г. Москва |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А40-175151/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
В.А. Свиридова, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарями судебного заседания М.Д.Раджабовой, А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "РОСМИКС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2018 по делу N А40-175151/16, принятое судьей А.В. Бедрацкой,
по заявлению ООО "РОСМИКС" (ОГРН 1037719054053, ИНН 7719284001)
к Инспекции ФНС России N 19 по г. Москве (ОГРН 1047719056483, ИНН 7719107193)
о признании недействительными решений N 7530, N 7531, N 7535, N 7536 от 22.01.2016 об обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога в размере 136 329 623 руб.
при участии:
от заявителя: Михайлов А.Е. по дов. от 20.11.2017.
от ответчика: Стрельников А.И. по дов. от 28.09.2017, Медведев С.И. по дов. от 15.06.2017
УСТАНОВИЛ:
ООО "РОСМИКС" (далее - ООО "Росмикс", Общество) обратилось в арбитражный суд к ИФНС России N 19 по г.Москве (далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании недействительными решений N 7530, N 7531, N 7535, N 7536 от 22.01.2016 г., об обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога в размере 136 329 623 руб.
Решением суда от 26.01.2018 требование в удовлетворении требования ООО "Росмикс" отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда г.Москвы в части, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель считает, что Обществом правомерно применена льгота по налогу на имущество, при вынесении решения суд неверно истолковал Перечень N 504, неправильно определил объект льготирования, не установил функциональное назначение спорного имущества ООО "Росмикс", необоснованно отклонил экспертное заключение ООО "Мегаполис-Центр" и необоснованно принял во внимание экспертное заключение РЭФ "Техэко".
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы.
Налоговый орган считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, усматривает основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы в обжалуемой части.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Из обстоятельств дела следует, что ООО "Росмикс" были представлены в налоговый орган уточненные расчеты по налогу на имущество за 1-3 квартал 2012 г. и уточненная декларация за 2012 г. по этому же налогу, в соответствии с которыми у Общества возникла переплата по налогу на имущество в размере 138 657 689 руб. Одновременно Обществом было представлено в налоговый орган заявление в порядке статьи 78 НК РФ о возврате излишне уплаченных сумм налога.
Инспекцией были проведены камеральные налоговые проверки представленных Обществом деклараций, по результатам которых налоговым органом вынесены решения N 7530, 7531, 7535, 7536 от 22.01.2016 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проведения проверки налоговым органом сделан вывод о необоснованном применении налоговой льготы в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении 95 объектов.
Заявитель, полагая решения Инспекции необоснованными, обратился в Управление ФНС России по г. Москве с жалобами от 06.04.2016 N 124, 125, 126, 127. Решениями УФНС России по г. Москве от 25.05.2016 N 21-19/055554@, N 21- /055557, N 21-19/055558
, N 21-19/055562
жалобы налогоплательщика оставлены удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд. В судебном порядке Обществом оспариваются решения налогового органа в отношении 56 объектов льготируемого имущества, поименованных в пунктах 1-53, 55-57 Списка имущества, являющегося приложением к оспариваемым решениям.
В ходе рассмотрения дела определением Арбитражного суда г.Москвы от 20.03.2017 (с учетом определений о исправлении опечаток) была назначена комиссионная техническая экспертиза по вопросу определения принадлежности спорных объектов имущества к линиям энергопередач согласно Постановлению Правительства N 504 от 30.09.2004, проведение которой поручено экспертам ООО "Мегаполис-Центр" Лисову А.М. и Максимову Ю.В., а также РЭФ "Техэко" Шаралапову А.С. и Спасибо В.И.
По результатам проведения экспертизы экспертными учреждениями представлены два самостоятельных экспертных заключения от 04.08.2017 б/н (ООО "Мегаполис-Центр" и от 28.07.2017 N 9202/Ц (РЭФ "Техэко").
