город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2018 г. |
дело N А32-31214/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Ильиной, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Харуновой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представителя Ступак В.А. по доверенности от 22.12.17;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещён
от третьего лица: представителя Радионовой Т.Б. по доверенности от 09.01.18,
рассмотрев в открытом судебном заседании имени Г.Ф.Пономаренко" и Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2017 по делу N А32-31214/2017 по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьего лица ГБУК Краснодарского края "Краснодарская филармония им.Г.Ф. Пономаренко" об оспаривании решений и действий (бездействий) государственного органа принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просит суд, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом:
- признать незаконным отказ управления от 24.04.17г. N 23/001/805/2017-471, 472 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края и права оперативного управления ГБУК Краснодарского края "Краснодарская филармония им.Г.Ф. Пономаренко" (далее - филармония) на объект незавершенный строительством - мастерская - гараж, Литер, А, с кадастровым номером 23:43:0202011:2863, общей площадью 514,1кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Гаражная, 79а (далее - спорный объект);
- признать незаконным отказ в регистрации учета изменений объекта недвижимости от 15.06.2017 г. N 23/17-127795;
- обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края и права оперативного управления филармонии на спорный объект (т.2, л.д. 1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУК Краснодарского края "Краснодарская филармония им.Г.Ф. Пономаренко" (далее - филармония).
До принятия судом решения о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ходатайствовало ООО "Роза Ветров". Определением суда от 31.08.17 данное ходатайство было отклонено ввиду отсутствия предусмотренных для этого ч.1 ст. 51 АПК РФ оснований. ООО "Роза Ветров" не указало и не обосновало, какие его права и законные интересы будут затронуты судебным актом по делу. Данное определение суда ООО "Роза Ветров" и участвующими в деле лицами не обжаловалось, вступило в законную силу.
Решением от 18.12.17 суд отказал департаменту в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что оспариваемые отказы управления в государственной регистрации прав спорный на объект и государственной регистрации осуществления кадастрового учета не противоречат положениям Федерального закона от 13.07.15 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ). В обоснование данного вывода суд первой инстанции сослался на то, что департаментом не были представлены суду: доказательства возникновения права собственности филармонии на спорный объект, являющиеся правоустанавливающими документами, до 21.07.1997; из акта готовности спорного объекта от 21.02.17г. следует, что объект возведен в отсутствие разрешительной и проектной документации; спорный объект не поставлен на кадастровый учет, в установленном законом порядке; объекту не присвоен административный адрес; земельный участок, на котором расположен спорный объект не сформирован, соответственно не введен в гражданский оборот, отсутствует государственная регистрация прав на него у заявителя, либо прежнего владельца.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент и филармония подали в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Апелляционные жалобы мотивированы незаконностью оспариваемых отказов, так как управлению и суду были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие права собственности Краснодарского края и права оперативного управления филармонии на спорный объект.
Согласно инвентарной карточке учета спорный объект находится на балансе филармонии с 1 декабря 1980 года (т.1, л.д. 174). Согласно техническому паспорту на имущество год завершения строительства - 1984 (т.1, л.д. 24-35).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Краснодарского края" в государственную собственность Краснодарского края передано юридическое лицо -Краснодарская краевая филармония г. Краснодар (т.1, л.д. 38-42). В связи с этим имущество филармонии включено в Реестр государственной собственности Краснодарского края.
Разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию спорного объекта филармонией не получались, поскольку разрешения на строительство в момент возведения объекта по закону не требовалось и объект в эксплуатацию не сдавался.
Проектная документация на строительство спорного объекта ("гараж на 5 автомашин по ул. Гаражной в г. Краснодаре") изготавливалась по заказу филармонии институтом "Краснодаргражданпроект", но утрачена филармонией и уничтожена её изготовителем по истечению установленного срока хранения по акту N 38 от 03.03.11, о чём ОАО Территориального института по жилищно-гражданскому проектированию "Краснодаргражданпроект" сообщено филармонии по её запросу исх. N 08-207 от 27.05.16 о выдачи копий проектно-сметной документации (т.1, л.д. 162) письмом от 02.06.16 г. N 808/ТС (т.1, л.д. 162).
Право оперативного управления у филармонии на спорный объект возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ) и, согласно ч.1 ст. 69 закона N 218-ФЗ признаётся юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Спорный объёкт поставлен филармонией 08.12.16 на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный и ему присвоен кадастровый номер 23:43:0202011:2863 - в подтверждение этому суду предоставлялся кадастровый паспорт (т.1, л.д. 22, 166).
