г. Пермь |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А71-16175/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Трефиловой Е.М.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гранит": Корепанова С.В., паспорт, доверенность от 20.12.2017; Бажайкин А.Л., паспорт, доверенность от 14.09.2017;
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: Скачков А.Н., паспорт, доверенность от 01.02.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "Лесфонд": Корепанова С.В., паспорт, доверенность от 26.02.2018,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Гранит" и общества с ограниченной ответственностью "Лесфонд", поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 января 2018 года по делу N А71-16175/2017,
вынесенное судьей Н.Г. Зориной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранит"
к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики
об оспаривании отказа в утверждении проектной документации,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - ООО "Гранит", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении проектной документации лесного участка площадью 46,8 га, расположенного в квартале 118 (выделы 14, 17-20, 22-33, 35), Июльского участкового лесничества Воткинского лесничества Удмуртской Республики в целях выполнения работ по разведке и добыче песчано-гравийной смеси на участке недр Волковская грань, изложенного в письме от 30.08.2017 N 02/1-20/4932, а также обязании принять решение об утверждении проектной документации лесного участка площадью 46,8 га, расположенного в квартале 118 (выделы 14, 17-20, 22-33, 35), Июльского участкового лесничества Воткинского лесничества Удмуртской Республики в целях выполнения работ по разведке и добыче песчано-гравийной смеси на участке недр Волковская грань (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 03.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Гранит" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что представленная заявителем проектная документация не содержит несоответствий (пункт 2 части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ) с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества; отсутствие в проектной документации полного перечня ограничений в использовании лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом, не является существенным нарушением требований к содержанию проектной документации, позволяющим министерству отказать в утверждении такого проекта; использование лесов, планируемое к осуществлению заявителем, не подпадает ни под одно из ограничений, предусмотренных в главе 3 Лесохозяйственного регламента Воткинского лесничества; действующее законодательство не предъявляет такого требования к проектной документации лесного участка, как отражение в ней всех существующих в нормативных правовых актах ограничений на использование лесов; также апеллянт ссылается на наличие процессуальных оснований, влекущих отмену судебного акта: министерство отказало в утверждении проектной документации по совершенно иным основаниям, нежели те, на которые указал суд в решении; также заявитель отмечает, что поскольку карьер согласно п. 2.1 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, относится к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, не являющимся объектом капитального строительства, то применяются положения частей 5, 5.1 статьи 21, части 1 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, в целях осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация карьера, выборочные и сплошные рубки деревьев; у заявителя отсутствует право на размещение карьера на ином участке недр, нежели тот, который указан в лицензии; заинтересованным лицо не представлено доказательств того, что на проектируемом лесном участке произрастают какие-либо ценные лесные насаждения.
ООО "Лесфонд" в апелляционной жалобе, поданной в порядке ст. 42 АПК РФ, просит решение суда отменить, рассмотреть дело по существу с участием ООО "Лесфонд" в качестве третьего лица без самостоятельных требований, принять по делу новый судебный акт, которым требования ООО "Гранит" удовлетворить.
В апелляционной жалобе ООО "Лесфонд" приводит доводы аналогичные доводам, заявленным в жалобе ООО "Гранит", также указывает, что ООО "Лесфонд" не было привлечено к участию в деле, однако принятое судом решение фактически влечет возложение на общество, как лицо, выполнившее спорную проектную документацию лесного участка, дополнительных обязанностей по устранению недостатков проектной документации и возмещению убытков заявителю.
Рассмотрев заявление ООО "Лесфонд" о вступлении в дело в качестве третьего лица, суд апелляционной инстанции протокольным определением от 17.05.2018 отказал в удовлетворении данного ходатайства в связи с отсутствием предусмотренных частью 1 статьи 51 АПК РФ оснований.
Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Гранит" и ООО "Лесфонд" доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Третье лицо, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, выразило несогласие с доводами апелляционных жалоб ООО "Гранит" и ООО "Лесфонд", просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобы - без удовлетворения, о чем представило письменный отзыв, а также заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве на стороне заинтересованного лица и замене Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в связи с произошедшей реорганизацией юридического лица.
Из представленных суду апелляционной инстанции выписок из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что 31.01.2018 Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником при прекращении деятельности является юридическое лицо - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Заявление третьего лица о процессуальном правопреемстве судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ч. 1 ст. 48 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики 03.11.2016 ООО "Гранит" выдана лицензия на пользование недрами серии ИЖВ N 80274 вид лицензии ТЭ на разведку и добычу песчано-гравийной смеси на участке недр Волковская грань, участок недр расположен в 3 км западнее п. Волковский в 23,5 км южнее г.Воткинск в Воткинском районе Удмуртской Республики, срок окончания лицензии - 03.11.2026. Приложением N 1 к лицензии является лицензионное соглашение N 274 об условиях пользования участком недр Волковская грань в Воткинском районе Удмуртской Республики от 03.11.2016. Пунктом 4.7 лицензионного соглашения предусмотрено, что предварительное согласие на использование лесного участка получено от собственника земельного участка - Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики письмом от 13.02.2015 N02/1-18/685.
24.08.2017 ООО "Гранит" обратилось в министерство с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка площадью 46,8 га для предоставления в аренду в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (месторасположение лесного участка: квартал 118 (выделы 14, 17-20, 22-33, 35) Июльского участкового лесничества Воткинского лесничества УР.
Рассмотрев указанное обращение, министерство письмом от 30.08.2017 N 02/1-20/4932 отказало в утверждении проектной документации на основании п. 9 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N515, указав, что проектируемый лесной участок на 61% от общей площади представлен покрытыми лесной растительностью землями, из которых 60% площади покрытых лесной растительностью земель являются лесными культурами, отнесенными действующим законодательством к ценным лесным насаждениям; испрашиваемый лесной участок расположен в защитных лесах и представлен насаждениями хвойных пород.
Полагая, что отказ в утверждении проектной документации является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, ООО "Гранит" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и отказал заявителю в удовлетворении требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия ненормативного акта, решения, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, решение, совершивший действие.
Согласно статье 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с частями 2 - 4 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.
При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (ч. 6 ст. 70.1 ЛК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков (ч. 9 ст. 70.1 ЛК РФ).
В соответствии с ч. 10 ст. 70.1 ЛК РФ основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 12 ст. 70.1 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки (далее - Требования N 54).
Согласно п. 3 Требований N 54 проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка.
Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:
наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;
категория земель, на которых расположен лесной участок;
наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);
целевое назначение лесов;
перечень лесных кварталов;
перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;
площадь проектируемого лесного участка;
количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);
виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;
проектируемый (-ые) вид (-ы) использования лесов лесного участка;
обременения проектируемого лесного участка;
ограничения использования лесов;
наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;
наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (п. 4 Требований N 54).
Схема расположения проектируемого лесного участка (далее - Схема) должна содержать сведения о местоположении и границах проектируемого лесного участка на территории лесничества (лесопарка).
Подготовка Схемы осуществляется с учетом данных государственного лесного реестра, картографических материалов лесоустройства и иных документов, на которых указываются местоположение и границы проектируемого лесного участка, границы лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, частей лесотаксационных выделов, ранее образованных лесных участков, номера лесных кварталов и лесотаксационных выделов (в зависимости от выбранного масштаба), используемый численный масштаб, а также геоданные и каталог координат характерных точек границ проектируемого лесного участка в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости (п. 6 Требований N 54).
В соответствии с абз. 4 п. 7 Требований N 54 вид (виды) разрешенного использования проектируемого лесного участка указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного кодекса, с земельным законодательством Российской Федерации.
При этом ст. 87 ЛК РФ определяет, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно п. 8 Требований N 54 проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков.