Согласно экспертному заключению РЭФ "Техэко" от 28.07.2017 спорные объекты к линиям электропередачи не относятся и не являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи. Указанные объекты относятся к электрической и тепломеханической частям парогазовой электростанции. Объекты не относятся к объектам электросетевого хозяйства, не входят в состав электрических сетей и сетей тепловых магистральных; объекты не относятся к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью. Объекты основных средств ООО "Росмикс" не входят в состав инфраструктуры систем транспорта общего пользования, в том числе систем транспорта энергии - сетей электрических и сетей тепловых магистральных. К имуществу по смыслу Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, объекты основных средств ООО "Росмикс" не относятся.
Согласно экспертному заключению ООО "Мегаполис-Центр" от 04.08.2017 спорные объекты основных средств, принадлежащие ООО "Росмикс": Общестанционная АСУ ТП (DCS Industrial IT ABB) (инв. номер 00001504); АИИС КУЭ (коммерческий учет электроэнергии) (инв. номер 00001430); Система телемеханики и связи с МосРДУ (инв. номер 00001500); АСУ электрической части MicroSCADA (инв. номер 00001499); Трансформатор связи T-I 63000 кВА (инв. номер 00001390); Трансформатор связи Т-2 63000 кВА (инв. номер 00001389); Трансформатор связи Т-3 63000 кВА (инв. номер 00001388); Трансформатор связи Т-4 100000 кВА (инв. номер 00001489); Открытая установка трансформаторов (инв. номер 00001392); Подземный резервуар аварийного слива масла трансформаторов (инв. номер 00001445); Трансформатор Т-47 СН 3100 кВА (инв. номер 00001488); Трансформатор Т-46 СН 3100 кВА (инв. номер 00001491); Трансформатор Т-42 СН 3100 кВА (инв. номер 00001405); Трансформатор Т-43 СН 2500 кВА (инв. номер 00001401); Трансформатор Т-49 СН 2500 кВА (инв. номер 00001404); Трансформатор Т-48 СН 2500 кВА (инв. номер 00001402); Трансформатор Т-41 СН 2500 кВА (нив. номер 00001403); РУСН 0,4 кВ. щит постоянного тока и панели 0.4 кВ (инв. номер 00001406); КРУЭ 11.5 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 35 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001407); Генератор газовой турбины N 1 (инв. номер 00001398); Генератор газовой турбины N 2 (инв. номер 00001394); Генератор газовой турбины N 3 (инв. номер 00001400); Генератор паровой турбины (инв. номер 00001494); Здание главного корпуса (инв. номер 00001459); Система вентиляции и кондиционирования здания главного корпуса (инв. номер 00001425); КРУЭ 10 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 45 ячеек; комплекты РЗ и А. Реакторы.(инв. номер 00001503); Здание реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001501); Система вентиляции и кондиционирования здания реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001505); Насос сетевой воды N 1 (инв. номер 00001469); Насос сетевой воды N 2 (инв. номер 00001468); Насос сетевой воды N 3 (инв. номер 00001467); Сетевые трубопроводы (инв. номер 00001481); Здание узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001475); Система вентиляции и кондиционирования здания узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001476); Технологические эстакады (инв. номер 00001438); КРУЭ 110 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 8 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001393); Здание КРУЭ ПО кВ. (инв. номер 00001395); Система вентиляции и кондиционирования здания КРУЭ ПО кВ. (инв. номер 00001424); Кабельные тоннели (инв. номер 00001444), относятся к линиям энергопередачи и (или) являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи; указанные объекты относятся к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью; указанные объекты относятся к имуществу по смыслу Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Решением суда от 26.01.2018 в удовлетворении заявленного ООО "Росмикс" требования отказано. При разрешении спора и вынесении решения судом дана оценка спорному имуществу. Суд также исходил из того, что из приложенного к материалам судебной экспертизы ООО "Мегаполис-Центр" акта осмотра от 09.06.2017 спорных объектов следует, что данный акт осмотра составлен в присутствии сотрудников ООО "РОСМИКС", а также экспертов ООО "Мегаполис-Центр" Лисова A.M. и Максимова Ю.В., эксперты РЭФ "ТЕХЭКО" Шаралапов А.С. и Спасибо В.