Право постоянного бессрочного пользования земельным участком, на котором возведён спорный объект, возникло у филармонии и сохраняется на основании решения от 25.05.1973 года Исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся (т.1, л.д. 169-171). Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сохраняется согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Управление отзыва на апелляционные жалобы не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
В судебном заседании представители департамента и филармонии настаивали на отмене решения суда, сославшись на приведённые в апелляционный жалобах доводы, во исполнение определения суда от 26.04.18 в подтверждение довода о том, что спорный объект действительно построен в границах земельного участка, предназначенного под строительство производственного здания и гаража на долевых началах с краевой государственной филармонии, согласно решению N 224/41 от 25.05.1973, представили копию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КК 23:43:0202011), копию отчета об аналитических (инструментальных) измерениях при определении координат характерных точек границ земельного участка по адресу г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Гаражная, 79а; копию заключения кадастрового инженера от 08.05.18.
Во исполнение определения суда от 26.04.18 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент архитектуры) в письме от 16.05.18 N 29/5287 представил информацию об адресации объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0202011:2863.
Протокольным определением апелляционный суд приобщил представленные дополнительные доказательства к материалам дела (т.2, л.д. 138-170; т.3, л.д. 1-21) на основании ч.ч.1, 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку апелляционный суд является судом, повторно рассматривающим дело и доказательства представлены для обоснования приведённых в апелляционный жалобах возражений, касаются обстоятельств, входящих к предмет исследования по делу и имеющих правовое значение для его исхода, и во избежание направления дела на новое рассмотрение судом кассационной инстанции для проверки данных обстоятельств.
Также при этом апелляционный суд учитывает п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.09 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в ч.2 ст. 268 АПК РФ, может в силу ч.3 ст. 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены решения суда первой инстанции по процессуальным безусловным основаниям.
Решение по делу принято судом о правах и обязанностях участвующих в деле лиц: управления, департамента и филармонии. Права и обязанности иных лиц, в том числе, ООО "Роза Ветров" данным решением не устанавливаются, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайствовало ООО "Роза Ветров" о привлечении к участию в деле определением от 31.08.17. Данное определение суда ООО "Роза Ветров" и участвующими в деле лицами не обжаловалось, вступило в законную силу.
Апелляционные жалобы на решение суда поддаты только участвующими в деле лицами.
Рассмотрев данные жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об их обоснованности ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 11.01.17г. сотрудником филармонии по доверенностям от имени департамента от 29.12.16 б\н, 09.01.17 б\н через МКУ ИМО г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) обратился к управлению с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Краснодарского края и заявлением о государственной регистрации права оперативного управления филармонии на находящийся на балансе филармонии объект незавершенный строительством - мастерская - гараж, Литер, А, с кадастровым номером 23:43:0202011:2863, общей площадью 514,1кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Гаражная, 79а (спорный объект) (т.1, л.д. 172, 173).
Согласно описям, к заявлениям помимо доверенностей были приложены: 1) кадастровая выписка о здании, сооружении, объекте незавершённого строительства от 13.12.16 (т.1, л.д. 59); 2) инвентарная карточка учёта нефинансовых активов от 05.09.16 (т.1, л.д. 174); 3) решение Исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 25.05.1973(т.1, л.д. 169-171); 4) выписка из реестра государственной собственности от 16.08.11.
24.01.17 управлением по заявлению на основании ст.ст. 19, 21 закона N 218-ФЗ вынесено решение о приостановлении регистрации сроком на 3 месяца, заявителю предложено: представить правоустанавливающий документ от филармонии, подтверждающий основания возникновения права на спорный объект; представить нотариально удостоверенную доверенность от филармонии; в кадастровом паспорте уточнить процент готовности спорного объекта.
21.02.17 ГУП КК "Крайтехинвентарицазция" по г. Краснодару составлен Акт готовности объекта незавершённого строительства, согласно которому процент готовности спорного объекта составляет 77 % (т.1, л.д. 58).
06.04.17 по заявлению филармонии кадастровым инженером ГУП КК "Крайтехинвентарицазция" по г. Краснодару изготовлен технический план на спорный объект (т.2, л.д. 101-114).
