г. Владивосток |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А51-30169/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАВИНО-ТАНКЕР",
апелляционное производство N 05АП-2708/2018
на решение от 07.03.2018
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-30169/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПАВИНО-ТАНКЕР" (ИНН 2540221745, ОГРН 1162536073061)
к Дальневосточному управлению Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2540130230, ОГРН 1072536003440)
о признании незаконным предписания от 12.10.2017 N 33/17 - БМ,
при участии:
от ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР": представитель Чмутов С.В. по доверенности от 18.10.2017, сроком действия на 1 год, паспорт; представитель Жеурова С.К. по доверенности от 23.10.2017, сроком действия на 1 год, паспорт;
от Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель Лысак Е.Д. по доверенности от 15.01.2018, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПАВИНО-ТАНКЕР" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - управление, орган морского надзора, административный орган, ДВУ Госморнадзора) от 12.10.2017 N 33/17-БМ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что эксплуатируемые обществом морские суда не могут быть отнесены к категории опасных производственных объектов, поскольку они не являются стационарными и не связаны с землей. Считает, что к спорным правоотношениям суд первой инстанции неправомерно применил положения Постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, от 15.04.2002 N 240, приказа МЧС России от 28.12.2004 N 621. Отмечает, что документы общества соответствуют требованиям Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и, по мнению заявителя, при оценке законности оспариваемого предписания необходимо руководствоваться нормами данной Конвенции.
В судебном заседании представители ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР" доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительно представленных пояснений, приобщенных судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддержали в полном объеме, решение суда просили отменить.
Управление в представленном в материалы дела отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
На основании приказа от 13.09.2017 N 313Н/134у ДВУ Госморнадзора проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР" обязательных требований законодательства Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.
В ходе проверки управлением были установлены нарушения положений Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189, и Приложения 14 Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР", выразившиеся в том, что обществом не проведены комплексные учения по отработке взаимодействия собственных сил и средств и привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.
Результаты проверочных мероприятий отражены в акте проверки акт от 12.10.2017 N 114/17-ВП(БМ).
Одновременно обществу выдано предписание N 33/17-БМ с требованием в срок до 29.12.2017 провести комплексные учения по отработке взаимодействия собственных сил и средств и привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил и Приложением 14 Плана ЛРН ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР".
Не согласившись с предписанием органа морского надзора, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие выявленных нарушений нашло подтверждение материалами дела, в связи с чем оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего:
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 1 части 1 статьи 17 данного Закона закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе в сфере морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях) транспорта.
По правилам пунктов 5.1.2, 5.1.3 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации: о торговом мореплавании и о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.
В свою очередь реализация указанных функций осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства, утвержденным Приказом Минтранса России от 14.08.2012 N 307 (далее по тексту - Регламент N 307).
Указанный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении возложенной государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (пункт 1 Регламента N 307).
Как следует из пункта 2 этого же Регламента, исполнение государственной функции осуществляется Ространснадзором и его территориальными управлениями.
В развитие указанных требований приказом Ространснадзора от 07.04.2014 N АК-373фс утверждено Положение о Дальневосточном управлении Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Положение N АК-373).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации, международного законодательства в области торгового мореплавания, эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений на морском транспорте в пределах границ своей зоны ответственности.
Одной из функций управления является осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании (пункт 3.1 Положения N АК-373).
Пунктом 4.6 этого же Положения предусмотрено, что управление вправе выдавать юридическим лицам, должностным лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, ДВУ Госморнадзора имеет полномочия на проведение контрольных мероприятий в отношении общества и, как следствие, на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Закон N 116-ФЗ) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта "в" пункта 1 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Как следует из представленных в материалы дела свидетельств от 04.07.2016 МС-IV N 001810, МС-IV N 001811, обществу на праве собственности принадлежат нефтеналивные суда "Портун" и "Патрокл", то есть предназначенные для перевозки наливом нефтепродуктов.
Поскольку хранение, перевозка и доставка нефтепродуктов в процессе эксплуатации судна является квалифицирующим признаком отнесения его к категории опасных производственных объектов, то соответственно, общество, эксплуатирующее производственные объекты, на которых осуществляется транспортировка горючих веществ, обязано планировать мероприятия по локализации и ликвидаций последствий аварий на таких объектах.
В связи с этим довод общества о том, что эксплуатируемые им морские суда не могут быть отнесены к категории опасных производственных объектов, коллегия апелляционного суда признает несостоятельным.
04.02.2014 вступили в силу поправки в Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также в Федеральный закон от 30.11.1995 N 87-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Данные нормативные акты были дополнены соответственно статьями 16.1 "Особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море" и 22.2 "Особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе".
В соответствии с данными Законами в ноябре 2014 года было принято два Постановления Правительства Российской Федерации, которые регламентируют порядок организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства от 14.11.2014 N 1188 были внесены изменения в ранее действующие Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", а именно установлено, что указанные Постановления не применяется в случае разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" были утверждены новые правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Настоящие правила в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и статьей 16.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" устанавливают, в том числе требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - план ЛРН).
В частности, согласно подпункту "н" пункта 2 Правил N 1189 план ЛРН должен содержать порядок проведения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не реже одного раза в 3 года и в течение 30 календарных дней со дня уведомления об утверждении плана.
Изложенное позволяет заключить, что действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных производственных объектов и осуществляющих, в том числе транспортировку нефти и нефтепродуктов (к которым относится заявитель), иметь план ЛРН и осуществлять все требования, установленные данным планом, в том числе требование о необходимости проведения комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов.
Как следует из представленного в материалы дела плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР", утвержденного директором общества 01.07.2017, Приложение 14 к нему содержит порядок проведения комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и привлекаемых сил, и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с привлечением к учениям представителей Главного Управления МЧС по Приморскому краю, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органа испольной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, расположенного на территории, примыкающей к участку проведения учений.
Между тем, в ходе проведения контрольных мероприятий, оформленных актом проверки от 12.10.2017 N 114/17-ВП(БМ), административным органом было установлено, что соответствующие комплексные учения обществом проведены не были.
Учитывая изложенное, вывод органа морского надзора о наличии в действиях заявителя нарушений подпункта "н" пункта 2 Правил N 1189 и, соответственно, не выполнение мероприятий, предусмотренных Приложением 14 плана ЛРН ООО "ПАВИНО-ТАНКЕР", является верным.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и законными требования оспариваемого предписания, выданного компетентным органом, возлагающего на общество, как организацию, осуществляющую транспортировку нефтепродуктов судами, обязанность по проведению вышеуказанных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности на внутреннем водном транспорте.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что предписание управления от 12.10.2017 N 33/17-БМ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его незаконным.
Также следует отметить, что Международной конвенцией по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, на которую ссылается общество по тексту жалобы, действительно установлено дополнительное правило о необходимости иметь на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. Однако, данная норма Конвенции 1990 года не исключает необходимость иметь план ЛРН и не освобождает общество от обязанности выполнять требования, установленные данным планом.
Что касается ошибочных ссылок арбитражного суда на положения Постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613, от 15.04.2002 N 240, которые не применяется в случае разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, на что указано в Постановлении Правительства от 14.11.2014 N 1188, то таковые не привели к принятию неправильного по существу решения, в связи с чем указание заявителя на данное нарушение правового значения не имеет.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.03.2018 по делу N А51-30169/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.