И. участие в осмотре не принимали. Кроме того, в поставленных судом вопросах по относимости спорных объектов к льготируемому имуществу в перечне объектов под номером 5 обозначено имущество "Система обнаружения пожара" с инвентарным номером 1429. В исследовательской части заключения экспертами ООО "Мегаполис-Центр" проведен анализ указанного имущества, вместе с тем, выводы по данному виду имущества о его относимости к линиям энергопередачи и (или) сооружениям, являющихся их неотъемлемой частью, в заключении не сделаны. При этом, эксперты ООО "Мегаполис-Центр" провели исследование и сделали вывод в отношении имущества, не указанного в перечне определения суда о назначении экспертизы и поставленного на разрешение перед экспертами. Так, объект имущества под номер 54 "Ограда площадки" не включен в перечень имущества, в отношении которого необходимо проводить экспертное исследование, и он не является спорным имуществом. Кроме того, в заключении экспертов ООО "Мегаполис-Центр" имеются существенные расхождения позиции. Так экспертами подземный резервуар аварийного слива масла трансформаторов (инв. номер. 00001445) определен как соответствующий коду ОКОФ 14 3120010. При этом подземный резервуар аварийного слива масла 8 газовой турбины (инв. номер. 00001446) экспертами определен как не являющийся неотъемлемой частью линии электропередачи и код ОКОФ не определен. Газовая турбина N 1 (инв. номер 00001399) определена как относящаяся к коду ОКОФ 14 3114270. При этом газовая турбина N 2 (инв. номер 00001396) экспертами определена как не являющийся неотъемлемой частью линии электропередачи и код ОКОФ не определен. При этом, экспертами ООО "Мегаполис-Центр" не установлено нахождение спорных объектов имущества в пределах или за границами базового объекта. Между тем, как указал суд, из заключения РЭФ "Техэко" следует, что все объекты расположены за его пределами, а, следовательно, не подлежат льготированию. Суд также указал, что РЭФ "Техэко" исследовал все льготируемые объекты на предмет их расположения в границах базового объекта, дал однозначные и исчерпывающие ответы на вопросы, поставленные судом; заключение экспертов аргументировано, обоснованно, не содержит противоречий и является надлежащим доказательством по делу.
ООО "Росмикс", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой заявитель считает, что суд неверно истолковал Перечень N 504, неправильно определил объект льготирования, не установил функциональное назначение спорного имущества ООО "Росмикс", необоснованно отклонил экспертное заключение ООО "Мегаполис-Центр" и необоснованно принял во внимание экспертное заключение РЭФ "Техэко".
В апелляционной жалобе Общество просит:
- отменить решение суда от 26.01.2018 в части отказа в удовлетворении заявления ООО "Росмикс" о признании недействительными решений налогового органа в части следующих объектов основных средств: Общестанционная АСУ ТП (DCS Industrial IT ABB) (инв. номер 00001504); АИИС КУЭ (коммерческий учет электроэнергии) (инв. номер 00001430); Система телемеханики и связи с МосРДУ (инв. номер 00001500); АСУ электрической части MicroSCADA (инв. номер 00001499); Трансформатор связи T-I 63000 кВА (инв. номер 00001390); Трансформатор связи Т-2 63000 кВА (инв. номер 00001389); Трансформатор связи Т-3 63000 кВА (инв. номер 00001388); Трансформатор связи Т-4 100000 кВА (инв. номер 00001489); Открытая установка трансформаторов (инв. номер 00001392); Подземный резервуар аварийного слива масла трансформаторов (инв. номер 00001445); Трансформатор Т-47 СН 3100 кВА (инв. номер 00001488); Трансформатор Т-46 СН 3100 кВА (инв. номер 00001491); Трансформатор Т-42 СН 3100 кВА (инв. номер 00001405); Трансформатор Т-43 СН 2500 кВА (инв. номер 00001401); Трансформатор Т-49 СН 2500 кВА (инв. номер 00001404); Трансформатор Т-48 СН 2500 кВА (инв. номер 00001402); Трансформатор Т-41 СН 2500 кВА (нив. номер 00001403); РУСН 0,4 кВ. щит постоянного тока и панели 0.4 кВ (инв. номер 00001406); КРУЭ 11.5 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 35 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001407); Генератор газовой турбины N 1 (инв. номер 00001398); Генератор газовой турбины N 2 (инв. номер 00001394); Генератор газовой турбины N 3 (инв. номер 00001400); Генератор паровой турбины (инв. номер 00001494); Здание главного корпуса (инв. номер 00001459); Система вентиляции и кондиционирования здания главного корпуса (инв. номер 00001425); КРУЭ 10 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 45 ячеек; комплекты РЗ и А. Реакторы.