г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А56-29811/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Васильев В.В. - доверенность от 28.04.2017;
от ответчика (должника): Сафронова О.А. - доверенность от 05.12.2017, Сучкова Н.А. - доверенность от 10.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8206/2018) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2018 по делу N А56-29811/2017 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению ООО "Глобал Кей"
к Пулковской таможне
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобал Кей" (далее - Общество, ООО "Глобал Кей") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пулковской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 20.04.2017 по делу об административном правонарушении N 10221000-452/2017, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 26.02.2018 заявление удовлетворено, оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением суда, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 26.02.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает ошибочными выводы суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.05.2016 Общество в рамках внешнеэкономического контракта от 30.09.2015 N 1-2809, заключенного с компанией "Digi-Key Carporation" (США), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары - "резисторы, конденсаторы и транзисторы" и подало декларацию на товары N 10221010/040516/0016143.
В ходе таможенного контроля таможенным органом установлено, что в графе 33 "Код товара" во втором подразделе декларантом указан буквенный код "С" (свободно от применения запретов и ограничений).
Таможенный орган пришел к выводу о том, что по своему описанию и характеристикам товары, ввезенные по ДТ N 10221010/040516/0016143, подпадают под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза 16.08.2011 N 768 (действовавшего в период ввоза товаров, далее - ТР ТС 004/2011), в связи с чем подача таможенной декларации на данные товары должна сопровождаться представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждений) соответствия.
11.10.2016 таможенный орган направил в адрес Общества требование о представлении документов и сведений, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров по спорным ДТ, а именно соответствие товаров требованиям ТР ТС 004/2011.
ООО "Глобал Кей" письмом от 17.11.2016 N 1/11/17-2016 представило в таможенный орган запрошенные документы частично и сообщило об отсутствии у Общества обязанности представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при ввозе спорных товаров, поскольку, как следует из письма Федеральной таможенной службы от 17.05.2016 N 14-86/23587, продукция с кодами 8532, 8533, 8541 (кроме 8541 40 100 0), 8542 ТН ВЭД не включена в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91.
Придя к выводу о несоблюдении ООО "Глобал Кей" установленных запретов и ограничений при ввозе товаров, 06.03.2017 Таможня в отношении Общества составила протокол об административном правонарушении N 10221000-0452/2017.
Постановлением от 20.04.2017 по делу об административном правонарушении N 10221000-452/2017 Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным Таможней постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, сделал вывод об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и мотивированного отзыва, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включений меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товаров, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 ТК ТС).
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение N 294).
В подпункте "в" пункта 2 Положения N 294 установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, и включенной в перечни продукции, в том числе в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91 (далее - Перечень N 91).
Вместе с тем, в Перечень N 91 товары с кодами 8533 10 000 0, 8532 24 000 0, 8541 29 000 0 ТН ВЭД не включены.
Таможенный орган посчитал, что спорный товар по своим характеристикам и описанию относится к низковольтному оборудованию, подпадает под действие ТР ТС 004/2011, а, следовательно, в силу требований ТР ТС 004/2011 выпуск данного товара в обращение возможен только при условии подтверждения его соответствия требованиям безопасности названного технического регламента Таможенного союза.
При оценке доводов Таможни суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ТР ТС 004/2011.
В соответствии со статьей 1 ТР ТС 004/2011 настоящий технический регламент распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
Как следует из пункта 1 статьи 3 ТР ТС 004/2011, низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, праву Евразийского экономического союза, действие которых на него распространяется.
Согласно пункту 2 статьи 7 ТР ТС 004/2011 низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к настоящему техническому регламенту Таможенного союза, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации, а не включенное в форме декларирования.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, для целей установления обязанности декларанта подтвердить соответствие товара требованиям ТР ТС 004/2011 необходимо установить, что ввезенный товар является низковольтным оборудованием.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на территорию Российской Федерации товары, представляющие собой резисторы, конденсаторы и транзисторы. Таможенный орган пришел к выводу о том, что по своему описанию и характеристикам данные товары подпадают под действие технического регламента ТР ТС 004/2011.
Суд первой инстанции, признавая незаконными постановления таможенного органа, установил, что ввезенные Обществом резисторы, конденсаторы и транзисторы не являются низковольтным оборудованием.
При этом суд обоснованно принял во внимание экспертное заключение Торгово-промышленной палаты N 0.02-11-01361 от 11.04.2017 и письменную консультацию АО "ВНИИС" от 11.04.2016 N 002-11-01361, от 20.03.2017 N 22, от 24.05.2017, согласно которым резисторы, конденсаторы, транзисторы являются компонентами электротехнического оборудования. Специалисты разъяснили, что оборудование - это совокупность механизмов, машин, устройств и приборов, необходимых для выполнения определенных, конкретных задач. Термин "оборудование" нельзя применить в отношении резисторов, конденсаторов, транзисторов, т.к. они являются элементами и компонентами оборудования.
Апелляционный суд отклоняет довод Пулковской таможни о том, что консультация ОАО "ВНИИС и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты не может подтверждать отсутствие необходимости представления декларации о соответствии.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ВНИИС" выдан Аттестат аккредитации от 28.07.2015 N RA.RU.11АЯ12, ОАО "ВНИИС" включено в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в связи с чем ОАО "ВНИИС" является компетентным органом по аккредитации товаров на соответствие TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования". Недействительность данного аттестата таможенным органом не доказана.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что таможенный орган вопреки требованиям части 4 статьи 210 АПК РФ в рассматриваемом случае не доказал наличие у Общества нормативно установленной обязанности представить при таможенном оформлении товара "резисторы, конденсаторы, транзисторы" декларации о соответствии названных изделий требованиям TP ТС N 004/2011.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ материалами дела не подтверждено, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил требования Общества и признал оспариваемое постановление Пулковской таможни незаконными.
Нарушения норм материального и процессуального права в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2018 года по делу N А56-29811/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.