В п. 11 Требований N 54 указано, что проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документацией, документами лесного планирования, лесохозяйственными регламентами лесничеств, лесопарков, а также с учетом сведений о наличии особо защитных участков лесов, зон с особыми условиями использования территорий.
Выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование согласно п. 12 Требований N 54 должно быть обеспечено заинтересованным лицом.
В данном случае заявителем выполнены работы по подготовке проектной документации лесного участка в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда Воткинского лесничества.
Министерством отказано в утверждении проектной документации со ссылкой на п. 9 Порядка использования лесов и указано на то, что проектируемый лесной участок на 61% от общей площади представлен покрытыми лесной растительностью землями, из которых 60% площади покрытых лесной растительностью земель являются лесными культурами, отнесенными действующим законодательством к ценным лесным насаждениям. Испрашиваемый лесной участок расположен в защитных лесах (ценные леса-запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов) и представлены насаждениями хвойных пород.
Вместе с тем, Министерство указывает, что проектная документация не соответствует разделу 2.12 Лесохозяйственного регламента Воткинского лесничества, Лесному плану Удмуртской Республики.
Согласно ч. 4 ст. 43 ЛК РФ порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Порядок).
Пунктом 9 указанного Порядка предусмотрено, что в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с Лесным планом Удмуртской Республики одна из основных задач лесохозяйственной деятельности - выращивание насаждений, преобладающие породы которых представлены главными породами в рациональном сочетании со второстепенными. В хозяйствах, где все преобладающие породы являются главными, максимально используются почвенные и климатические факторы и формируются наиболее ценные насаждения. При выборе главных пород необходимо всесторонне проанализировать хозяйственное значение второстепенных древесных пород и правильно решить вопрос о доле их участия в составе насаждений.
В защитных лесах главные породы выбираются в зависимости от назначения различных категорий лесов. Для защитных лесов главные породы назначаются из долговечных с хорошими защитными и почвоукрепляющими свойствами, к которым относятся сосна, лиственница, береза и другие породы. Выбор сочетания пород производится с учетом почвенно-климатических (природно-географических) условий и накопленного опыта. Для водорегулирующих и водоохранных лесов в качестве главных пород могут быть рекомендованы сосна, ель, пихта, лиственница и другие породы.
Хозяйственно ценными древесными породами в лесах Удмуртской Республики являются породы, древесина которых имеет большой спрос на внутреннем и внешнем рынках для удовлетворения потребностей общества в продукции, выпускаемой из нее. К таким породам кроме насаждений хвойных и твердолиственных пород в настоящее время относятся высокопродуктивные (I -II бонитета) насаждения березы и осины. Береза в оптимальных условиях продуцирует высокоценные сортименты: фанерный, лыжный, ружейный кряж и др. Они имеют большое значение в лесном хозяйстве как почвоукрепляющие и огнестойкие породы.
Тот факт, что испрашиваемый лесной участок представлен высокоплотными ценными лесными насаждениями преимущественно хвойных пород, из которых 60 составляют лесные культуры сосны, и данный участок расположен в защитных лесах (ценные леса - запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов), заявителем не опровергается и подтверждается данными проектной документации лесного участка.
Согласно разделу 2.12 Лесохозяйственного регламента Воткинского лесничества использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Воткинского лесничества осуществляется в соответствии со статьями 21, 43 Лесного кодекса Российской Федерации и Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом
Рослесхоза от 27.12.2010 N 515.
Использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Лесным планом Удмуртской Республики и лесохозяйственным регламентом лесничества.
При использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Ограничения использования лесов приведены в разделах 3.1, 3.2, 3.3 настоящего лесохозяйственного регламента.
На лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов. Обустройство объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории.
При осуществлении использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых не допускается:
валка деревьев и расчистка лесных участков от древесной растительности с помощью бульдозеров, захламление древесными остатками приграничных полос и опушек, повреждение стволов и скелетных корней опушечных деревьев, хранение свежесрубленной древесины в лесу в летний период без специальных мер защиты;
затопление и длительное подтопление лесных насаждений;
повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;
захламление лесов строительными, промышленными, древесными, бытовыми и иными отходами, мусором;
загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;
проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, не установленным маршрутам, в том числе за пределами предоставленного лесного участка.