(инв. номер 00001503); Здание реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001501); Система вентиляции и кондиционирования здания реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001505); Насос сетевой воды N 1 (инв. номер 00001469); Насос сетевой воды N 2 (инв. номер 00001468); Насос сетевой воды N 3 (инв. номер 00001467); Сетевые трубопроводы (инв. номер 00001481); Здание узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001475); Система вентиляции и кондиционирования здания узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001476); Технологические эстакады (инв. номер 00001438); КРУЭ 110 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 8 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001393); Здание КРУЭ ПО кВ. (инв. номер 00001395); Система вентиляции и кондиционирования здания КРУЭ ПО кВ. (инв. номер 00001424); Кабельные тоннели (инв. номер 00001444);
- признать недействительными решения Инспекции ФНС России N 19 по г. Москве от 22.01.2016 N 7530, 7531, 7535, 7536 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части указанных объектов основных средств;
- обязать Инспекцию ФНС N 19 по г.Москве возвратить ООО "РОСМИКС" излишне уплаченные суммы налога на имущество организаций в размере 87 816 699 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, при непредставлении лицами, участвующими в деле, возражений по проверке только части судебного акта до начала судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия, оценивая законность судебного акта, исходит из следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции Федерального закона N 283-ФЗ) предусмотрено, что объектами обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В силу пункта 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).
Перечень классифицируется по категориям, указанным в 5 разделах Перечня, исходя из видов использования в предпринимательской деятельности. Так, имущество структурировано на 5 разделов:
1. относящееся к железнодорожным путям общего пользования (а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью);
2. относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования (а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью);
3. относящееся к магистральным газопроводам (а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью);
4. относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам (а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью);
5. относящееся к линиям энергопередачи (а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью).
Такой классификацией исключается возможность льготирования имущества, которое не может относиться к указанным объектам. При этом применительно к каждому разделу определены коды ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов, в т.ч. их технических характеристиках.
Следует отметить, что в Перечне N 504 содержится исчерпывающая информация об объектах, на которых распространяется действие указанного нормативно-правового акта, в примечании Перечня им дана конкретная техническая характеристика.
Таким образом, для подтверждения права на применение налоговой льготы и пониженной налоговой ставки при исчислении налога на имущество должны быть соблюдены следующие требования:
1. имущество учитывается на балансе в качестве объектов основных средств;
2. льгота применяется, в частности, в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
3. льготируемое имущество должно быть поименовано в Перечне N 504 либо в примечании к нему.
При этом необходимо учитывать, что Глава 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", так же как и спорная льгота были введены Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ, в период реформирования электроэнергетики в Российской Федерации.
В соответствии с Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" предусмотрено обособление различных видов деятельности в энергетической сфере: генерации (производства энергии), оказания услуг по передаче энергии, сбыта энергии, оперативно-диспетчерского управления, а также определено понятие "производство энергии (генерация) и "передача электрической энергии (мощности)".
Производство энергии (генерация) - коммерческая деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы по производству и продаже (поставке) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи (поставки) потребителям.
Передача электрической энергии (мощности) - оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка электроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи.
