета Республики Крым от 12.11.2014 N 212-1/14 "Об особенностях налогообложения и предоставления отчетности в связи с завершением бюджетного 2014 года для налогоплательщиков Республики Крым" (далее - Постановление N 212-1/14), в случае внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в декабре 2014 года первым днем применения и, соответственно началом налоговых периодов согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации для него является день внесения сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, окончанием - 31 декабря 2015 года. В отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, налоговые периоды при внесении сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в декабре 2014 года определяются со дня такого внесения до последнего дня соответствующего налогового периода 2015 года.
В силу статьей 179, 181, 194 НК РФ общество является плательщиком акциза, а также обязано уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза)
В соответствии со ст. 194 НК РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ. При этом под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 200 НК РФ при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию вычету подлежит уплаченная налогоплательщиком (банком-гарантом в случаях, предусмотренных пунктом 13 статьи 204 и (или) пунктом 6 статьи 184 Налогового кодекса) сумма авансового платежа акциза в пределах суммы этого платежа, приходящейся на объем этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, либо на объем приобретенного и (или) произведенного налогоплательщиком спирта-сырца, переданного в структуре одной организации для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, при представлении в налоговый орган документов в соответствии с пунктами 17 и (или) 18 статьи 201 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 16 статьи 200 Налогового кодекса.
Сумма авансового платежа акциза, приходящаяся на объем этилового спирта, не использованного в истекшем налоговом периоде для производства реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, подлежит вычету в следующем или других последующих налоговых периодах, в которых приобретенный этиловый спирт будет использован для производства указанной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Пункт 17 статьи 201 НК РФ содержит перечень документов, необходимых для осуществления налогового вычета, предусмотренного пунктом 16 статьи 200 НК РФ, которые представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по акцизам.
При этом нормами НК РФ не предусмотрено применение налоговых вычетов акциза с учетом порядка уплаты акцизного налога, действовавшего в переходный период на территории Республики Крым в 2014 году, налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции в Республике Крым.
С целью урегулирования данного вопроса Министерством финансов Российской Федерации издано письмо от 17.06.2015 N 03-07-15/34796, в котором даны разъяснения относительно применения налогового вычета авансового платежа акциза налогоплательщиками, осуществлявшими производство алкогольной продукции на территории Республики Крым в переходный период.
Так, с учетом положений пункта 17 статьи 201 НК РФ, у налогоплательщиков, осуществляющих производство алкогольной продукции на территории Республики Крым, установленные в пункте 16 статьи 200 Налогового кодекса налоговые вычеты могут быть произведены при представлении в налоговый орган документов, подтверждающих: уплату налогоплательщиком в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок соответствующей суммы акциза по алкогольной продукции. При этом для применения налоговых вычетов то обстоятельство, что указанная уплата осуществлялась налогоплательщиком при приобретении украинских акцизных марок, значения не имеет; получение налогоплательщиком с акцизного склада этилового спирта, используемого для производства указанной алкогольной продукции; списание полученного этилового спирта в производство реализованной алкогольной продукции.
В соответствии с положениями пункта 16 статьи 200 НК РФ указанная сумма вычета должна определяться исходя из объема этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной алкогольной продукции, и ставки акциза, установленной на эту продукцию. При этом объем спирта, использованный для производства реализованной в налоговом периоде алкогольной продукции, определяется исходя из объема указанной реализации и процентного содержания в этой продукции этилового спирта (согласно нормативно-технической документации, регламентирующей производство указанной продукции).
Таким образом, для произведения налоговых вычетов необходимо одновременное наличие всех документов, указанных в перечне.
Заявитель полагает, что правильно применил вычет акциза, поскольку у общества имелась переплата, сформировавшаяся при уплате акцизного налога во втором полугодии 2014 года. При этом переплата по акцизному налогу и недоимка, начисленная также по акцизному налогу в переходный период составила 133 752 207,13 рублей, данная переплата подлежит зачету (возврату) в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Одновременно заявитель обращает внимание на то, что переплата акциза сформирована и отражена в бухгалтерском балансе общества в правовом поле Республики Крым, действовавшем в переходный период. В связи с чем, по его мнению, налоговые вычеты акциза, рассчитанные исходя из объемов реализации продукции в апреле 2015 года, заявлены правомерно.
