г. Чита |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А78-10461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н. В.,
судей Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 марта 2018 года по делу NА78-10461/2017 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1027501068748, ИНН 7530000094, место нахождения: 674674, Забайкальский край, район Краснокаменский, г. Краснокаменск, ул. Больничная, 5) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края (ОГРН 1027501146518, ИНН 7536009199, место нахождения: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина, 21) о признании акта реэкспертизы по результатам медико-экономической экспертизы/экспертизы качества медицинской помощи N10 от 18.04.2017, решения от 18.04.2017 и предписания от 24.04.2017 N903 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края недействительными и незаконными, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного унитарного предприятия Забайкальского края "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" (ОГРН 1027501157386, ИНН 7536029572, место нахождения: 672000, Край Забайкальский, Город Чита, улица Лермонтова, 2),
(суд первой инстанции - Е.А. Бронникова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Белоусова С.В. - представителя по доверенности от 25 мая 2018 года;
от заинтересованного лица: Титовой М.О. - представителя по доверенности от 14 мая 2018 года, Ямановой Н.Б. - представителя по доверенности от 09 января 2018 года;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заявитель, МСЧ N107, учреждение) обратилось в арбитражный суд с требованием к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края о признании акта реэкспертизы (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС Забайкальского края, Фонд) по результатам медико-экономической экспертизы/экспертизы качества медицинской помощи N10 от 18.04.2017, решения от 18.04.2017 и предписания от 24.04.2017 N903 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края недействительными и незаконными.
Определением от 11.09.2017 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Забайкальского края "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" (далее - ГК "Забайкалмедстрах", страховая компания).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении требований о признании незаконными и недействительными решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края от 18.04.2017 года и предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края N 903 от 24.04.2017 отказано. В остальной части требований производство по делу прекращено.
В обосновании суд первой инстанции указал, что оспариваемые решение от 18.04.2017 и предписание от 24.04.2018 соответствуют действующему законодательству; акт реэкспертизы N 10 от 18.04.2017 является промежуточным документом, фиксирующим результаты проверки, и не содержит предписаний властно-распорядительного характера государственного органа, адресованных учреждению, влекущих возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, то есть не является актом ненормативного характера.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 марта 2018 года по делу N А78-10461/2017 и принять по делу новый судебный акт о признании незаконными акта реэкспертизы по результатам медико-экономической экспертизы/экспертизы качества медицинской помощи N 10 от 18.04.2017, решения от 18.04.2017 и предписания от 24.04.2017 N 903 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края.
Полагает, что оспариваемый акт реэкспертизы, решение и предписание ТФОМС Забайкальского края являются незаконными и неправомерными, потому что у Фонда и у страховой компании нет лицензии на медицинскую деятельность. Кроме того заявителем заявлен довод о том, что Фондом повторная экспертиза фактически не проводилась, о чём, по мнению заявителя, свидетельствует тот факт, что диагнозы, отраженные в акте реэкспертизы Фонда отличаются от диагнозов, отраженных в экспертизе страховой компании. Также заявитель указал, что МСЧ N 107 весь период 2016 года не получало предъявленную к оплате сумму за оказанные медицинские услуги, а получало значительно меньше, в связи с чем, дополнительное уменьшение оплаты на основании оспариваемых актов является неправомерным.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.04.2018.
Представитель учреждения в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить полностью, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконными акта, решения и предписания ТФОМС Забайкальского края.
Представители ТФОМС Забайкальского края дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" в соответствии с договором от 15.02.2016 N 53 ГК "Забайкалмедстрах" проведена экспертиза качества медицинской помощи и медико-экономическая экспертиза, о чем составлен акт N3750096171 экспертизы качества медицинской помощи (плановой) от 30 января 2017 года (т. 1 л.д. 91-100).
Не согласившись с данным актом экспертизы ГК "Забайкалмедстрах", учреждение 13.03.2017 (т. 2 л.д. 12) обратилось в ТФОМС Забайкальского края с претензией о необходимости проведения реэкспертизы акта страховой компании.
По результатам проверки Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Забайкальского края вынесены: акт реэкспертизы по результатам медико-экономической экспертизы/экспертизы качества медицинской помощи N 10 от 18.04.2017, решение от 18.04.2017 и предписание от 24.04.2017 N 903 (т. 1 л.д. 81-86, 87, 89-90).