07.04.17 департаментом через МФЦ управлению подано заявление о предоставлении дополнительных документов к заявлению от 11.01.17: 1) технический план здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от 06.04.17 (т.2, л.д. 101-114); 2) выписка из реестра государственной собственности от 16.08.11; 3) инвентарная карточка от 05.09.16; 4) решение об отводе земельного участка от 25.05.1973 N 224/41; 5) постановление Правительства Российской Федерации N 965 от 22.09.1993 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Краснодарского края"; 6) доверенность от 09.01.17 N 01/2017 (т.1, л.д. 176).
24.04.17 управление на основании ст.ст. 21, 27 закона N 218-ФЗ уведомлением N 23/001/805/2017-471, 472 отказало департаменту в государственной регистрации государственной собственности Краснодарского края и права оперативного управления филармонии на спорный объект ввиду неустранения причин приостановления государственной регистрации уведомлением от 24.01.17 (т.1, л.д. 12-14).
01.03.17 департамент через МФЦ обратился в управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений спорного объекта недвижимости в отношении сведений о процентной готовности, проектируемом назначении, сведений о ранее присвоенном государственном учетном номере, о земельном участке в пределах, которых расположен объект, уточнении адреса, уточнении местоположения в кадастровом квартале с кадастровым номером 23:43:0202011 объекта незавершенного строительства с КН 23:43:0202011:2863 (т.1, л.д. 15).
К заявлению помимо доверенности от 09.01.17 N 01/2017 были приложены (т.1, л.д. 15): 1) кадастровый паспорт здания, сооружении, объекта незавершённого строительства от 15.12.16 (т.1, л.д. 22), 2) акт готовности объекта от 21.02.17 (т.1, л.д. 58), 3) технический план здания, сооружении, объекта незавершённого строительства от 03.04.17, поэтажный план, (т.2, л.д. 101-114); 4) выписка из реестра государственной собственности от 16.08.11; 5) инвентарная карточка учёта нефинансовых активов от 05.09.16 (т.1, л.д. 174); 6) решение Исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся об отводе земельного участка N 224/14 от 25.05.1973(т.1, л.д. 169-171); 7) постановление Правительства Российской Федерации N 965 от 22.09.1993.
13.03.17 управлением по указанному заявлению на основании ст. 26 закона N 218-ФЗ вынесено решение о приостановлении регистрации N 23/17-48061 сроком на 3 месяца, в связи с необходимостью представить документ, подтверждающий присвоение (изменение) адреса объекта недвижимости (или при отсутствии такого адреса описания местоположения объекта недвижимости), который запрошен у заявителя и управлением в порядке межведомственного запроса.
15.06.17 управлением на основании ст.ст. 26, 27, 32 закона N 218-ФЗ принято решение N 23/17-127795 об отказе в регистрации учета изменений объекта недвижимости ввиду неустранения причин приостановления государственной регистрации уведомлением от 13.03.17, поскольку не поступили документы, запрошенные управлением по межведомственным запросам, подтверждающие присвоение (изменение) адреса объекта недвижимости (или при отсутствии такого адреса описания местоположения объекта недвижимости) и истёк нормативно установленный срок рассмотрения заявления (т.1, л.д. 15-17).
Не согласившись с указанными отказами управления от 24.04.17 N 23/001/805/2017-471, 472 и от 15.06.17 N 23/17-127795 департамент обжаловал их в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что заявление департамента подлежало удовлетворению по следующим основаниям.
Лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ч.1 ст. 4 АПК РФ). Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно ч.12 ст. 29 закона N 218-ФЗ, отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст. 200 АПК РФ).
В силу норм ч.1 ст. 198, ч.4 ст. 200 АПК РФ, п.6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям ч. 1 ст. 14 закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч.2 ст. 14 закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Частью 4 ст. 18 закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 10 ст. 40 закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу ч.1 ст. 21 закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5 ст. 18 закона N 218-ФЗ).
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.5 ст. 18 закона N 218-ФЗ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно п.п. 5, 9 ч.1 ст. 26 закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Статьёй 27 закона N 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 закона N 218-ФЗ.
По смыслу ст.ст. 64, 200 АПК РФ, обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Судом первой инстанции установлено, что при обращении в регистрирующий орган с заявлениями департамент был представлен необходимый пакет документов, о чем в книге учета водящих документов были сделаны записи 23/001/001/805/2017 472 и 471 от 11.01.17г.