При этом в процессе судебного разбирательства установлено и обществом подтверждается факт уплаты указанных сумм в переходном периоде в бюджет Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 утверждено "Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период" (далее по тексту - Положение), которым определено, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в переходном периоде определяющими являлись нормы Налогового кодекса Украины, регулирующие порядок определения налоговых обязательств и установления переплаты, является правомерным.
В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса Украины в случае производства на таможенной территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий или ввоза таких товаров на таможенную территорию Украины налогоплательщики обязаны обеспечить их маркирование марками установленного образца таким способом, чтобы марка акцизного налога разрывалась во время откупоривания (открытия) товара.
В соответствии со статьей 222 Налогового кодекса Украины сумма акцизного налога с алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, платится при приобретении марок акцизного налога.
При этом датой возникновения налоговых обязательств по подакцизным товарам (продукции), произведенным на таможенной территории Украины, является дата их реализации лицом, которое их производит независимо от целей и направлений дальнейшего использования таких товаров (продукции) (п. 216.1 ст. 216 Налогового кодекса Украины).
Суммы налога, которые подлежат уплате, по подакцизным товарам (продукции), изготовленным на таможенной территории Украины, определяются налогоплательщиками самостоятельно, исходя из объекта налогообложения, базы налогообложения и ставок этого налога, действующих на дату возникновения налоговых обязательств (п. 217.1 ст. 217 Налогового кодекса Украины).
Объектами налогообложения акцизным налогом, согласно Налоговому кодексу Украины, являются операции, в частности, по реализации изготовленных на Украине подакцизных товаров (продукции) (ст. 213 Налогового кодекса Украины).
Налогоплательщик по подакцизным товарам, изготовленным на таможенной территории Украины, и импортер алкогольных напитков и табачных изделий предоставляет ежемесячно не позднее 20 числа следующего периода органу государственной налоговой службы по месту регистрации декларацию акцизного налога (п. 223.2 ст. 223 Налогового кодекса Украины).
При этом налогообложение ликеро-водочной продукции имело свои особенности.
Так, субъект хозяйствования обязан уплатить налог или подать органу государственной налоговой службы по месту своего нахождения до получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, предназначенного для производства алкогольных напитков (кроме виноматериалов и вермутов), налоговый вексель, который является обеспечением исполнения обязательств такого налогоплательщика в срок до 90 календарных дней, начиная с дня выдачи налогового векселя, уплатить сумму налога, рассчитанную по ставкам для этой продукции (п. 225.1 ст. 225 Налогового кодекса Украины).
Учет расчетов с бюджетом налогоплательщиков в переходном периоде велся соответственно по коду бюджетной классификации "14020200", предназначенному для отражения информации по ликеро-водочной продукции, и по коду "14020300", предназначенному для отражения информации по коньяку, вину, сидру и др. подакцизным алкогольным напиткам.
В тоже время формирование налоговых обязательств по указанным кодам бюджетной классификации осуществлялось различными способами.
В соответствии с Порядком заполнения и представления Декларации акцизного налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 N 1030, который действовал в переходном периоде в Республике Крым, для ликеро-водочной продукции сумма акцизного налога определялась как сумма налогового обязательства, подлежащего уплате по векселям, срок оплаты которых наступил в отчетном периоде, или в случае предварительной уплаты при получении спирта этилового денежными средствами; для иных подакцизных алкогольных напитков сумма акцизного налога исчисляется исходя из фактических объемов реализации продукции и установленных ставок акцизного налога в пересчете на единицу измерения.
Данный порядок расчетов с бюджетом не оспаривается заявителем.