К моменту вступления в силу главы 30 НК РФ действовали Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе:
- Производство электрической, тепловой энергии и мощности;
- Приобретение и продажа электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей;
- Оказание услуг по передаче электрической энергии;
- Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
-Сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.
При этом в целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ установлено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, а также запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Соответственно, применение спорной льготы должно производиться с учетом ограничений в осуществляемых видах деятельности и имуществе, которым вправе владеть субъекты электроэнергетики, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ.
Из изложенного следует, что с учетом указанной специализации субъектов электроэнергетики спорная льгота установлена в интересах организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии (сетевых компаний) или лиц, владеющих объектами электросетевого хозяйства, но не генерирующих компаний, которым с учетом требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, прямо запрещено.
Существо спорной льготы заключается в экономической поддержке организаций (прежде всего сетевых компаний), которые в силу специфики осуществляемой деятельности имеют на балансе значительной протяженности сети, используемые для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, и вынужденно несут значительные затраты по их обслуживанию, при этом доходность их деятельности ниже доходности генерирующих компаний.
Указанная мера имеет временный характер, с учетом становления рынков в сфере электроэнергетики законодатель с 2013 г. отказался от льготирования имущества электросетевого хозяйства, заменив его пониженной ставкой налогообложения (п. 3 ст. 380 НК РФ), которая планомерно повышается с 2013 г.
С учетом изложенного апелляционной коллегией при оценке обстоятельств настоящего дела учитывается, что ООО "Росмикс" является генерирующей компанией, в связи с чем по существу все имущество, которым он обладает, используется им для осуществления именно этой хозяйственной функции; в противном случае, он как субъект хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики был бы подвергнут принудительному разделению, с выделением соответствующих (непрофильных функций) в отдельное юридическое лицо. При этом из положений пункта 11 статьи 381 НК РФ и Перечня N 504 следует, что льготированию подлежит только имущество, непосредственно участвующее в процессе передач и электрической энергии. Имущество, используемое в процессе выработки электрической энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи, льготированию не подлежит.
Из обстоятельств дела следует, что заявитель претендует на льготирование следующего имущества:
Общестанционная АСУ ТП (DCS Industrial IT ABB) (инв. номер 00001504);
АИИС КУЭ (коммерческий учет электроэнергии) (инв. номер 00001430);
Система телемеханики и связи с МосРДУ (инв. номер 00001500);
АСУ электрической части MicroSCADA (инв. номер 00001499);
Трансформатор связи T-I 63000 кВА (инв. номер 00001390);
Трансформатор связи Т-2 63000 кВА (инв. номер 00001389);
Трансформатор связи Т-3 63000 кВА (инв. номер 00001388);
Трансформатор связи Т-4 100000 кВА (инв. номер 00001489);
Открытая установка трансформаторов (инв. номер 00001392);
Подземный резервуар аварийного слива масла трансформаторов (инв. номер 00001445);
Трансформатор Т-47 СН 3100 кВА (инв. номер 00001488);
Трансформатор Т-46 СН 3100 кВА (инв. номер 00001491);
Трансформатор Т-42 СН 3100 кВА (инв. номер 00001405);
Трансформатор Т-43 СН 2500 кВА (инв. номер 00001401);
Трансформатор Т-49 СН 2500 кВА (инв. номер 00001404);
Трансформатор Т-48 СН 2500 кВА (инв. номер 00001402);
Трансформатор Т-41 СН 2500 кВА (нив. номер 00001403);
РУСН 0,4 кВ. щит постоянного тока и панели 0.4 кВ (инв. номер 00001406);
КРУЭ 11.5 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 35 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001407);
Генератор газовой турбины N 1 (инв. номер 00001398);
Генератор газовой турбины N 2 (инв. номер 00001394);
Генератор газовой турбины N 3 (инв. номер 00001400);
Генератор паровой турбины (инв. номер 00001494);
Здание главного корпуса (инв. номер 00001459);
Система вентиляции и кондиционирования здания главного корпуса (инв. номер 00001425);
КРУЭ 10 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 45 ячеек; комплекты РЗ и А. Реакторы.(инв. номер 00001503);
Здание реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001501);
Система вентиляции и кондиционирования здания реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001505);
Насос сетевой воды N 1 (инв. номер 00001469);
Насос сетевой воды N 2 (инв. номер 00001468);
Насос сетевой воды N 3 (инв. номер 00001467);
Сетевые трубопроводы (инв. номер 00001481);
Здание узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001475);
Система вентиляции и кондиционирования здания узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001476);
Технологические эстакады (инв. номер 00001438); КРУЭ 110 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 8 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001393);
Здание КРУЭ ПО кВ. (инв. номер 00001395);
Система вентиляции и кондиционирования здания КРУЭ ПО кВ. (инв. номер 00001424);
Кабельные тоннели (инв. номер 00001444).
