г. Саратов |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А12-31304/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 21.05.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 22.05.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Волгограда и Администрации Красноармейского района Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года по делу N А12-31304/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Горбуновой Татьяны Ивановны (ОГРНИП 304346123300083, ИНН 344804818904, г. Волгоград)
к Администрации Красноармейского района Волгограда (ОГРН 1033401197290, г. Волгоград), Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград)
третьи лица: Комитет экономического развития администрации Волгограда (г. Волгоград); Прокуратура г. Волгограда (г. Волгоград); Прокуратура Красноармейского района г. Волгограда (г. Волгоград); Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград),
о признании незаконным бездействия.
при участии в судебном заседании:
от ИП Горбуновой Татьяны Ивановны - Горбунова Т.И., паспорт; Иванов И.Г., доверенность от 20.12.2017 (срок доверенности 3 года);
от Администрации Красноармейского района Волгограда - Очаковский И.М., доверенность N 5316и/26 от 02.10.2017 (срок доверенности 1 год); Лапин А.А., доверенность N 2434и/16 от 18.05.2018 (срок доверенности 1 год);
от Администрации Волгограда - Маврин В.П., доверенность N 05-нд/139 от 02.08.2016 (срок доверенности 3 года).
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Горбунова Татьяна Ивановна (далее - ИП Горбунова Т.И., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Красноармейского района Волгограда, Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную Постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, принадлежащих ИП Горбуновой Т.И. нестационарных торговых объектов:
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.11 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.213 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.10 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.9 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.55 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
В порядке восстановления нарушенного права ИП Горбунова Т.И. просила обязать Администрацию Красноармейского района Волгограда, Администрацию Волгограда включить указанные объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года заявленные требования ИП Горбуновой Т.И. удовлетворены, признано незаконным и не соответствующим Порядку разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденному приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, бездействие Администрации Красноармейского района Волгограда, Администрации Волгограда, выразившееся в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную Постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, принадлежащих ИП Горбуновой Т.И. нестационарных торговых объектов:
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.11 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.213 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.10 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.9 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.55 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию Красноармейского района Волгограда, Администрацию Волгограда в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта по делу N А12-31304/2017 совершить действия по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы принадлежащих ИП Горбуновой Т.И. нестационарных торговых объектов:
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.11 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.213 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.10 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.9 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.55 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
Администрация Красноармейского района Волгограда не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ИП Горбуновой Т.И. отказать в полном объеме.
Администрация Волгограда не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ИП Горбуновой Т.И. отказать в полном объеме.
ИП Горбунова Т.И., представила возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Комитет экономического развития администрации Волгограда, Прокуратура г. Волгограда, Прокуратура Красноармейского района г. Волгограда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18.04.2018, 19.04.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционные жалобы подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Горбуновой Т.И. принадлежат следующие нестационарные торговые объекты:
- павильон, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющий номер места 1.11 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы;
- павильон, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющий номер места 1.213 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильон, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющий номер места 1.10 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012-2016 годы;
- павильон, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющий номер места 1.9 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильон, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющий номер места 1.55 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
Указанные павильоны размещены на территории Красноармейского района г. Волгограда на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
В соответствии с постановлением Администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы" места размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) ИП Горбуновой Т.Н. номера в схеме 1.9, 1.10, 1.55 по пр-ту Героев Сталинграда, 33 и 1.11, 1.213 по ул. 40 лет ВЛКСМ, 21Г были включены в ранее действующую схему.
При формировании Администрацией Красноармейского района Волгограда схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы (далее - Схема 2017-2021 годы, Схема), указанные выше места размещения НТО были включены в проект Схемы 2017-2021 годы и направлены на согласование в структурные подразделения администрации Волгограда.
По результатам согласования и рассмотрения на межведомственной комиссии 18.01.2017-19.01.2017 (протокол N 1-2017 от 18.01.2017-19.01.2017) и 30.01.2017 (протокол N 2-2017 от 30.01.2017) места 1.11, 1.213 (в схеме 2012-2016 годы) по ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 г, не включены в схему на 2017-2021 годы по причине их размещения в охранной зоне тепловой сети 2Т045О.
Места 1.9, 1.10, 1.55 по проспекту им. Героев Сталинграда не включены в Схему по причине несоответствия п. 6.2, п. 6.3 ГОСТ Р 54608-2011 (размещения в охранной зоне ливневой канализации 700, в охранной зоне ВЛ, создает помехи для прохода пешеходов, объект не имеет удобного подъезда для разгрузки).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ИП Горбуновой Т.Н. в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о правомерности не включения спорных НТО в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017 - 2021 годы, не представлено правовое обоснование причин не включения спорных НТО в Схему со ссылками на нормы действующего законодательства.