Вместе с тем, признавая оспариваемые в деле отказы управления в государственной регистрации права собственности Краснодарского края и права оперативного управления филармония на спорный объект, а также в регистрации учета изменений данного объекта, суд первой инстанции сослался на то, что:
- департаментом суду не были представлены суду доказательства возникновения права собственности филармонии на спорный объект, являющиеся правоустанавливающими документами, до 21.07.1997;
- из акта готовности спорного объекта от 21.02.2017 г. следует, что объект возведен в отсутствие разрешительной и проектной документации.
- спорный объект не поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, объекту не присвоен административный адрес;
- земельный участок, на котором расположен спорный объект, не сформирован, соответственно не введен в гражданский оборот, отсутствует государственная регистрация прав на него у заявителя, либо прежнего владельца.
Дополнительно оценив обстоятельства дела, апелляционный суд не поддерживает приведённых выше выводов о суда первой инстанции о законности оспариваемых в деле ненормативных правовых актов управления ввиду того, что полагает, что департамент предоставил управлению и суду первой инстанции все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права собственности Краснодарского края и права оперативного управления филармония на спорный объект, и у департамента не имелось оснований для принятия 15.06.17 решения об отказе в государственном кадастровом учете изменений спорного объекта в отношении сведений о его процентной готовности, проектируемом назначении, сведений о ранее присвоенном государственном учетном номере, о земельном участке в пределах, которых расположен объект, уточнении адреса, уточнении местоположения в кадастровом квартале.
25.05.1973 г. исполнительным комитетом Краснодарского городского совета депутатов трудящихся было принято решение N 224/41 (далее - решение исполкома N 224/41) о предоставлении на праве бессрочного пользования управлению Государственного страхования по Краснодарскому краю части свободного от застройки земельного участка площадью 0,33 га., расположенного в ленинском районе города Краснодара, по нечётной стороне ул. Гаражной, между ул. Морской и Атербекова, под строительство производственного здания и гаража на долевых началах с государственной филармонией (на 5 боксов) в границах, указанных на прилагаемом плане (т.1, л.д. 169-170, 171 - план).
Доказательств того, что данное право филармонии бессрочного пользования земельным участком прекращено, не имеется.
Согласно ч. 1. ст. 39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.9. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из этого следует, что право постоянного бессрочного пользования земельным участком, возникшее у филармонии на основании указанного решения от 25.05.1973 Исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся, сохраняется и на дату рассмотрения настоящего дела.
Филармония указывает, что на основании данного решения N 224/41 исполкома на выделенной ей части земельного участка она приступила к возведению указанного данным решением здания гаража - спорного объекта, обозначенного в данном деле как: мастерская - гараж, Литер, А, с кадастровым номером 23:43:0202011:2863, общей площадью 514,1кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Гаражная, 79а.
В подтверждение возведение спорного объекта именно на земельном участке, выделенном филармонии для строительства указанным решением исполкома N 224/41, департамент ссылаются на совпадение адресных ориентиров ("нечётная сторона ул. Гаражной, между ул. Морской и Атербекова" и "улица Гаражная, 79а") и на имеющиеся в материалах дела План земельного участка из Технического паспорта, Ситуационный план участка, Топографический план из фонда данных департамента архитектуры, с указанием на них места нахождения здания, и на прилагаемый к решению исполкома N 224/41 план предоставляемого участка (т.1, л.д. 26, 35, 110, 111, 171).
В целях достоверного выявления данного вопроса, определениями от 29.03.18, 26.04.18 апелляционный суд предложил департаменту и филармонии представить дополнительные доказательства, подтверждающие, что спорный объект действительно построен в границах земельного участка, предоставленного филармонии на долевых началах решением исполкома N 224/41.
В связи с этим департамент и филармония в качестве дополнительного подтверждения своему доводу представили апелляционному суду: ортофотоплан земельного участка (т.2, л.д. 95); копию Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КК 23:43:0202011) от 30.09.11, выполненную ГУП КК "Краснодарский земельный центр" по заказу филармонии (т.2, л.д. 156-170; т.3, л.д. 1-9); копию Отчета об аналитических (инструментальных) измерениях при определении координат характерных точек границ земельного участка по адресу г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Гаражная, 79а от 29.09.11, выполненную ГУП КК "Краснодарский земельный центр" по заказу филармонии (т.2, л.д. 140-155); копию Заключения кадастрового инженера ГУП КК "Кубанский Научно-Исследовательский и Проектно-Изыскательский земельный центр" от 08.05.18 (т.3, л.д. 14-19).