Основанием для отказа в признании незаконными решений налогового органа послужило полученное в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заключение судебной экспертизы РЭФ "Техэко" от 28.07.2017, согласно которому спорные объекты к линиям электропередачи не относятся и не являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи; не относятся к объектам электросетевого хозяйства, не входят в состав электрических сетей и сетей тепловых магистральных; объекты не относятся к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью. Объекты основных средств ООО "Росмикс" не входят в состав инфраструктуры систем транспорта общего пользования, в том числе систем транспорта энергии - сетей электрических и сетей тепловых магистральных. Указанные объекты относятся к электрической и тепломеханической частям парогазовой электростанции.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выяснится, что оно соответствует действительности.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертизы подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Оценив заключение экспертов РЭФ "Техэко", апелляционная коллегия считает, что оно соответствует установленным требованиям и является надлежащим доказательством по делу. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной статьей 307 УК РФ.
Указанное заключение экспертов является полным и обоснованным, каких-либо противоречий не содержит, выводы экспертов понятны, мотивированны, сделаны точно по поставленным вопросам.
При этом проведенное экспертами исследование относится к числу документальных, сделанные в указанном заключении выводы экспертов основаны на документах, представленных налогоплательщиком в ходе проверки и переданных для проведения экспертизы.
В целях формирования обоснованных выводов, служащих основанием для дачи ответов на поставленные вопросы, экспертами в процессе исследования проведен комплекс процедур по изучению, оценке и анализу информации, содержащейся в предоставленных материалах, нормативных документах, публикациях в специализированных изданиях и других источниках.
Таким образом, экспертиза содержит обоснованные ответы на поставленные вопросы, сделанные на основании проведенных исследований. Каких-либо обстоятельств, вызывающих сомнения в достоверности проведенной экспертизы, не имеется.
С учетом изложенного, основания относиться к представленному экспертному заключению критически у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Заявитель, оспаривая решение суда, указывает на необоснованное отклонение судом экспертного заключения ООО "Мегаполис-Центр".
Апелляционная коллегия, исследовав имеющееся в материалах дела экспертное заключение ООО "Мегаполис-Центр" и оценив выводы, содержащиеся в нем, считает, что оно не подтверждает возможность отнесения оспариваемых в апелляционной жалобе объектов в качестве льготируемых, поскольку указанное имущество участвует в процессе выработки и преобразования электрической и тепловой энергии.