Суд первой инстанции указал, что оспариваемое бездействие является незаконным и не соответствующим Порядку разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденному приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской обл. от 04.02.2016 N 14-ОД. Оспариваемое бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в ее осуществлении.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области (далее - Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД).
Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД устанавливает процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
Предложения могут быть поданы в течение 30 календарных дней со дня размещения информации о разработке схемы.
Предложения, поданные с нарушением требований, установленных пунктом 2.7 Порядка, уполномоченным органом при разработке проекта схемы не учитываются, о чем уполномоченный орган обязан известить заинтересованных лиц.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (п. 2.8).
Срок согласования проекта схемы составляет не более 14 календарных дней с даты поступления в каждый из органов (структурных подразделений). Согласование, отказ в согласовании проекта схемы, замечания (предложения) к проекту схемы оформляются письменно и направляются в уполномоченный орган. В случае наличия у согласующих органов (их структурных подразделений) возражений относительно мест размещения нестационарных торговых объектов они указываются в письменных замечаниях с обоснованием причин таких возражений.
В случае неполучения согласованного проекта схемы согласующим органом (структурным подразделением) в течение 3 рабочих дней с даты истечения установленного для согласования срока, проект схемы считается согласованным таким органом (структурным подразделением), что предусмотрено пунктом 2.10 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока для согласования проекта схемы, направляет его в комиссию с приложением предложений, указанных в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, и документов о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы, поступивших из согласующих органов (их структурных подразделений) (пункт 2.11 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД).
Проект схемы и документы, указанные в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, рассматриваются на заседании комиссии в течение 5 рабочих дней со дня их поступления в комиссию (пункт 2.12 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД).
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Постановлением Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия Администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения НТО на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - комитетом экономического развития администрации Волгограда, департаментом муниципального имущества администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом городского хозяйства, администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения НТО па территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
Разделом 4 данного постановления предусмотрено, что комитет экономического развития администрации Волгограда на основании решений межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения НТО на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974, решение комиссии, оформленное протоколом, является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещении НТО на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения НТО на территории Волгограда.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка схема утверждается не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока действия предыдущей схемы.
Таким образом, именно межведомственная комиссия по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974, принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка).
Пунктом 2.14 Порядка предусмотрено, что основанием для не включения места размещения НТО является несоответствие размещения нестационарного торгового объекта в таком месте требованиям нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 утверждена схема размещения НТО на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы.
При формировании указанной схемы решением межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда (протокол комиссии от 18.01.2017-19.01.2018 N 1-2017, протокол комиссии от 30.01.2017 N 2-2017) места размещения НТО предпринимателя с номерами в Схеме 2012-2016 1.9, 1.10, 1.11, 1.55, 1.213 не включены в Схему по причине несоответствие размещения НТО требованиям нормативных правовых актов.
Согласно пунктам 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608- 2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы. Кроме того, при размещении объектов мелкорозничной торговли должны быть обеспечены благоустройство и оборудование мест размещения, в том числе удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, заездные карманы.
Места размещения НТО, расположенные по адресу: ул. 40 лет ВЛКСМ, 21Г (номера 1.11, 1.213 в Схеме 2012-2016) не соответствует пунктам 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли": размещены в охранной зоне тепловой сети 2Т045О.
Удовлетворяя заявленные требования заявителя, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что органом местного самоуправления не представлены доказательства, что труба теплоснабжения ст 420 2 Т является действующей.
Вместе с тем, справка от 11.12.2017 N КТ/33419-17 ООО "Концессии теплоснабжения" об отсутствии действующих тепловых сетей, принадлежащих ООО "Концессии теплоснабжения" по ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 "Г" и о том, что труба теплоснабжения ст 420 2 Т является недействующей, не опровергает сам факт наличия тепловых сетей на указанной территории (т. 4 л.д. 137).
Согласно позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07 августа 2015 г. N 303-КГ15-8879, наличие в границах размещения нестационарного торгового объекта охранной зоны инженерных коммуникаций является основанием для отказа в заключении договора обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Места размещения НТО, расположенные по адресу: проспект им. Героев Сталинграда, 33 (номера 1.9, 1.10, 1.55 в Схеме 2012-2016) не соответствует пунктам 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли": размещены в охранной зоне ливневой канализации 0700, в охранной зоне ВЛ; создают помехи для прохода пешеходов; объекты не имеют удобного подъезда для разгрузок.
Также, удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что размещение нестационарных объектов по пр. им. Героев Сталинграда (места 1.9, 1.10, 1.55) согласовано заявителем с МКП "Волгоградгорсвет" 04.10.2017 с обязательством беспрепятственного доступа для обслуживания, ремонта и замены ВЛ 0,4 KB, в охранной зоне которой расположены НТО ИП Горбуновой Т.И. Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды согласовано размещение НТО по проспекту им. Героев Сталинграда, 33 (места 1.9, 1.10, 1.55) с учетом письма от 26.05.2017 N КДБ/03-8042, в соответствии с которым ИП Горбуновой Т.И. необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к сетям ливневой канализации; обеспечения видимости водителям и пешеходам дорожных знаков и светофорных объектов, а также других участников дорожного движения; обеспечения беспрепятственного прохода граждан к пешеходным переходам и беспрепятственного движения пешеходов по тротуарам.
