г. Ессентуки |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А63-15723/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская детская больница" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.02.2018 по делу N А63-15723/2017 (судья Галушка В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинские системы" (г. Пятигорск, ОГРН 1122651032063)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Городская детская больница" (г. Невинномысск),
о признании незаконным и отмене решения от 24.07.2017 N РЗ-1424-2017 в части отказа в удовлетворении жалобы,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Медицинские системы" - представитель Хорошилов И.П. по доверенности от 09.01.2018;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - представитель Рошевский С.И. по доверенности от 09.01.2018 N 06/07;
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская детская больница" - представители: Иванов В.О. по доверенности от 14.05.2018, Головко М.В. по доверенности от 07.05.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинские системы" (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее- Управление) о признании незаконным решения от 24.07.2017 N РЗ-1424-2017 в части отказа в удовлетворении жалобы.
Определением суда от 22.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Городская детская больница" (далее-Учреждение).
Решением суда от 13.02.2018 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано недействительным решение Управления от 24.07.2017 N РЗ-1424-2017. С Управления в пользу Общества взысканы судебные расходы. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требование государственного заказчика (Учреждения) о представлении аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), является требованием о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей. Названное обстоятельство противоречит положениям Закона N 44-ФЗ. Ссылка Управления на СанПиН 2.6.1.1192-03 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы", не принята судом первой инстанции.
Не согласившись с принятым решением суда, Управление и Учреждение обжаловали его в апелляционном порядке. Просят решение суда о признании незаконным решения Управления от 24.07.2017 N РЗ-1424-2017 в части отказа в удовлетворении жалобы Общества отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы Управления и Учреждения необоснованными.
В судебном заседании представители Управления и Учреждения поддержали позицию, изложенную в своих апелляционных жалобах, просят решение суда отменить.
Представитель Общества, возразил по существу доводов Управления и Учреждения, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в адрес Управления поступила жалоба Общества на действия государственного заказчика (Учреждения) по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путём проведения электронного аукциона N 0321300012817000067 (Техническое обслуживание медицинской техники), как не соответствующие нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), нарушающих законные права и интересы Общества.
По результатам рассмотрения доводов жалобы Управлением принято решение 24.07.2017 по делу N РЗ-1424-2017, которым были установлены нарушения при формировании государственным заказчиком документации об аукционе, выразившиеся в необоснованном включении в документацию следующих положений: - "Текущее техническое обслуживание проводится ежедневно (кроме выходных и праздничных дней с 8:00 до 17:00) в необходимых объемах по результатам текущего контроля технического состояния медицинской техники" (пункт 3.2 технического задания к документации об аукционе, пункт 3 раздела 4 "Сроки выполнения работ и услуг" Приложения N 1 к техническому заданию); - "Исполнитель должен каждый день к 8:00 направлять специалистов в распоряжение всех структурных подразделений и филиалов Заказчика, для ознакомления с замечаниями в работе обслуживаемого Исполнителем медицинского оборудования в соответствующем журнале под роспись" (раздел 5 Приложения N 1 "Требования к качеству закупаемых работ и услуг" (абзац 5). Государственному заказчику выдано предписание для устранения допущенных нарушений. Признаны необоснованными доводы жалобы Общества о том, что государственным заказчиком в нарушение Закона N44-ФЗ предъявлены излишние требования к участникам аукциона, а именно: наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного федеральной службой по аккредитации.
Общество полагая, что включение в документацию о закупке требований о необходимости предоставления аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 в перечень работ в части технического обслуживания - код ОКПД 2-33.13.12.000 (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники.
Учитывая, что в рамках технического обслуживания, контроля технического состояния медицинской техники подлежат рентгенодиагностические аппараты, заказчиком (Учреждением), установлены требования о наличии аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) именно для контроля технического состояния аппаратов и комплексов рентгеновских медицинского назначения.
Из содержания технического задания следует, что услуги должны выполнятся в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения РФ "Техническое обслуживание медицинской техники" от 27.10.2003 (п.1 Приложения N 1 Технического задания). Пунктом 5.2. указанных Методических рекомендаций определен состав работ по техническому обслуживанию медицинской техники: ввод в эксплуатацию; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; текущий ремонт.