Так, согласно указанному экспертному заключению (т.19 л.д.7):
Общестанционная АСУ ТП (DCS Industrial IT ABB) (инв. номер 00001504) включает в себя основное и вспомогательное оборудование процессов выработки и отпуска электрической и тепловой энергии;
Трансформаторы связи T-1 63000 кВА (инв. номер 00001390), Т-2 63000 кВА (инв. номер 00001389), Т-3 63000 кВА (инв. номер 00001388), Т-4 100000 кВА (инв. номер 00001489), предназначены для преобразования переменного тока с одним напряжением в переменный ток другого напряжения при сохранении той же частоты;
Трансформаторы Т-47 СН 3100 кВА (инв. номер 00001488), Т-46 СН 3100 кВА (инв. номер 00001491), Т-42 СН 3100 кВА (инв. номер 00001405), Т-43 СН 2500 кВА (инв. номер 00001401), Т-49 СН 2500 кВА (инв. номер 00001404), Т-48 СН 2500 кВА (инв. номер 00001402), Т-41 СН 2500 кВА (инв. номер 00001403) обеспечивают электроэнергией генераторы Г1, Г2, Г3, Г4 (для собственных нужд)
Открытая установка трансформаторов (инв. номер 00001392), Подземный резервуар аварийного слива масла трансформаторов (инв. номер 00001445) являются неотъемлемой технологической частью трансформаторов;
РУСН 0,4 кВ. щит постоянного тока и панели 0.4 кВ (инв. номер 00001406), КРУЭ 11,5 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 35 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001407), КРУЭ 10 кВ. комплектное элегазовое оборудование, включая 45 ячеек, комплекты РЗ и А.реакторы.(инв. номер 00001503) являются распределительными устройствами напряжением до 1 кВ переменного тока и обеспечивают работу генераторов;
Генераторы газовых турбин N 1 (инв. номер 00001398), N 2 (инв. номер 00001394), N 3 (инв. номер 00001400), генератор паровой турбины (инв. номер 00001494) в процессе работы производят активную мощность, а также производят и потребляют реактивную мощность, выполняя при этом функции синхронного компенсатора реактивной мощности;
В здании главного корпуса (инв. номер 00001459) размещено оборудование, участвующее в производстве, преобразовании и передаче электроэнергии;
Система вентиляции и кондиционирования здания главного корпуса (инв. номер 00001425) является частью главного корпуса;
Насосы сетевой воды N 1 (инв. номер 00001469), N2 (инв. номер 00001468), N 3 (инв. номер 00001467) предназначены для передачи тепловой энергии от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
АИИС КУЭ (коммерческий учет электроэнергии) (инв. номер 00001430) предназначена для измерений и коммерческого учета электрической энергии и мощности, а также автоматизированного сбора, накопления, обработки, хранения и отображения информации о генерации, поставке и потреблении электрической энергии;
В части объектов: Система телемеханики и связи с МосРДУ (инв. номер 00001500); АСУ электрической части MicroSCADA (инв. номер 00001499) (применяется для сбора, обработки, отображения информации и оперативного управления подстанцией, передачи информации на верхний уровень, приема сигналов управления от верхнего уровня АСУ); Здание реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001501), Система вентиляции и кондиционирования здания реакторов и РУ 10 кВ. (инв. номер 00001505); Сетевые трубопроводы (инв. номер 00001481); Здание узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001475); Система вентиляции и кондиционирования здания узла учета тепловой энергии (инв. номер 00001476); Технологические эстакады (инв. номер 00001438); КРУЭ 110 кВ. комплектное элегазовое оборудование; включая 8 ячеек; комплекты РЗ и А. (инв. номер 00001393) (являются неотъемлемой частью сетевых трубопроводов); Здание КРУЭ 110 кВ. (инв. номер 00001395); Система вентиляции и кондиционирования здания КРУЭ 110 кВ. (инв. номер 00001424); Кабельные тоннели (инв. номер 00001444) - из экспертного заключения не следует, что указанные объекты относятся к линиям электропередач либо являются неотъемлемой технологической частью.
Суд апелляционной инстанции, исследовав экспертное заключение ООО "Мегаполис-Центр" и имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу, что все спорное оборудование непосредственно участвует в генерации, преобразовании, распределении электроэнергии.
То обстоятельство, что часть оборудования связана с линиями энергопередач, не имеет значения, поскольку процессы производства и передачи энергии взаимосвязаны, однако, раздел 5 Перечня N 504 не содержит в себе объекты, технологически присоединенные к линиям электропередачи или тепловым магистральным сетям, либо иным образом совокупно участвующие в процессе передачи тепловой или электрической энергии, при этом также участвующие в производстве (преобразовании, распределении) электроэнергии.