Не согласившись с актом реэкспертизы N 10 от 18.04.2017, решением от 18.04.2017 и предписанием от 24.04.2017 N 903, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции по следующим мотивам.
Суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
Соответствующий Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден приказом ФФОМС от 01 декабря 2010 года N 230 (далее - Порядок контроля).
Понятие повторного контроля приведено в пункте 39 Порядка контроля. Согласно данному пункту повторные медико-экономическая экспертиза или экспертиза качества медицинской помощи (далее -реэкспертиза) представляют собой проводимые другим специалистом-экспертом медико-экономическую экспертизу или другим экспертом качества медицинской помощи экспертизу качества медицинской помощи с целью проверки обоснованности и достоверности выводов по ранее принятым заключениям, сделанным специалистом-экспертом или экспертом качества медицинской помощи, первично проводившим медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 41 Порядка контроля одним из оснований проведения реэкспертизы является поступление претензии от медицинской организации, не урегулированной со страховой медицинской организацией.
Порядок направления претензии медицинской организацией определен в пункте 73 Порядка контроля. Согласно данному пункту претензия оформляется медицинской организацией в письменном виде (по рекомендуемой форме) и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Медицинская организация обязана предоставить в территориальный фонд обязательного медицинского страхования: а) обоснование претензии; б) перечень вопросов по каждому оспариваемому случаю; в) материалы внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи в медицинской организации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что претензия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" оформлена надлежащим образом и представлена в Фонд 14.03.2017 (т. 2 л.д. 12).
Согласно части 3 статьи 42 Закона об ОМС и пункту 74 Порядка контроля территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии от медицинской организации рассматривает поступившие материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда.
Территориальный фонд самостоятельно не проводит повторные медико-экономические экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, проведение реэкспертиз поручается экспертам соответствующей квалификации, которые проводят повторные контрольные мероприятия и передают их результаты в территориальный фонд для последующего оформления решения.
Задачами реэкспертизы, в соответствии с пунктом 40 Порядка контроля, является проверка обоснованности и достоверности заключения специалиста-эксперта или эксперта качества медицинской помощи, первично проводившего медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи.
Для проведения реэкспертизы территориальному фонду обязательного медицинского страхования в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего запроса страховая медицинская организация и медицинская организация обязаны предоставить: страховая медицинская организация - необходимые для проведения реэкспертизы копии актов медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи;
медицинская организация - медицинскую, учетно-отчетную и прочую документацию, при необходимости результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи, в том числе проведенного органом управления здравоохранением.
Страховая медицинская компания ГК "Забайкалмедстрах" письмом от 22 марта 2017 года N 1904 (т. 2 л.д. 13) представила в Фонд копии экспертных заключений в количестве 114 штук, копии актов медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи по результатам первоначального контроля, оспариваемого МСЧ 107.
Копии историй болезни были представлены МСЧ 107 вместе с претензией, о чем свидетельствует список приложений, указанный в претензии (т. 2 л.д. 12).
Рассмотрев представленные страховой медицинской организацией и медицинской организацией документы, Фонд передал их экспертам качества медицинской помощи, соответствующим требованиям части 7 статьи 40 Закона об ОМС для проведения повторных экспертиз, а именно (т. 2 л.д. 15-17): врачу терапевту, кардиологу, кандидату медицинских наук Н.В. Мухе; врачу-неврологу, кандидату медицинских наук Е.В. Хажихановой; врачу-оториноларингологу С.Н. Фомину.
По результатам проведенной реэкспертизы экспертами качества медицинской помощи оформляются экспертные заключения, содержащие описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи, на основании которых составляется акт реэкспертизы качества медицинской помощи (п. 37, 44 Порядка контроля).
Оформленные актом результаты проведения реэкспертизы направляются территориальным фондом в страховую медицинскую организацию и медицинскую организацию в срок не позднее 20 рабочих дней после окончания проверки.
Согласно материалам дела акт реэкспертизы направлен территориальным фондом в адрес заявителя письмом от 24 апреля 2017 года N 10/к-б/584 (т. 2 л.д. 14). Вместе с указанным письмом заявителю направлены экспертные заключения, решение территориального фонда от 18 апреля 2017 года и медицинские карты стационарного больного, представленные МСЧ 107 для проведения экспертизы.
В данном акте в обобщенном виде содержится информация о результатах рассмотрения экспертами качества медицинской помощи заключений первоначального контроля, проведенного по поручению ГК "Забайкалмедстрах", по всем 114 оспариваемым случаям медицинской помощи.
