г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А21-7405/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бургановой А.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): 1) Белик Д.Ф. - доверенность от 22.03.2018;
2) Козлов А.И. - доверенность от 19.01.2018
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6800/2018) ООО "Юнион Тобакко Фэктори" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2018 по делу N А21- 7405/2017 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ООО "Юнион Тобакко Фэктори"
к 1) УФНС по Калининградской области, 2) МИФНС N 10 по Калининградской области
3-е лицо: ОСП по ОИП УФССП по Калининградской области
о признании действий и бездействия незаконными, о признании решения недействительным, об обязании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юнион Тобакко Фэктори", место нахождения: 238420, Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Железнодорожная, д. 10, ОГРН 1023900781024) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление, УФНС) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция) о:
- признании незаконными действий Инспекции в части не проведения корректировки фактической недоимки (задолженности) общества;
- признании незаконным бездействия Инспекции в части передачи недостоверной информации о размере недоимки в Управление Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области;
- признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в непринятии мер по освобождению из-под ареста имущества общества на сумму превышения размера фактически сформировавшейся недоимки по платежам в бюджет Российской Федерации (акцизы);
- признании недействительным решения Управления от 19.07.2017 N 06- 11/16120, принятого по итогам рассмотрения жалобы общества от 31.05.2017;
- об обязании Инспекции и Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Определением суда от 30.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области (далее - ОСП, третье лицо).
Решением суда от 17.01.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в их отсутствии.
Представители Инспекции и Управления доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонили и просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.04.2017 Инспекцией вынесено постановление N 81 о наложении ареста на имущество Общества, согласно которому недоимка, задолженность по пеням и штрафам Общества в бюджетную систему по состоянию на 26.04.2017 составляет 397 555 431,41 руб., и в обеспечение взыскания этой суммы Инспекцией в соответствии с положениями 31, 77 НК РФ на имущество заявителя наложен арест.
27.04.2017 Инспекцией составлен протокол N 1/17 об аресте имущества налогоплательщика на общую сумму 397 555 486 руб.
Указанное выше постановление от 26.04.2017 N 81 было обжаловано Обществом в порядке статьи 138 НК РФ в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС по Калининградской области от 19.07.2017 N 06-11/16120 жалоба заявителя была отклонена.
Считая действия (бездействие) Инспекции незаконными, а решение Управления недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Одним из способов обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней, штрафов является предусмотренный пунктом 1 статьи 77 НК РФ арест имущества, которым признается действие налогового органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Как указано в абзаце втором пункта 1 статьи 77 НК РФ, арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Судом, на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что спорная задолженность, в отношении которой налоговым органом проводится процедура принудительного взыскания, сложилась в связи с подачей налогоплательщиком налоговой декларации по акцизам на табачные изделия за декабрь 2016 года с исчисленной суммой к уплате в размере 599 923 119 руб. (срок уплаты - 25.01.2017), а также в связи с подачей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года с исчисленной суммой налога к уплате в размере 46 811 481,10 руб. (срок уплаты - 25.01.2017).
На дату формирования требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа процентов N 505297 - 30.01.2017, заявленный к уплате налог (акциз), а также НДС заявителем в бюджет не уплачены.
В рамках исполнения функций, возложенных на налоговые органы, которые обязаны применить весь спектр мер принудительного взыскания, определенный Кодексом, а также учитывая сумму задолженности, превышающую 600 миллионов рублей и являющуюся значительной как для бюджета Российской Федерации, так и для бюджета Калининградской области, инспекцией принято решение об использовании права, предусмотренного нормами статьи 77 НК РФ - арест имущества, а именно, с санкции прокурора Гурьевского района Калининградской области вынесено постановление от 26.04.2017 N 81.
В соответствии с протоколом от 27.04.2017 N 1/17 Инспекцией на основании постановления N 81 произведен арест готовой продукции - табачных изделий (сигарет) на общую сумму 397 555 431,41 руб.
