г. Пермь |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А60-65129/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 февраля 2018 года по делу N А60-65129/2017,
вынесенное судьей М.В. Ковалевой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (ИНН 6603022171, ОГРН 1096603000010)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела контроля по Южному управленческому округу Департамента государственного жилищного
и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 02.10.2017 N 29-20-04-2018 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Жилсервис".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение о признании оспариваемого предписания законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы о доказанности нарушения заявителем ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ при начислении платы за водоотведение при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах без наличия их конструктивных особенностей; считает, что трубы канализации с ревизиями и прочистками, предназначенные для обслуживания помещений многоквартирного дома, площадь которых используется при определении норматива потребления указанных коммунальных услуг, не являются теми конструктивными особенностями, которые предусматривают возможность водоотведения при содержании общего имущества многоквартирного дома; иными конструктивными особенностями, позволяющими использовать систему водоотведения при выполнении минимального перечня, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, многоквартирные дома не оборудованы.
Заявитель по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 26.09.2017 N 5153/29-20-02-218 в период с 27.09.2017 по 02.10.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Жилсервис".
Проверка проведена на предмет соблюдения обязательных лицензионных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1100, в части соблюдения обязательных
требований к определению размера платы и внесению платы за жилищно-коммунальные услуги.
Проверка проведена с целью рассмотрения обращения от 25.09.2017 N 29-01-10-24915/1, которое содержит информацию о незаконном предъявлении платы за отведение сточных вод за период с июня 2017 по август 2017 г.
В результате проверки установлено нарушение требований ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, заключающееся в предъявлении платы за отведение сточных вод для целей содержания общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Асбест, ул. Войкова, д. 70 и ул. Уральская, д. 85 в платежном документе за август 2017 года, без наличия конструктивных особенностей многоквартирных домов, которые предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.
По итогам проверки составлен акт от 02.10.2017 N 29-20-03-218 и вынесено предписание от 02.10.2017 N 29-24-04-218, которым обществу предписывалось в срок до 01.12.2017 исключить предъявление платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Асбест, ул. Войкова, д. 70; г. Асбест, ул. Уральская, д.85 за август 2017 года, путем перерасчета в текущем расчетном периоде. В дальнейшем определять размер платы за содержание жилого помещения, включающего в себя плату за отведение сточных вод, потребляемое в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая оспариваемое предписание недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирные дома имеют конструктивные особенности, позволяющие оказывать управляющей организации услугу водоотведение, соответственно, требование Департамента об исключении из предъявления платы услугу за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, является незаконным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
С учетом положений ч. 1, ч. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1, подп. 5 п. 9, подп. 13 п. 11 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, проверка на предмет соблюдения обязательных лицензионных требований в отношении ООО "Жилсервис" проведена компетентным контролирующим органом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая оспариваемое предписание недействительным, исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2
части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической
энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном
доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях
содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов,
используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-
строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном
доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или
используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в
многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого предписания послужили выводы департамента о нарушении заявителем ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ, заключающемся в предъявлении платы за отведение сточных вод для целей содержания общего имущества многоквартирных домов по адресам: г. Асбест, ул. Войкова, д. 70 и ул. Уральская, д. 85 в платежном документе за август 2017 года, в отсутствие конструктивных особенностей многоквартирных домов, которые предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества многоквартирных домов.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, заявителем в опровержение указанных выводов департамента в материалы дела представлен технический паспорт на жилой дом N 70 по ул. Войкова, из которого следует, что дом 1961 года постройки, имеет в своем составе центральную канализацию. В отношении дома N 85 по ул. Уральская представлены справка СОГУП "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области от 05.05.2017 из которой следует, что дом 1956 года постройки. Описание конструктивных элементов содержат указание на наличие центральной канализации. Кроме того, из договора N 664 от 01.07.2009, заключенного между заявителем и ЗАО "Водоканал" на холодное водоснабжение и водоотведение следует, что предметом договора является предоставление ресурсоснабжающей организации управляющей организации согласованных объемов услуг по подаче холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно приложенному к указанному договору акту разграничения эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям от 01.07.2009 по дому, расположенному по уд. Войкова, 70, следует, что
ООО "Жилсервис" несет ответственность за техническое состояние и эксплуатацию внутридомовых эксплуатационных сетей от места присоединения к наружной канализационной сети - внешние стены многоквартирного дома.
Также заявитель представил акт разграничения эксплуатационной ответственности многоквартирного дома N 85, расположенного по ул. Уральской, подписанный между ООО "Жилсервис" и ЗАО "Водоканал", согласно, которому границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства является внешняя граница многоквартирного дома.
Из договора управления многоквартирным домом N 238 от 08.08.2016, заключенного между ООО "Жилсервис" и собственниками многоквартирного
дома N 85 по ул. Уральская, следует, что в состав имущества дома входит внутридомовые коммуникации и оборудования для предоставления, в том числе такой услуги как водоотведеие (сброс в городскую сеть) - Приложение N 1 к договору.
В материалы дела представлены счета-фактуры, выставленные ЗАО "Водоканал" за период с августа 2017 по декабрь 2017, из которых следует, что
управляющей организации ООО "Жилсервис" были оказаны услуги многоквартирным домам, в том числе по водоотведению.
Кроме того, заявителем представлена типовая проектная документация жилых домов, построенных в 1959-1960 г.г, из которой следуют, что дома оснащены центральной канализацией.
С учетом установленных обстоятельств, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права в совокупности с нормами частей 2, 9, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и положениями ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные многоквартирные дома имеют конструктивные особенности, предусматривающие возможность потребления такого вида коммунальной услуги как водоотведение, в связи с чем правомерно признал доказанным факт оказания заявителем услуги водоотведения указанным многоквартирным домам.
При этом суд обоснованно отметил, что факт не выявления департаментом конструктивных особенностей при осмотре многоквартирных домов в ходе проверки не опровергает информацию о наличии конструктивных особенностях многоквартирных домов, подтвержденную представленными заявителем документами.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о неправомерности требования департамента об исключении из предъявления платы услуги за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
С учетом изложенного вывод суда о незаконности оспариваемого предписания апелляционный суд считает правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанным на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2018 года по делу N А60-65129/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.