Кроме того, согласно заключению судебной экспертизы РЭФ "Техэко" от 28.07.2017 все спорные объекты - здания, сооружения, кабельные линии, оборудование, системы управления, контроля и учета, находящиеся на балансе ООО "Росмикс", входят в состав ГТЭС "Терешково" и обеспечивают, следующие технологические процессы:
- генерация электрической энергии и передачи ее до точки присоединения к электрической сети, эксплуатируемой сетевой организацией ВКС - филиал ОАО "МОЭСК";
- генерация тепловой энергии и передачи ее до точки присоединения (в узле учета тепловой энергии в тепловом пункте ГТЭС "Терешково") к сетям тепловым, эксплуатируемым ОАО "МОЭК".
Процессы транспортировки электрической энергии по линиям электропередач (сетям электрическим) обеспечиваются основными средствами - зданиями, сооружениями, оборудованием, системами управления, контроля и учета, состоящими на балансе и эксплуатируемыми сетевой организацией ВКС - филиал ОАО "МОЭСК".
Процессы транспортировки тепловой энергии по сетям тепловым магистральным обеспечиваются основными средствами - зданиями, сооружениями, оборудованием, системами управления, контроля и учета, стоящими на балансе и эксплуатируемыми ОАО "МОЭК".
Следовательно, спорные объекты основных средств ООО "Росмикс" к линиям электропередачи (сетям электрическим), к сетям тепловым магистральным и иному имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, указанному в Перечне имущества N 504, не относятся, а входят в состав имущества ГТЭС "Терешково", используются в технологических процессах производства электрической и тепловой энергии.
Указанное экспертное заключение содержит выводы по всем спорным объектам, выводы основаны на исследовании представленных в распоряжение экспертов документов. Заключение содержит как ссылки на нормативные правовые акты, так и техническую документацию, представленную для проведения экспертизы. Выводы экспертов не содержат противоречий, обесценивающих экспертное заключение как доказательство по делу.
В свою очередь, экспертное заключение ООО "Мегаполис-Центр" не опровергает выводы, сделанные экспертами РЭФ "Техэко".
С учетом изложенного, оснований не принимать полученное судом экспертное заключение РЭФ "Техэко" как надлежащее доказательство, не имеется.
Кроме того, выводы, изложенные экспертами, также подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Указанные выводы экспертов РЭФ "Техэко" заявителем не опровергнуты.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Апелляционный суд считает, что Обществом не представлено в материалы дела достаточных доказательств, однозначно доказывающих наличие непосредственной технологической связи между спорным имуществом и линией энергопередачи, ее неотъемлемыми частями, подлежащими в контексте Перечня N 504 освобождению от налогообложения, и фактическое использование спорного имущества при передаче энергии.
Апелляционная коллегия, всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание положения пункта 1 статьи 11 НК РФ, специальные понятия, изложенные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункте 3.6 СП 124.13330.2012 (Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003), утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N 280, пункте 6 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункте 34 ГОСТ 19431-84, ГОСТ 24291-90, пункте 5 Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, пункте 37 ГОСТ Р 19431-84, считает обоснованным вывод о том, что все спорные объекты основных средств являются оборудованием, обеспечивающим выработку электрической и тепловой энергии, и входят в состав технологических комплексов по производству электрической и тепловой энергии, которые к линиям электропередачи не относятся и неотъемлемой технологической частью данных объектов не являются.
Таким образом, Общество не правомерно отнесло спорные объекты к льготируемому имуществу, не учитывая тот факт, что указанные объекты по своему технологическому определению связаны с выработкой энергии и преобразованием напряжения.
Доводы заявителя об обратном судебной коллегией отклоняются.
Не принимаются также ссылки Общества на судебную практику, в том числе, судебные акты по делу А40-163371/15, поскольку обстоятельства названных заявителями дел применительно к обстоятельствам настоящего спора не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
С учетом изложенного решение суда апелляционная коллегия признает законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2018 по делу N А40-175151/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175151/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2018 г. N Ф05-15652/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РОСМИКС"
Ответчик: ИФНС России N19 по г. Москве, ФНС России Инспекция N19 по г.Москве