С момента формирования требования N 505287 и до момента формирования решения о взыскании недоимки за счет имущества N 85870 от 20.02.2017 года, а также постановления об аресте имущества от 26.04.2017 на сумму 397 555 431,41 руб., Обществом было произведено погашение задолженности по НДС по виду платежа - налог в следующих суммах: 21.02.2017 - 24 570,39 руб.; 22.02.2017 - 1 000 000 руб.; 27.02.2017 - 1 000 000 руб.; 28.02.2017 - 28 000 000 руб.; 01.03.2017 года - 11 327 000 руб.; 02.03.201 - 1 600 116,35 руб.; - 02.03.2017 - 2 000 000 руб.; 03.03.2017 - 1 857 688,26 руб., а также, на основании инкассового поручения, выставленного из Филиала "Европейский" ПАО "Банк "Санкт-Петербург" в Филиал "Санкт-Петербургский" АО "Альфа-Банк" N 116556 от 02.03.2017 года, произведено списание по виду платежа - пени по НДС в размере 640 93,81 руб., которые также вошли в суммы, указанные в требовании N 505297 от 30.012017 года.
Таким образом, задолженность по НДС по виду платежа "налог" в размере 46 809 375 руб., по виду платежа "пеня" в размере 64 093,81 руб., числящиеся за Обществом на момент формирования требования N 505297, на дату проведения Инспекцией ареста имущества налогоплательщика по постановлению от 26.04.2017 года N 81, полностью погашена, в связи с чем, в постановлении от 26.04.2017 N 81, и с учетом погашенных сумм НДС, должна содержаться сумма задолженности в размере, не превышающем 386 055 431,41 руб.
В постановлении об аресте указана сумма 397 555 431,41 руб., что на 11 500 000 руб. больше.
19.05.2017 Инспекцией вынесено постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 43802 на общую сумму 351 055 431,41 руб., которая непосредственно и была отражена в карточке расчетов с бюджетом по состоянию на 19.05.2017 года.
При этом, следующие платежи Общества были отражены в карточке расчетов с бюджетом только после вынесения постановления от 19.05.2017 N 43802 (с учетом сроков прохождения денежных средств через УФК: 17.05.2017 - 2 501 972,31 руб.; 18.05.2017 - 3 178 190,83 руб.; 19.05.2017 - 12 477 027,09 руб.).
Указанные платежи поступили в инспекцию соответственно 20, 23 и 24 мая 2017 года.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации установлены Приказом Минфина России от 18.12.2013 года N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным Казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
В соответствии с письмами ФНС России от 02.05.2012 N ЗН-4-1/7304@ и Федерального Казначейства от 16.04.2012 N 42-7.4-55/13 "О сроках представления органами Федерального Казначейства информации о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации", информация о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации представляется в налоговый орган не позднее двух рабочих дней со дня совершения операций на лицевом счете администратора доходов бюджета.
Порядок работы налоговых органов с документами, поступившими из органов Федерального Казначейства, установлен приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом местного уровня" (далее - Требования).
Управление получает информацию из органов Федерального Казначейства и направляет ее в нижестоящий налоговый орган, который, в свою очередь, отражает информацию о платежах, поступивших от налогоплательщика в карточке "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика (раздел 3.4 Приказа ФНС России от 18.01.2012 года N ЯК-7-1/9@).
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, факт уплаты налога не может быть отражен в информационном ресурсе налоговых органов в день списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, что обусловлено действующим порядком прохождения платежных документов и зачисления поступивших налогов в соответствующие бюджеты.
В соответствии с действующим порядком налоги зачисляются на единый счет, открытый Управлением Федерального Казначейства.
В течение рабочего дня Управление Федерального Казначейства распределяет полученные денежные средства по уровням бюджетной системы, и не позднее следующего рабочего дня перечисляет их по назначению, направляя в региональное Управление ФНС России банковские документы для отражения факта уплаты налогов в учете налоговых органов.
В свою очередь Управление ФНС России распределяет полученные электронные банковские документы по налоговым инспекциям, которые посредством технологического процесса вводят информацию об уплате в информационную систему налогового органа.
Следовательно, минимальный срок отражения уплаченных налогов в учете налоговых органов составляет 4 рабочих дня.