Согласно данным Схемы расположения земельного участка, Отчета об аналитических (инструментальных) измерениях, Заключения кадастрового инженера, указанный в решении исполкома N 224/41 земельный участок учитывается как находящийся в кадастровом квартале 23:43:0202011.
Спорный объект имеет кадастровый номер 23:43:0202011:2863.
В Заключении кадастрового инженера указано, что в связи с тем, что решение исполкома N 224/14 с графическим материалов к нему датировано 1973 годом, градостроительная ситуация и застройка района, представленного в графическом материале значительно изменилась, провести идентификацию месторасположения относительно существующих на местности объектов застройки спорного объекта незавершенного строительства в границах отвода 1973 года затруднительно.
Однако далее кадастровый инженер указывает, что существующая на момент изготовления графического материала 1973 года сетка улиц (месторасположение и названия дорог общего пользования) остались прежними. Так, согласно графического материала, земельный участок площадью 0,33 га, длиной 120 м, шириной 27,5 м отводимый по указанному решению исполкома N 224/14, располагается по нечетной стороне ул.Гаражной, южнее примерно на 10 м относительно места, где проезд Динской, примыкает к ул.Гаражной.
При совмещении архивного картографического материала 1973 года и измерений границ спорного объекта незавершенного строительства, содержащихся в техническом плане объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 23:43:0202011:2863, выполненным кадастровым инженером Сушиной Алиной Викторовной 06.04.17, и границ земельного участка, сформированного в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КК23:43:0202011) по заказу филармонии на земельный участок для эксплуатации мастерской-гаража (литер А) по адресу г.Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Гаражная, 79 а, кадастровый инженер установил, что спорный объект незавершенного строительства и земельный участок, на котором он располагается, находятся в пределах земельного участка, предоставленного решением исполкома N 224/41 об отводе земельного участка под строительство на свободном от застройки земельном участке площадью 0,33 га, расположенном в Ленинском районе города по нечетной сторон ул. Гаражной, между ул. Морской и ул. Атарбекова.
Выводы кадастрового инженера согласуются с данными Схемы расположения земельного участка, Отчета об аналитических (инструментальных) измерениях, а также с Планом земельного участка из Технического паспорта, Ситуационным планом участка, Топографическим планом участка из фонда данных департамента архитектуры.
Оценив перечисленные выше доказательства о соотношении места нахождения спорного объекта и земельного участка, представленные апелляционному суду и имевшиеся в материалах дела при его рассмотрении судом первой инстанции, по правилам, устанволенным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что они достоверно подтверждают, что спорный объект: мастерская - гараж, Литер, А, с кадастровым номером 23:43:0202011:2863, общей площадью 514,1кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Гаражная, 79а, находится на части земельного участка площадью 0,33 га., расположенного в Ленинском районе города Краснодара, по нечётной стороне ул. Гаражной, между ул. Морской и Атербекова, который был предоставлен филармонии на праве бессрочного пользования долевых началах для строительства гаража на 5 боксов решением исполкома N 224/41.
На основании этого апелляционный суд пришёл к выводу о том, что филармония возводила спорный объект на земельном участке, который был предоставлен ей в постоянное бессрочное пользования именно для целей осуществления этого строительства.
В 1973-1974 годах для строительства спорного здания гаража институтом "Краснодаргражданпроект" по заказу филармонии на основании договора N N-80М11-3458 был выполнен проект: "Гараж на 5 автомашин по ул. Гаражной в г. Краснодаре".
Впоследствии данный проект был списан институтом "Краснодаргражданпроект" к уничтожению по истечении установленного срока хранения по акту N 38 от 03.03.11 "О выделении к уничтожению технической документации за 1973 - 1990 годы".
Филармония свой экземпляр проекта не сохранила.
Приведённые выше обстоятельства о наличии проектной документации на строительство спорного объекта установлены апелляционный судом на основании заверенных филармонией копий запроса филармонии в адрес ОАО Территориального института по жилищно-гражданскому проектированию "Краснодаргражданпроект" исх. N 08-207 от 27.05.16 о выдачи копий проектно-сметной документации (т.1, л.д. 162) и ответа укащзанной организации на данный запрос филармонии письмом от 02.06.16 г. N 808/ТС (т.1, л.д. 162).
Оценив данные доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 АПК РФ, апелляционный суд не нашёл оснований для вывода об их неотносимости к делу, или недопустимости.