Из пункта 3 акта реэкспертизы следует, что реэкспертиза проведена в отношении 114 случаев с выявленными страховой медицинской организацией нарушениями в медицинской организации и оказании медицинской помощи застрахованным лицам, по 108 случаям (95%) экспертное заключение страховой медицинской организации совпало с экспертным заключением специалистов территориального фонда.
В соответствии с пунктом 3.1. акта реэкспертизы по 6 случаям (5%) специалистами территориального фонда выявлены нарушения, допущенные страховой медицинской организацией при проведении первоначального контроля.
Далее в акте экспертизы перечислены выявленные расхождения и приведено обоснование выводов экспертов качества медицинской помощи по всем шести случаям.
В заключительной части акта изложены выводы Фонда по результатам рассмотрения экспертных заключений экспертов качества медицинской помощи, а также предложения Фонда по применению соответствующих санкций к медицинской организации и страховой медицинской организации.
Согласно пункту 44 Порядка контроля страховая медицинская организация и медицинская организация обязаны рассмотреть указанные акты в течение 20 рабочих дней с момента их получения. При этом форма Акта реэкспертизы (приложение N 7 к Порядку контроля) предполагает наличие подписи руководителя медицинской организации, соответственно, МСЧ 107 после получения акта реэкспертизы в случае отсутствия разногласий обязана отправить подписанный со своей стороны акт в адрес Фонда.
При этом в соответствии с пунктом 45 Порядка контроля медицинская организация в случае отсутствия согласия с результатами проведенной реэкспертизы направляет в территориальный фонд обязательного медицинского страхования подписанный акт с протоколом разногласий не позже 10 рабочих дней с даты получения акта.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение указанных требований заявитель не возвращал в адрес территориального фонда ни подписанный со своей стороны акт реэкспертизы, ни претензию, ни экспертные заключения экспертов качества медицинской помощи по оспариваемым случаям.
В соответствии с пунктом 49 Порядка контроля в завершение повторного контроля средства в сумме, определенной актом реэкспертизы, возвращаются медицинской организацией в доход бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. К страховой медицинской организации применяются санкции в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона об ОМС по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 Закона об ОМС и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 41 Закона об ОМС сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи утвержден в приложении N 8 к Порядку контроля.
Порядок расчета размера санкций, применяемых по результатам медико- экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, согласно статье 41 Закона об ОМС, определен Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 года N 158н (далее - Правила ОМС).
В соответствии с пунктом 127.3. Правил ОМС общий размер санкций (С), применяемых к медицинским организациям, рассчитывается по формуле, указанной в правилах. К рассчитанному размеру санкций заявитель претензий не высказал.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заинтересованным лицом порядок проведения повторной экспертизы соблюден.
Относительно доводов заявителя по оспариванию решения от 18.04.2017 и предписания от 24.04.2017 N 903 ТФОМС Забайкальского края, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 198 АПК РФ, под ненормативным правовым актом законодателем понимается документ осуществляющего публичные полномочия органа, который адресован определенному лицу или группе лиц, содержащий властно-обязывающие предписания, распоряжения, требования и направленный на установление, изменение или прекращение правовых отношений.
Оспариваемые решение и предписание названным критериям соответствуют, поскольку в решении ТФОМС Забайкальского края предложено заявителю произвести возврат денежных средств на сумму 48402,15 руб. и уплатить штраф в размере 7054,86 руб. в ТФОМС Забайкальского края, а предписанием установлено, что указанные суммы должны быть возвращены доход бюджета ТФОМС Забайкальского края в течение 30 рабочих дней с даты получения предписания.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания ТФОМС Забайкальского края, отклонив довод об обязанности ГУ "Забайкалмедстрах" и ТФОМС Забайкальского края иметь лицензию на медицинскую деятельность, указав следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В свою очередь, в соответствии со статьей 40 Закона об ОМС экспертиза качества медицинской помощи является одним из способов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, обязанность по осуществлению которого возложена на страховые медицинские организации частью 2 статьи 38 Закона об ОМС и на территориальные фонды обязательного медицинского страхования в порядке части 3 статьи 42 Закона об ОМС.