Разделом 3.1 Лесохозяйственного регламента Воткинского лесничества предусмотрены ограничения использования лесов по видам целевого назначения лесов на защитные и эксплуатационные леса, а именно в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается: создание и эксплуатация лесных плантаций; переработка древесины и иных лесных ресурсов; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений.
В ценных лесах запрещается: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением: - сплошных рубок, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; -сплошных рубок в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, в случаях, если строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов запрещается: осуществление деятельности, несовместимой с целевым назначением данных лесов и полезными функциями; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Как установлено судом первой инстанции, в представленной проектной документации указанные ограничения в использовании лесов, установленные лесным планом субъекта Российской Федерации, разделами 2.12, 3.1 лесохозяйственного регламента Воткинского лесничества Удмуртской Республики, обществом не отражены, что в силу ст. 70.1 ЛК РФ является основанием для отказа в утверждении проектной документации лесного участка.
Таким образом, учитывая изложенное, а также положения действующего лесного законодательства о необходимости разработки проектной документации лесного участка в соответствии с требования лесного плана субъекта Российской Федерации и лесохозяйственного регламента лесничества, положения Лесного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого отказа Министерства действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку заявитель не лишен возможности устранить несоответствия проектной документации положениям утвержденного лесохозяйственного регламента Воткинского лесничества и обратиться с заявлением об ее утверждении.
Доводы заявителя жалобы о том, что отказ в утверждении проектной документации лесного участка обусловлен иным основанием и не связан с ее несоответствием разделу 2.12 Лесохозяйственного регламента Воткинского лесничества, апелляционным судом отклоняются.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что изложенные ответчиком основания для отказа в утверждении проектной документации, указывают на несоответствие проектной документации Лесохозяйственному регламенту Воткинского лесничества, Лесному плану Удмуртской Республики, отсутствие в тексте оспариваемого отказа ссылки на ст. 70.1 Лесного кодекса РФ не свидетельствует о его незаконности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта и незаконным бездействия департамента и правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционный суд считает, что обстоятельства дела установлены судом первой инстанции правильно, всем представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Гранит" не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ООО "Гранит" относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Относительно апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лесфонд" суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 1 ст. 257 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, установленных Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Согласно ст. 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснил, что при применении статей 257, 272 названного Кодекса арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных указанным Кодексом. К иным лицам в силу ч. 3 ст. 16 и ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и (или) резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Таким образом, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты были приняты непосредственно о правах и обязанностях таких лиц.
Из материалов дела следует, что предметом рассматриваемого спора является проверка законности и обоснованности отказа министерства в утверждении проектной документации лесного участка площадью 46,8 га для предоставления лесного участка обществу "Гранит" в аренду в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда Воткинского лесничества, Июльского участкового лесничества. Указанная проектная документация выполнена обществом "Лесфонд" на основании заключенного с обществом "Гранит" договора N 36 от 14.11.2016. Между тем, спорные правоотношения непосредственно не затрагивают права и обязанности ООО "Лесфонд"; ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях обжалуемого судебного акта права и обязанности ООО "Лесфонд" относительно предмета спора не установлены.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции не содержит выводов непосредственно о правах и обязанностях ООО "Лесфонд" относительно предмета спора или по отношению к лицам, участвующим в деле, производство по апелляционной жалобе ООО "Лесфонд" подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату ООО "Лесфонд" из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 150, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 января 2018 года по делу N А71-16175/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гранит" (ОГРН 1161832075184; ИНН 1831181453) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.02.2018 N 5.
Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лесфонд" прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лесфонд" (ОГРН 1151832015543; ИНН 1832133357) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.02.2018 N 37.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.