город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2018 г. |
дело N А32-56668/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Новороссийский автокомбинат" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 по делу N А32-56668/2017 по заявлению акционерного общество "Новороссийский автокомбинат",
заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новороссийский автокомбинат" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - учреждение, пенсионный фонд, заинтересованное лицо) в городе Новороссийске Краснодарского края от 22.11.2017 N 033V12170000658 в части взыскания задолженности в размере 2003303,39 рублей.
Решением суда от 06.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "Новороссийский автокомбинат" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что поскольку судебные акты Конституционного суда Российской Федерации, положенные в основу решения, были опубликованы в 2016 году, то вознаграждения членам Совета директоров подлежат включению в базу для начисления страховых взносов не ранее 1-го числа очередного расчетного периода, то есть не ранее 01.01.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пенсионный фонд на основании решения от 06.07.2017 N 52 провел плановую выездную проверку деятельности акционерного общества "Новороссийский автокомбинат".
В ходе проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1646312,69 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 358858,69 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 19.10.2017 N 64. Указанный акт вручен генеральному директору общества Дудкову М.В. 20.10.2017.
20.10.2017 пенсионный фонд вынес уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Указанное уведомление 20.10.2017 вручено генеральному директору общества Дудкову М.В.
Общество представило возражение на акт выездной проверки от 19.10.2017 N 64, что также подтверждает надлежащее извещение общества.
По результатам рассмотрения возражения заявителя и материалов проверки комиссия по рассмотрению письменных возражений плательщиков страховых взносов приняла решение от 22.11.2017 N 033V12170000658 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, обществу доначислено 2 006 133,01, в том числе недоимка по страховым взносам в размере 2005 171,38 рубля, из них недоимка на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 646 312,69 рубля, недоимка на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 358 858,69 рубля, пени в сумме 588,03 рубля, из них пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть в сумме 477,37 рубля, на недоимку по страховым взносам страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 110,66 рубля, штрафы в сумме 373,60 рубля, из них в пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии в сумме 303,29 рубля, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 70,31 рубля. Кроме того, страхователь привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 373,60 руб.
Как установлено пенсионным фондом, акционерное общество "Новороссийский автокомбинат" осуществляло выплаты членам Совета директоров. Указанные выплаты производились обществом на основании пункта 12.19 Устава общества в редакции 2014 года, утвержденного общим годовым собранием акционеров 28.03.2014 (0,5 оклада генерального директора членам Совета директоров, 0,7 оклада генерального директора - Председателю Совета директоров). Суммы выплаченных вознаграждений не отражены по строкам 200, 210 расчетов РСВ-1 ПФР за соответствующие периоды, не включены в облагаемую страховыми взносами базу, страховые взносы на них не начислены.
В оспариваемом решении сумма доначисленных страховых взносов на вознаграждения членам Совета директоров определена в размере 2 003 303,39 рублей.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что основаниями для доначисления заявителю страховых взносов за 2014-2016 годы в сумме 2 003 303,39 рублей, явились выводы Фонда о неправомерном неисчислении страховых взносов с вознаграждений, выплачиваемых членам совета директоров.
Считая, что названное решение Фонда частично не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В спорный период действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу пункта 1 статьи 7 статьи 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Федерального закона.
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах, Закон N 208-ФЗ) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона об акционерных обществах совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.
Пунктом 2 статьи 64 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
В силу пункта 1 статьи 85 Закона об акционерных обществах для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II названного Федерального закона. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Таким образом, следует признать, что деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества, регулируются нормами гражданского законодательства; эти отношения являются гражданско-правовыми, выплата вознаграждения членам совета директоров связана с выполнением ими управленческих функций, в связи с чем, на вознаграждение, выплаченное указанным лицам, подлежат начислению страховые взносы.
Данная позиция корреспондирует позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 06.06.2016 N 1169-О и N 1170-О, согласно которым действующее регулирование предполагает отнесение указанного вознаграждения к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о его выплате в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.
Указанный вывод также согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 информационного письма от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога".
Доводы заявителя о том, что указанные выплаты произведены не на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, а во исполнение решения общего собрания участников общества, судом рассмотрены и отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, доначисление обществу страховых взносов с выплат членам Совета директоров за 2014-2016 годы в сумме 2 003 303,39 рублей (1 644 796,24 рубля - обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 358 507,15 рублей - обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) следует признать правомерным, основанным на верном применении законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. Данный вывод суд сделал с учетом правовой позиции, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017 N 304-КГ17-18728, от 02.02.2016 N 309-КГ15-19048, постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.02.2018 по делу N А44-2196/2017, от 18.09.2017 по делу N А56-88617/2016, Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2017 по делу N А49-15403/2016.
Довод подателя жалобы о том, что определения Конституционного Суда Российской Федерации не подлежат применению в спорный период, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 1170-О опубликовано впервые на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.06.2016, следовательно, с этой даты подлежит применению независимо от периода, за который пенсионным фондом произведено начисление страховых взносов, и даты фактической уплаты плательщиком суммы взносов.
Решение о проведении выездной проверки было принято 06.07.2017, то есть после публикации Определения Конституционного Суда Российской Федерации, следовательно, пенсионный фонд правомерно руководствовался вышеназванными разъяснениями.
Кроме того, Определениями Конституционного Суда Российской Федерации не были признаны неконституционными и не подлежащими применению нормы закона, а всего лишь разъяснен порядок применения существующего в спорный период законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2018 по делу N А32-56668/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56668/2017
Истец: АО "Новороссийский автокомбинат", ОАО Новороссийский автокомбинат
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. НОВОРОССИЙСКЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Управление Пенсионного Фонда РФ г.Новороссийск