В соответствии с частью 7 статьи 40 Закона об ОМС для проведения указанного выше контроля страховые медицинские организации и (или) территориальные фонды обязательного медицинского страхования поручают проведение экспертизы качества медицинской помощи экспертам качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи, имеющих высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедших подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Таким образом, законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании не установлены требования о наличии у страховой медицинской организации либо территориального фонда обязательного медицинского страхования лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении экспертизы качества медицинской помощи.
Вместе с тем, качественное проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию гарантируется строгим соблюдением требований, установленных для специалистов, привлекаемых к осуществлению такого контроля.
В соответствии со статьей 14 Закона об ОМС страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не вправе осуществлять иную, за исключением деятельности по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, деятельность. При этом, деятельность страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования подлежит лицензированию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1227 "Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что лицензирование деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования производится Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела).
Часть 2 статьи 32 Закона об организации страхового дела устанавливает исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых страховая организация обязана иметь лицензию. Данный перечень не включает лицензию на осуществление медицинской деятельности при проведении экспертизы качества медицинской помощи по обязательному медицинскому страховании.
Следовательно, действующим законодательством в сфере обязательного медицинского страхования определена обязанность страховых медицинских организаций для осуществления своей деятельности в указанной сфере иметь лицензию только на осуществление страхования.
Заинтересованное лицо имеет лицензию на осуществление деятельности по обязательному медицинскому страхованию от 03 июня 2015 года серии ОС N 2456-01 (т. 4 л.д. 1), выданную Центральным Банком Российской Федерации в установленном порядке.
Так как экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования проводится при осуществлении страховыми медицинскими организациями контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках деятельности по обязательному медицинскому страхованию, дополнительной (помимо имеющейся) лицензии на данный вид деятельности не требуется.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы заявителя, полагает необходимым указать следующее.
Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ в соответствии с указанным Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность. Однако в силу подпункта 11 пункта 2 статьи 1 указанного закона положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности.
Следовательно, учитывая, что постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, утвердившее "Положение о лицензировании медицинской деятельности", принято в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", его регулирование не определяет порядок лицензирования деятельности страховых организаций.
В соответствии с действующим законодательством лицензирование деятельности субъектов страхового дела регламентируется статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В силу статьи 1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, регулируются также федеральными законами и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты). Действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц единственным видом деятельности, осуществляемым ТФОМС Забайкальского края, является деятельность в области обязательного социального обеспечения
Статья 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ и постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, утвердившее "Положение о лицензировании медицинской деятельности", не содержат в перечне лицензируемых видов деятельности деятельность, осуществляемую в области социального обеспечения.
Таким образом, довод заявителя об обязанности ГУ "Забайкалмедстрах" и ТФОМС Забайкальского края иметь лицензию на медицинскую деятельность, выданную Росздравнадзором, является ошибочным. В связи с чем, отсутствие такой лицензии не является основанием для признания оспариваемых актов Фонда незаконными и недействительными.
В отношении довода заявителя на наличие неточностей и противоречий в диагнозах, отраженных в акте экспертизы и в акте реэкспертизы, суд первой инстанции пришел к следующему выводу.
Реэкспертиза по результатам экспертизы качества по претензии ФГБУЗ МСЧ N 107 ФМБА России от 13 марта 2017 г. N 1-01-19/352 проводилась врачами-экспертами в соответствии с требованиями законодательства. Акт реэкспертизы составляется на основании экспертных заключений, составляемых экспертами качества медицинской помощи и содержащих описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи.
Разница в диагнозах, указанных в соответствующих строках первоначального акта экспертизы качества медицинской помощи, составленного ГК "Забайкалмедстрах", и акта реэкспертизы связана только с порядком оформления таких актов в страховой медицинской организации и в Фонде.
Так, ГК "Забайкалмедстрах" результаты актов экспертного контроля (акт экспертизы качества) оформлены с использованием автоматической системы, которая использует данные непосредственно из базы реестров оказанной медицинской помощи, поданных в страховую медицинскую организацию. ТФОМС Забайкальского края не реализована возможность автоматического оформления актов реэкспертизы, диагноз проставлен на основании экспертных заключений и первичной медицинской документации.
Первичная медицинская документация рассматривается врачом-экспертом качества медицинской помощи, который заполняет экспертное заключение в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом ФФОМС от 01 декабря 2010 года N 230 (далее - Порядок контроля).
