г. Челябинск |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А07-1072/2018 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А., рассмотрел без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вайдер Груп" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2018 по делу N А07-1072/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Валеев К.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Вайдер Груп" (далее - заявитель, ООО "Вайдер Груп", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.12.2017 N 04-17/195/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания виде штрафа в размере 50000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 15.03.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Вайдер Груп", не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. В частности апеллянт указывает на то, что административным органом допущено существенное процессуальное нарушение, поскольку определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении поступило в почтовое отделение по месту нахождения общества лишь спустя 6 дней после рассмотрения самого дела, что в свою очередь лишило заявителя возможности представить информацию и доказательства, а также дать объяснения относительно причин допущенных правонарушений. Также указывает на то, что обществу не были разъяснены права, предусмотренные статьями 25.1 КоАП РФ и 51 Конституции Российской Федерации. Кроме того, Управлением не учтено, что данное правонарушение совершено впервые и не повлекло каких-либо негативных последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Управление представило в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на законность решения суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, ООО "Вайдер Груп" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1120280030826 (т.1 л.д.91), и осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Прокуратурой Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан на основании пункта 1.2 приказа Генпрокуратуры РФ от 08.02.2017 N 87 проведена документальная проверка в отношении общества "Вайдер Груп" по соблюдению законодательства о противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По результатам проверки установлено, что обществом осуществляется деятельность с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), о чем 24.10.2017 старшим помощником прокурора составлен соответствующий акт (приложение л.д.31).
24.10.2017 от генерального директора ООО"Вайдер Груп" получены объяснения, согласно которым нарушения были признаны (приложение л.д.27).
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "ВайдерГруп" по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ возбуждено 25.10.2017 исполняющим обязанности прокурора Кировского района г. Уфы.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении подписано лично законным представителем привлекаемого лица - генеральным директором Зайдуллиной Е.Р. Копия постановления вручена законному представителю ООО "Вайдер Груп" генеральному директору Зайдуллиной Е.Р. 25.10.2017 (приложение л.д.3-6).
25.10.2017 материалы административного дела переданы для рассмотрения по подведомственности в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (приложение л.д.1).
Определением от 14.11.2017 Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу истребовала у общества сведения и документы для разрешения дела об административном правонарушении, которое получено обществом 21.11.2017 (приложение л.д.71-72, 76).
Определением от 21.11.2017 срок для предоставления документов Управлением продлен на один месяц. Определение получено адресатом 05.12.2017 (приложение л.д.73, 185).
Определением от 18.12.2017 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 21.12.2017.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.12.2017 направлено в адрес общества и его генерального директора путем почтового отправления и получено последними 10.01.2018 (приложение л.д.228, 229).
Кроме того, о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении общество, и его генеральный директор были извещены путем направления телеграмм от 18.12.2017 (т.1 л.д.33а, 33б, т.2 л.д.62, 64).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 21.12.2017 N 04-17/195/1 о привлечении общества "Вайдер Груп" к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, с признанием виновным в совершении административного правонарушения и назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей (т.1 л.д.9-18).
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обжаловало его в арбитражном суде.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях ООО "Вайдер Груп" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, процессуальных нарушений административным органом не допущено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи влечет административную ответственность по части 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.
Статьей 1 Закона N 115-ФЗ установлено, что данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Под операциями с денежными средствами или иным имуществом, согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ, понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ является организация и осуществление внутреннего контроля.
Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
Субъектами правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Закона N 115-ФЗ, и должностные лица этих организаций.
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ, к данным организациям, в частности, относятся в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно пункту 9 статьи 7 Закона 115 ФЗ, контроль за исполнением физическими и юридическими лицами этого Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка на учет регламентируется постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" (далее - Постановление N 58)
Согласно пункту 3 Постановления N 58 постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся вЕдином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
На основании пункта 8 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Однако в нарушении указанных положений ООО "Вайдер Груп" постановка на учет с 09.10.2012 (договор оказания услуг N 1 от 09.10.2012 - приложение л.д.77-78) не осуществлена, правила внутреннего контроля обществом не разработаны, специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию не назначено.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;
Вместе с тем, обществом до приема на обслуживание идентификация граждан должным образом не осуществлялась, в отношении клиентов, такие данные как гражданство, дата рождения, реквизиты документа удостоверяющее личность, адрес места жительства (регистрации) или пребывания, не устанавливались.
На основании пункта 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (пункт 10 статьи 7 Закона 115-ФЗ).
Порядок определения и доведения до сведения организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иными имуществом, перечная таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей"
Федеральной службой по финансовому мониторингу при постановке на учет в уполномоченном органе предоставлялся доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, отсутствие постановки на учет в уполномоченном органе ООО "Вайдер Груп" в период с 09.10.2012 по 25.10.2017 привело к отсутствию надлежащего контроля на предмет сверки клиентов с Перечнем, в том числе, при приеме на обслуживание 04.09.2017 ОО "ЭкоТайм" и 15.05.2017 ООО "Госстрой-Продажи", что свидетельствует о неисполнении обществом требований законодательства.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны вмененного ему административного правонарушения подтверждено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие объективных препятствий для соблюдения приведенных выше нормативных требований, а также совершение обществом каких-либо действий, направленных на соблюдение этих требований материалами дела не подтверждено, а потому следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении правонарушения.
Таким образом, следует признать подтвержденным наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ. Это обстоятельство не оспаривается и самим заявителем.
В доводах апелляционной жалобы общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные Управлением.
Как следует из имеющих в деле доказательств, с целью надлежащего уведомления лица о времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу в адрес ООО "Вайдер Груп" по юридическому адресу, а также по адресу регистрации законного представителя общества Зайдуллиной Е.Р. направлены телеграммы от 18.12.2017 в которых:
- содержатся сведения о месте и времени рассмотрения дела и разъясняются права, установленные статьей 25.1 КоАП РФ и 51 Конституции;
- содержится предложение о представлении в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО документов характеризующих имущественное положение общества (т.2 л.д.62, 64).
19.12.2017 в адрес управления поступило почтовое извещение N 25/64005 34 19/12 1325 о вручении телеграммы от 18.12.2017 лично законному представителю ООО "Вайдер Груп" генеральному директору Зайдуллиной Е.Р. (дата вручения 19.12.2017 года) (т.2 л.д.63).
21.12.2017 в адрес Управления поступило письмо от генерального директора ООО "Вайдер Груп" Зайдуллиной Е.Р. с пояснениями о финансовом состоянии общества и содержащее сведения об устранении ряда выявленных нарушений.
Таким образом, на момент рассмотрения дела административный орган обладал достаточными и необходимыми сведениями о надлежащем уведомлении лица, о его ознакомлении с правами, установленными статьей 25.1 КоАП РФ и 51 Конституции Российской Федерации, которые отражены в постановлении о назначении наказания, в связи, с чем доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом финансового положения общества, мера ответственности административным органом определена в пределах минимального размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, также то, что общество является не только профессиональным участником хозяйственного оборота, но профессиональным субъектом, действующим в сфере экономической деятельности, то есть должен действовать в соответствии с высоким стандартом осмотрительности, обладая должным знанием относительно существующего правового инструментария в отношении защиты собственных прав и интересов, осознавая и предвидя правовые результаты своих действий, и нести риски наступления негативных последствий несоблюдения этого стандарта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2018 по делу N А07-1072/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вайдер Груп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.