Управление в установленном АПК РФ порядке возражений против достоверности этих доказательств не заявило.
В связи с этим апелляционный суд признаёт доказанным довод департамента и управления о том, что спорный объект возводился при наличии проектной документации.
Учитывая, что объект возводился с 1973-1974 годов, в тот период разрешение на его строительство не требовалось. Поскольку объект в эксплуатацию не сдавался, у филармонии объективно не может находиться акта ввода спорного объекта в эксплуатацию.
Согласно техническому паспорту спорного объекта, его строительство было остановлено в 1984 году, согласно обследованию в натуре от 25.10.84, его площадь составляла 514,1 кв.м. (т.1, л.д. 23, 24-35). На дату обращения к управлению с заявлениями о государственной регистрации права эта площадь не изменилась.
Согласно инвентарной карточке учета, спорный объект находится на балансе филармонии с 1 декабря 1980 года (т.1, л.д. 174).
08.12.16 спорный объёкт поставлен филармонией на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный, и ему присвоен кадастровый номер 23:43:0202011:2863 (т.1, л.д. 22, 166).
21.02.17 ГУП КК "Крайтехинвентарицазция" по г. Краснодару составлен Акт готовности объекта незавершённого строительства, согласно которому процент готовности спорного объекта составляет 77 % (т.1, л.д. 58).
Частью 1 ст. 69 закона N 128-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Закон N 122-ФЗ вступил в силу 31.01.1998 г.
В связи с изложенным, в силу ч.1 ст. 69 закона N 218-ФЗ, поскольку право оперативного управления у филармонии на спорный объект возникло до вступления в силу закона N 122-ФЗ оно признаётся юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в ЕГРН.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 1 ст. 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Краснодарская краевая филармония г. Краснодар передана в государственную собственность Краснодарского края на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 965 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Краснодарского края" (далее - постановление Правительства РФ N 965) (т.1, л.д. 42).
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" департамент осуществляет учет краевого имущества и ведет Реестр государственной собственности Краснодарского края.
На этом основании имущество филармонии учтено в реестре государственной собственности Краснодарского края.
Так, спорный объект незавершённого строительства, законно возведённый филармонией на предоставленном ему для этих целей постоянное бессрочное пользование земельным участке и находящийся на её балансе с 1980 года, включён в Реестр государственной собственности Краснодарского края за реестровым номером Н00001307 на основании постановления Правительства РФ N 965 (т.2, л.д. 91-92).
Основываясь на совокупности приведённых выше доказательства апелляционный суд пришёл к выводу об отсутствии у управления предусмотренных ст.ст. 40, 21, 26, 27, 32 закона N 218-ФЗ оснований для принятия оспариваемых в деле отказов в государственной регистрации права государственной собственности Краснодарского края и о государственной регистрации права оперативного управления филармонии на спорный объект и в государственном кадастровом учете изменений спорного объекта недвижимости.
Как следует из описей к заявлением департамента и дополнениям к ним, департамент представил управлению первоначально и дополнительно достаточный в силу требований ст.ст. 14, ч.10 ст. 40, ст. 21 закона N 218-ФЗ состав документов, необходимый для государственной регистрации права и государственного кадастрового учета изменений спорного объекта недвижимости: доверенности, кадастровую выписку о спорном объекте незавершённого строительства от 13.12.16, инвентарную карточку учёта нефинансовых активов от 05.09.16, решение исполкома 224/41 об отводе земельного участка, выписку из реестра государственной собственности от 16.08.11, технический план объекта незавершённого строительства от 06.04.17, поэтажный план, акт готовности объекта от 21.02.17, постановление Правительства РФ N 965.
Апелляционный суд при рассмотрении дела осуществил дополнительную проверку достоверности представленных департаментом управлению документов и пришёл к выводу о том, что они содержали достоверную информацию о наличии у Краснодарского края права государственной собственности, а у филармонии - права оперативного управления на спорный объект, а также соответствие представленных данных о характеристиках этого объекта, об учёте которых просил департамент.
Также апелляционный суд полагает, что по состоянию на 15.06.17 у управления не имелось достаточных оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации учета изменений спорного объекта по мотиву неполучения запрошенных управлением в порядке межведомственных запросов документов и истечения нормативно установленного срок рассмотрения заявления.