Экспертные заключения по результатам контроля, организованного как ГК "Забайкалмедстрах", так и Фондом, заполнены врачами - экспертами в соответствии с установленной формой. Строка диагнозов: основного, фонового, сопутствующего, осложнений основного диагноза - заполнена словами, а не кодами по МКБ-10, в соответствии с информацией, вынесенной на титульный лист медицинской карты стационарного больного (форма 003/у).
Чаще всего лечение осуществляется у больных с множественной патологией, основной диагноз может быть комбинированным и включать в себя несколько нозологических единиц. Врачи-эксперты, привлеченные как страховой медицинской организацией, так и Фондом, оценивают случаи лечения с учетом всех диагнозов, содержащихся в истории болезни. Код заболевания по МКБ-10 в электронном реестре никоим образом не может повлиять на рассмотрение спорного случая, и противоречий по диагнозам акты не содержат, все нозологические единицы указаны в медицинской документации.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заинтересованным лицом произведена сверка по первоначальной и повторной экспертизе качества медицинской помощи. Фондом оценены такие показатели как N полиса, диагноз ТФОМС и диагноз ГК "Забайкалмедстрах" и приведены пояснения (т. 2 л.д. 126-127). Такие же пояснения даны суду апелляционной инстанции в отзыве на апелляционную жалобу.
По итогам оценки судом первой инстанции сделан вывод, что разница в диагнозах по МКБ-10 в первоначальном акте экспертизы качества медицинской помощи и акте реэкспертизы никаким образом не влияет на достоверность и обоснованность выводов, сделанных врачами-экспертами в ходе проведенного контроля, и не может являться основанием для признания указанных актов незаконными и недействительными.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, обращая внимание на то, что рассматриваемый довод заявителя приведен в обоснование своей позиции о том, что Фондом фактически реэкспертиза не проводилась. Каких-либо доводов и доказательств того, что иной диагноз, выбранный экспертами из сопутствующих основному заболеванию пациента, ведет к изменению результатов реэкспертизы, заявителем суду первой инстанции и апелляционному суду не представлено.
Согласно апелляционной жалобе заявитель не оспаривает вывод суда первой инстанции относительно размера примененных санкций базовой ставке одного случая госпитализации. В ходе судебного разбирательства ТФОМС Забайкальского края произведен расчет стоимости законченного случая оказания стационарной медицинской помощи по спорным случаям (т. 3 л.д. 103), где Фондом наглядно продемонстрирован расчет стоимости лечения на основании базовой ставки с учетом целого ряда поправочных коэффициентов. Каких-либо претензий к данному расчету со стороны заявителя не представлено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о неправомерности оспариваемых актов ТФОМС Забайкальского края в связи с неполным финансированием МСЧ N 107 в рамках обязательного медицинского страхования в 2016 году. Поскольку объем финансирования медицинского учреждения никаким образом не связан с обоснованностью выводов экспертов по результатам проведения экспертизы качества медицинской помощи.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным решение суда первой инстанции в части отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Относительно требования заявителя о признании недействительным акта реэкспертизы суд первой инстанции правильно отметил следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Частью 1 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 АПК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные сосуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения, возникающие в сфере обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация обязана осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставлять отчет о результатах такого контроля.
В силу положений части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230.
В соответствии с частью 4 статьи 40 Закона N 326-ФЗ медико-экономическая экспертиза - это установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
Согласно части 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
Частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ предусмотрено право медицинской организации в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Территориальный фонд в соответствии с требованиями части 3 статьи 42 Закона N 326-ФЗ в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (часть 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 5 статьи 42 Закона N 326-ФЗ при несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Таким образом, акт медико-экономической экспертизы от 22.01.2015 N 19 является промежуточным документом, фиксирующим результаты проверки, внесудебная процедура обжалования которого установлена Законом N 326-ФЗ.
Указанный документ не содержит предписаний властно-распорядительного характера государственного органа, адресованных учреждению, влекущих возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, то есть не является актом ненормативного характера. Аналогичная позиция соответствует сложившейся судебной практике, что следует из постановления АС Волго-Вятского округа от 22 января 2018 по делу А43-21948/20156, АС Дальневосточного округа от 22 августа 2016 года по делу N А73-12194/2015, Определения Верховного Суда Российской Федерации N 303-КГ16-17115 от 23 декабря 2016 года, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2017 года по делу N А31-3092/2016.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекратил производство по делу в части требования заявителя о признании недействительным акта реэкспертизы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку суда в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 марта 2018 года по делу N А78-10461/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.