Однако, судебная коллегия отмечает, что МКП "Волгоградгорсвет" не является по смыслу п. 2.4, 2.8 Порядка, утвержденного Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД, уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления на согласование проекта Схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Кроме того, места размещения НТО, расположенные по адресу: пр. Героев Сталинграда, 33 (номера 1.9, 1.10, 1.55 в Схеме 2012-2016) находятся в охранной зоне ливневой канализации 0700.
Ссылка суда первой инстанции на письмо Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда от 26.05.2017 N КДБ/03-8042, которым согласовано размещение нестационарных торговых объектов по проспекту им. Героев Сталинграда, 33 (места 1.9, 1.10, 1.55) не опровергает нарушений вышеуказанных норм действующего законодательства, а лишь указывает на необходимость ИП Горбуновой Т.И. обеспечить беспрепятственный доступ к сетям ливневой канализации; обеспечить видимость водителям и пешеходам дорожных знаков и светофорных объектов, а также других участников дорожного движения; обеспечить беспрепятственный проход граждан к пешеходным переходам и беспрепятственное движение пешеходов по тротуарам.
По смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, не включение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорных мест размещения нестационарных торговых объектов не является произвольным, обосновано несоответствием указанных мест размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, о том, что Администрацией Волгограда и Администрацией Красноармейского района Волгограда соблюден порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, предусмотренный приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14 - ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области".
Кроме того, следует принять во внимание и то, что Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, по правовой природе Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, является нормативным правовым актом. Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2016 N 117-АПГ15-8, а также изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 60-КГ15-2.
В связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае требования предпринимателя о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы, утвержденную Постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, принадлежащих ИП Горбуновой Т.И. нестационарных торговых объектов, являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность данного спора.
Как следует из материалов дела, заявителем фактически оспаривается решение межведомственной комиссии, которым не согласовано включение в схему размещения НТО на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, торговых мест, принадлежащих ИП Горбуновой Т.И.
При этом, в заявлении, направленном в суд, заявитель указывает на способ восстановления нарушенного права и просит обязать Администрацию Красноармейского района Волгограда, Администрацию Волгограда включить указанные объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы.
В резолютивной части решения суда первой инстанции указано на обязание Администрации Красноармейского района Волгограда, Администрации Волгограда в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта по делу N А12-31304/2017 совершить действия по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы принадлежащих ИП Горбуновой Т.И. нестационарных торговых объектов:
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.11 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 21 Г, имеющего номер места 1.213 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.10 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.9 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы;
- павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т им. Героев Сталинграда, 33, имеющего номер места 1.55 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы.
В связи с чем, способом восстановления нарушенного права является обязание уполномоченных органов Волгограда внести изменения в действующий нормативный правовой акт.
Однако, в настоящее время категория дел об оспаривании нормативных правовых актов подведомственна судам общей юрисдикции в силу положений пункта 1 части 2 статьи 1 и статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, в установленном порядке заявителем не оспорена. Исходя из изложенного, требования заявителя являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание в резолютивной части судебного акта на определенный способ восстановления нарушенного права (в случае удовлетворения требований заявителя) направлено на достижение целей и задач арбитражного судопроизводства, то есть, прежде всего, на защиту пострадавшего лица.
Выбранный заявителем в данном случае способ судебной защиты не приводит к восстановлению нарушенного права, поскольку Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, является нормативным правовым актом и в установленном порядке заявителем не оспорена.
Таким образом, все доводы предпринимателя фактически сводятся к оспариванию Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, в части не включения в нее спорных мест.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что ИП Горбуновой Т.И. пропущен срок на обращение в суд с настоящим заявлением.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как следует из материалов дела Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы утверждена Постановлением администрации Волгограда N 132 от 01.02.2017.
Указанное постановление официально опубликовано 02.02.2017.
С заявлением ИП Горбунова Т.И. обратилась в суд 23.08.2017, т.е. с пропуском трехмесячного срока, установленного законом на обжалование.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному направлению соответствующего заявления в арбитражный суд, заявителем не представлено.
Пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований индивидуального предпринимателя, в связи с этим решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года по делу N А12-31304/2017 отменить.
Принять по делу N А12-31304/2017 новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Горбуновой Татьяной Ивановной требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31304/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2018 г. N Ф06-36935/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Горбунова Татьяна Ивановна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Администрация Красноармейского района Волгограда, Комитет экономического развития администрации Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36935/18
22.05.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3948/18
26.02.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-31304/17
12.12.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13262/17