Исходя из приведенного выше, на дату вынесения постановления N 43802 налоговый орган правомерно указал сумму задолженности заявителя, отраженную в постановлении от 19.05.2017 года N 43802.
Порядок проведения исполнительных действий, установленных для процедуры принудительного взыскания задолженности, определен Соглашением ФССП России от 04.04.2014 года N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 года N ММВ-23- 8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов".
Постановление N 43802 направлено в службу судебных приставов 19.05.2017, исполнительное производство возбуждено ОСП 25.05.2017.
После получения налоговым органом сведений о возбуждении исполнительного производства службой судебных приставов, инспекцией 25.05.2017 в адрес взыскателей направлены сведения и материалы, касающиеся ареста имущества, принадлежащего Обществу.
Судебным приставом в рамках исполнительного производства N 5449/17/39023-ИП 26.05.2017 составлен Акт о наложении ареста (описи имущества), который поступил в Инспекцию 19.06.2017 посредством электронного взаимодействия с ОСП - на электронный адрес инспекции в рамках проведения сверки отдельных показателей статистической отчетности по постановлениям о взыскании налоговых платежей, вынесенных в соответствии со статьей 47 НК РФ.
19.06.2017, то есть после получения из ОСП сведений о составлении акта о наложении ареста, Инспекцией вынесено постановление об отмене ареста имущества налогоплательщика, которое было направлено в ОСП письмом от 21.06.2017.
Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства - 25.05.2017 процедура взыскания задолженности производится службой судебных приставов, в связи с чем, на налоговый орган, начиная с указанного времени, возложена обязанность по информированию взыскателя (ОСП) о фактической задолженности, сложившейся у Общества.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Инспекция, начиная с 19.06.2017, информировала взыскателя о фактической сумме задолженности (информационные письма от 19.06.2017, 23.06.2017).
Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" все предпринимаемые действия по принудительному взысканию с Общества задолженности возложены именно на службу судебных приставов, то суд обоснованно указал, что, начиная с даты возбуждения в отношении Общества исполнительного производства у налогового органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения соответствующих споров с налогоплательщиком по существу.
Также судом установлено, что в отношении заявителя вынесено постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества должника N 39170047797 от 04.07.2017 на сумму 111 726 062.94 руб., из которой задолженность по НДС по виду платежа "налог" 46 811 481 руб. по сроку уплаты 2702.2017; 46 811 483 руб. по сроку уплаты - 27.03.2017; 10 060 150 руб. по сроку уплаты - 25.04.2017; по виду платежа "пеня" в размере 1 945 531,98 руб.
Судом установлено, что у Общества действительно имелась фактическая задолженность по уплате налогов и сборов, значительно превышающая в общей сумме ту, которая указана в постановлении от 26.04.2017 N 81 о наложении ареста на имущество налогоплательщика.
На дату вынесения решения Управлением по жалобе Общества, указанное постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика от 26.04.2017 N 81 было отменено Инспекцией на основании постановления об отмене ареста на имущество налогоплательщика от 19.06.2017 N 34.
Также судом установлено, что на заявления Общества от 05.05.2017, 15.05.2017 Инспекцией информационным письмом от 23.05.2017 была направлена информация о том, что арест в отношении имущества, описанного в протоколе об аресте имущества налогоплательщика от 27.04.2017, снимается в части сигарет "Sensation Easy Line" (в количестве 569 791 штук) на сумму 49 002 026 руб.
Из представленных Инспекцией сведений, судом установлено, что по состоянию на 09.10.2017 у заявителя имеется задолженность перед бюджетом в общей сумме 107 602 213,17 руб.
Таким образом, учитывая наличие у Общества задолженности по уплате налогов, в том числе, как неуплаченных в рамках исполнительного производства, так и текущей задолженности, а также, то обстоятельство, что с 25.05.2017 процедура взыскания задолженности производится службой судебных приставов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания действий (бездействия) Инспекции незаконными, а решение Управления - недействительным.
При рассмотрении спора доказательства, представленные в материалы дела, исследованы судом первой инстанции по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса.
Все доводы Общества были предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность вывода суда первой инстанции.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2018 по делу N А21-7405/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.