Из акта проверки следует, что согласно данным лицевых счетов по акцизному налогу общества за 2014 год, полученным Инспекцией в соответствии с приказом от 25.12.2014 N 01.1-03/27 "О передаче электронных баз данных из Налоговой инспекции в Бахчисарайском районе Налоговой службы Республики Крым в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым", сумма переплаты по состоянию на 01.01.2015 составляет по коду бюджетной классификации "14020200" - 68 594 664,85 руб., по коду "14020300" - 5 891 127,33 руб.
Таким образом, фактическими обстоятельствами дела не подтверждается наличие переплаты по данным учетных карточек расчетов с бюджетом по акцизному налогу, уплаченному в бюджет Республики Крым, по состоянию на 01.01.2015, в сумме 286 837 654,18 рублей.
Однако как указывают вышеприведенные нормы законодательства, действовавшие в переходный период в Республике Крым, по коду бюджетной классификации "14020200" (ликеро-водочная продукция) переплата и не может быть подтверждена, так как в переходном периоде налоговые обязательства по акцизному налогу определялись (равнялись) сумме уплаты в отчетном периоде. Переплата в 68 594 664,85 руб. сформировалась в связи с отсутствием обязанности по предоставлению декларации за декабрь 2014 года (с 01.12.2014 по 11.12.2014) в соответствии с Постановлением N 212-1/14.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что размер суммы переплаты не имеет значения для рассмотрения данного дела.
Согласно данным уточненной декларации за апрель 2015 года, общество при применении налоговых вычетов исходило из наличия переплаты, сформировавшейся в переходный период при уплате акцизного налога в бюджет Республики Крым, а не из объема реализованной продукции, при производстве которой был использован спирт, акцизный налог за который уплачен в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок.
Судом установлено, что в соответствии с нормами законодательства, действовавшего в переходный период в Республике Крым, разъяснениями Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по данному вопросу, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты акциза при условии предоставления соответствующих документов, подтверждающих такое право.
Аналогичная позиция содержится и в письме Федеральной налоговой службы от 06.09.2016 N ГД-4-8/16603 "О рассмотрении обращения", из которого следует, что при представлении указанных документов налогоплательщик вправе в налоговой декларации по акцизам, отражающей сумму акциза, исчисленную по совершенным в налоговом периоде операциям реализации алкогольной продукции, отразить налоговые вычеты суммы акциза (авансового платежа акциза), уплаченной по этой продукции в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при отсутствии документов, указанных в письме Министерства финансов РФ от 17.06.2015 N 03-07-15/34796, одновременное наличие которых является основанием для произведения налоговых вычетов налогоплательщикам, оплатившим сумму акциза в бюджет Республики Крым в переходном периоде, налоговый орган правомерно доначислил обществу сумму недоимки по акцизу, пеню и штраф.
Довод заявителя о необходимости применения в расчетах ставки акциза, установленной НК РФ - 500 руб., суд первой инстанции обоснованно отклонил ввиду следующего.
Свою позицию общество обосновывает тем, что АО "КВКЗ "Бахчисарай" уплачивало предварительно акцизный налог в 2014 году, исходя из количества приобретенной федеральной акцизной марки, и потенциальной реализации подакцизной продукции в 2015 году.
При этом ни нормами переходного законодательства, ни нормами Налогового кодекса Российской Федерации не было предусмотрено применение налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции в Республике Крым налоговых вычетов акциза с учетом порядка уплаты акцизного налога, действовавшего в переходный период на территории Республики Крым в 2014 году.
Урегулирование указанного вопроса стало возможным только после направления Минфином России письма от 17.06.2015 г. N 03-07-15/34796, в соответствии с которым только в 2015 году (после окончания в Республике Крым переходного периода) стали известны условия, при которых заявитель мог бы воспользоваться правом на вычеты по акцизу.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О на налогоплательщике лежит обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога.
При этом налоговый орган при проведении камеральной проверки руководствуется ст. 88 НК РФ, согласно которой камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения Инспекции.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебные расходы по оплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 января 2018 года по делу N А83-9036/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9036/2016
Истец: АО "КРЫМСКИЙ ВИННО-КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД "БАХЧИСАРАЙ"
Третье лицо: УФНС по Республике Крым, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО БАХЧИСАРАЙСКОМУ РАЙОНУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