Пункт 6.4.6. устанавливает, что при проведении инструментального контроля определяются значения основных эксплуатационных и технических характеристик изделия. При этом пунктом 6.4.7 Методических рекомендаций предусмотрены следующие виды контроля технического состояния: контроль технического состояния перед использованием; периодический (плановый) контроль технического состояния; текущий (внеплановый) контроль технического состояния.
Проверка контроля технического состояния медицинского рентгеновского оборудования является обязательным условием обеспечения безопасности персонала и населения и регламентируется СанПиН 2.6.1.1192-03 от 18.02.2003 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований".
Функцией контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, выполняемого в соответствии с аттестатом аккредитации, является оценка соответствия аппарата для принятия решения о его дальнейшей эксплуатации.
При этом именно принятие решения о возможности эксплуатации любого медицинского оборудования является конечной потребностью заказчика при проведении технического обслуживания и ремонта соответствующей техники, так как эта информация непосредственно влияет на обеспечение безопасности здоровья и жизни пациентов и персонала при проведении рентгенологических исследований, ведь в случае отсутствия контроля выходных параметров данной категории оборудования возникает опасность нанесения вреда при воздействии чрезмерного ионизирующего излучения.
Проведение технического обслуживания и ремонта рентгенологического оборудования без контроля параметров влечет за собой также неэффективное использование бюджетных средств, так как проведение только работ по техническому обслуживанию и ремонту техники не является достаточным основанием для принятия решения о возможности ее дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с п. 8.11 Раздела VIII Правил, "Производственный контроль" -контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования проводится учреждениями, аккредитованными в установленном порядке. Порядок и условия аккредитации устанавливает Федеральный закон от 28.12.2013 "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" N 412-ФЗ.
Понятие "контроль технического состояния медицинской техники" устанавливает ГОСТР 56606-2015 "Национальный стандарт РФ. Контроль технического состояния медицинских изделий". Согласно п. 3.2.8, контроль технического состояния медицинских изделий - это проверка соответствия значений параметров и характеристик медицинских изделий требованиям нормативной и эксплуатационной документации, выявление изношенных и поврежденных частей (деталей), проверка действия всех защитных устройств и блокировок, наличия и ведения эксплуатационной документации.
Понятие испытаний определяет ГОСТ 16504-81 "Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения".
Испытания - это экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.
В документации разработанной Учреждением отсутствуют требования к проведению испытаний (экспериментального определения характеристик), а равно к исследованиям и сертификации. В документации имеются требования о проведении контроля технического состояния (проверка соответствия значения эксплуатационным характеристикам) рентген диагностического оборудования.
Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
С учетом изложенных обстоятельств, судом апелляционной инстанции принимаются доводы Управления и Учреждения о том, что контроль технического состояния рентген диагностического оборудования может производить только организация аккредитованная в установленном порядке. Необходимость в наличии у участника размещения заказа именно производственных мощностей, как указывает Общество, в документации об аукционе отсутствует. В действиях заказчика (Учреждения) не установлены нарушения положений, норм и требований Закона N 44-ФЗ. Решение Управления от 24.04.2017 по делу N РЗ-1424-2017 соответствует требованиям законодательства о закупках, а также требованиям Административного регламента антимонопольной службы от 19.11.2014 N 727/14.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для выводов о признании недействительным решения Управления от 24.07.2017 N РЗ-1424/2017 и удовлетворении заявления Общества, в связи с чем апелляционные жалобы Управления и Учреждения надлежит удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить, отказать в удовлетворении требований Общества.
Поскольку основания для удовлетворения заявленных требований Общества отсутствовали, взыскание судом первой инстанции судебных расходов с Управления в пользу Общества, также признается неправомерным.
Обществом, при обращении в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, представлен подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы на сумму 3000р.
Учитывая, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000р для юридических лиц (подпункт 1 пункта 3 статьи 333.21 НК РФ), то при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500р.
В связи с изложенным, на основании статьи 333.40 НК РФ, Обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1500р государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.03.2018 N 168.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.02.2018 по делу N А63-15723/2017 отменить. Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Медицинские системы".
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ставропольского края "Городская детская больница" из федерального бюджета 1500р излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.