Рассмотрение данного заявления было приостановлено управлением в связи с необходимостью представить документ, подтверждающий присвоение (изменение) адреса объекта недвижимости (или при отсутствии такого адреса описания местоположения объекта недвижимости), который запрошен у заявителя и управлением в порядке межведомственного запроса.
С учётом изложенного управление при неполучении в срок ответа на межведомственный вопрос имело возможность принять меры по его получению и принимать итоговое решение по заявлению с учётом полученного ответа.
Учитывая, что на тот момент управление не произвело регистрации в ЕГРП права государственной собственности на спорный объект, департамент объективно не мог представить управлению истребуемой информации об адресе спорного объекта.
Однако, помимо адреса спорного объекта, в отношении которого был сделан запрос, департамент просил об учёте и иных изменений, в том числе - процента готовности спорного объекта. В подтверждение достоверности этих данных департамент представил с заявлением документ, не требующий дополнительной проверки - акт готовности объекта от 21.02.17 и технический план объекта.
Приказом департамента архитектуры и строительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 14.06.2017 N 4114 представителю департамента по доверенности отказано в присвоении адреса объекту на основании п. 27 Правил, согласно которому заявление о присвоении, изменении и аннулировании адресов вправе подать только собственник объекта, либо лицо, обладающее иным вещным правом на объект.
Также, письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар установлено, что для внесения изменений в кадастровый паспорт в части адреса объекта необходимо присвоить адрес испрашиваемому объекту, для присвоения адреса необходимо обратится со следующим пакетом документов: заявление о присвоении, копия правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на объект адресации, копия разрешения на строительства и (или) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копия кадастрового паспорта.
Поскольку на момент возведения объекта разрешения на строительство не требовалось, а право оперативного управления не зарегистрировано в установленном законом порядке, внести сведения, содержащиеся в техническом плане, в кадастровый паспорт объекта невозможно.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Основываясь на изложенном апелляционный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемые в деле отказы управления не соответствуют требованиям закона N 218-ФЗ и нарушают права и законные интересы департамента в сфере экономической деятельности по распоряжению принадлежащим ему спорным объектом незавершённого строительства, в том числе лишает его возможности выделить и оформить необходимый для эксплуатации объекта земельный участок, по уточнению его характеристик в ГКН.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Основываясь на изложенном апелляционный суд признал решение суда первой инстанции об отказе департаменту в удовлетворении заявления подлежащим отмене с принятием нового судебного акта о признании незаконными оспариваемых в деле отказов управления от 24.04.17г. N 23/001/805/2017-471, 472 и от 15.06.2017 г. N 23/17-127795 и о возложении на управление обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов управления путём осуществления государственной регистрации права собственности Краснодарского края и права оперативного управления филармонии на спорный объект.
Апелляционные жалобы удовлетворяются.
Филармонии из федерального бюджета подлежит возвращению излишне уплаченная по платежному поручению N 9597 от 15.01.18 государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб.
В соответствии со ст. 112 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по делу может быть разрешён судом первой инстанции по заявлению участвующих в деле лиц после вступления в законную силу судебного акта, которым рассмотрение спора завершается по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2017 по делу N А32-31214/2017 отменить. Апелляционные жалобы удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 24.04.2017 г. N 23/001/805/2017-471, 472 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края и права оперативного управления ГБУК Краснодарского края "Краснодарская филармония им.Г.Ф. Пономаренко" на объект незавершенный строительством - мастерская - гараж, Литер, А, с кадастровым номером 23:43:0202011:2863, общей площадью 514,1кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Гаражная, 79а;
- признать незаконным отказ в регистрации учета изменений объекта недвижимости от 15.06.2017 г. N 23/17-127795;
- обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края и права оперативного управления ГБУК Краснодарского края "Краснодарская филармония им.Г.Ф. Пономаренко" на объект незавершенный строительством - мастерская - гараж, Литер, А, с кадастровым номером 23:43:0202011:2863, общей площадью 514,1кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Гаражная, 79а.
Возвратить ГКБУК Краснодарского края "Краснодарская филармония имени Г.Ф.Пономаренко" (ИНН 2308019061, ОГРН 1022301204518, г. Краснодар, ул. Красная, 55) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, на основании платежного поручения N 9597 от 15.01.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31214/2017
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление Росреестра, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГКБУК Краснодарского края "Краснодарская филармония имени Г.Ф.Пономаренко", ГКУК КК Краснодарская филармония им.Г.Ф.Пономаренко, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар, ООО Роза ветров