г. Владивосток |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А51-25232/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального комитета Жариковского сельского поселения,
апелляционное производство N 05АП-2744/2018
на решение от 07.03.2018
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-25232/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пограничному району Приморского края (ИНН 2525011736, ОГРН 1022501180602)
к Муниципальному комитету Жариковского сельского поселения (ИНН 2525012673, ОГРН 1062511000903)
о взыскании штрафа в размере 500,00 руб., за несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования,
при участии:
от ГУ - ОПФ РФ по Пограничному району Приморского края - Кашаева А.С., доверенность от 09.01.2018 сроком по 31.12.2018, паспорт;
от Муниципального комитета Жариковского сельского поселения - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пограничному району Приморского края (далее - Пенсионный фонд, заявитель, страховщик) обратилось в суд с заявлением о взыскании с Муниципального комитета Жариковского сельского поселения (далее - страхователь, комитет) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за апрель 2017 года в размере 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.03.2018 заявление Пенсионного фонда удовлетворено в полном объеме. Суд взыскал с Муниципального комитета Жариковского сельского поселения финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования за апрель 2017 года в размере 500 рублей.
Не согласившись решением от 07.03.2018, комитет обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ссылается на то, что глава Жариковского сельского поселения Антонюк Л.Г. не является застрахованным лицом и в отношении неё комитет не должен предоставлять сведения в Пенсионный фонд. Полагает, что оплата труда Администрацией Жариковского сельского поселения не свидетельствует о наличии трудовых отношений между Антонюк Л.Г. и Муниципальным комитетом Жариковского сельского поселения. С момента государственной регистрации комитет финансово-хозяйственную деятельность не ведет, трудовые договоры не заключает. Ссылаясь на письмо Минтруда от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587 податель жалобы указывает, что работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору. Вместе с тем, Антонюк Л.Г. в трудовых отношениях с комитетом не состоит. Она состоит в трудовых отношениях с Администрацией Жариковского сельского поселения.
Представитель Пенсионного фонда возразил по доводам жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, который суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщил к материалам дела.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
16.05.2016 страхователем были представлены в Пенсионный фонд сведения об 1 застрахованном лице (Антонюк Л.Г.) по форме СЗВ-М, тип формы (код) "исхд" за апрель 2017 года, срок представления которой истек 15.05.2017.
По результатам проведенной Пенсионным фондом проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица, выразившееся в нарушении срока представления формы СЗВ-М за апрель 2017 года. Указанное нарушение нашло отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.05.2017 N 035S18170009879.
По результатам рассмотрения акта и других материалов проверки Пенсионным фондом принято решение от 23.06.2017 N 035S19170008327 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому страхователь привлечен к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений в виде штрафа в сумме 500 руб.
На основании указанного решения Пенсионным фондом в адрес учреждения направлено требование от 12.07.2017 N 035S01170143607 об уплате финансовых санкций в срок до 01.08.2017.
В связи с тем, что в установленный срок комитет не исполнил требования заявителя и не уплатил штраф, страховщик обратился в арбитражный суд в порядке главы 29.1 АПК РФ с заявлением о выдаче судебного приказа.
Впоследствии после отмены судебного приказа Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
В то же время в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
Письмом от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581 Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом позиции Минтруда России в Письме от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587 разъясняет, что у организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует. Таким образом, представлять "нулевую" форму СЗВ-М при отсутствии застрахованных лиц не требуется.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон работодателем главы Жариковского сельского поселения Антонюк Л.Г. является Администрация Жариковского сельского поселения, за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица (Антонюк Л.Г.) работодателем Администрацией Жариковского сельского поселения, составила 907648,92 руб., сумма начислений страховых взносов на страховую пенсию составила 140159,99 руб.
Из указанного следует, что Л.Г. Антонюк состоит в трудовых отношениях с Администрацией Жариковского сельского поселения. Коллегия находит ошибочным вывод суда о том, что Антонюк Л.Г. фактически состоит в трудовых отношениях с комитетом, поскольку материалами дела данный вывод не подтвержден. Также как и не подтверждено, что комитет производил какие-либо выплаты в адрес Антонюк Л.Г.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обязанности у комитета по представлению в Пенсионный фонд отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме СЗВ-М в отношении главы Жариковского сельского поселения Антонюк Л.Г.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, Пенсионный фонд неправомерно привлек комитет к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, так как отсутствует состава правонарушения и соответственно отсутствуют основания для взыскания указанного штрафа в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба комитета подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции - отмене как принятое с ошибочным применением норм материального права.
Принимая во внимание, что Муниципальный комитет Жариковского сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов судебной коллегией не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.03.2018 по делу N А51-25232/2017 отменить.
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пограничному району Приморского края отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.