г. Москва |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А41-82946/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "ТРИКОЛОР-ДОМОДЕДОВО" - Ярош А.О. по доверенности от 22.05.2018,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области - Аникеева А.И. по доверенности от 29.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2018 по делу N А41-82946/17, принятое судьей Борсовой Ж.П., по заявлению ООО "ТРИКОЛОР-ДОМОДЕДОВО" к Управлению Росреестра по Московской области о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТРИКОЛОР-ДОМОДЕДОВО" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, административный орган) в осуществлении государственного кадастрового учета, оформленного решением от 27.07.2017 года МО-17/РКФ-301779 в отношении сооружения: наименование сооружения: "Электроснабжение", входящего в состав имущественного комплекса - Производственно-складской комплекс N 23": Местоположение объекта недвижимости Российская Федерация, Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, тер. Триколор, Кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости 50:28:0060208:40; Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости 50:28:0060208; Год завершения строительства объекта недвижимости - 2016; Технические характеристики сооружения: - протяженность - 194 м гибель АПВБбШв 4x120.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 30 июля 2015 года ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" было получено разрешение на строительство RUN 50-41-1534-2015, выданное Министерством строительного комплекса Московской области, согласно которому были построены:
- производственно-складской комплекс N 23,
- контрольно-пропускной пункт (КПП),
- сооружения (сети инженерно-технического обеспечения) 07 декабря 2016 года Министерством строительного комплекса Московской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RUN 50-41-6696-2016, которое разрешает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Производственно-адской комплекс N 23".
11 января 2017 года по заявлению ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" Министерством строительного комплекса Московской области внесены изменения в разрешение на строительство RUN 50-41-1534-2015, в части иных показателей, добавлены контрольно-пропускной пункт и сети инженерно-технического обеспечения.
14 марта 2017 года Министерством строительного комплекса Московской области даны разъяснения N 20ИСХ-3854 в ответ на обращение Общества, что согласно ст. 2 Закона Московской области "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" от 10.10.2014 г. N 124/2014-03 сети инженерно-технического обеспечения не требуют получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
06.04.2017 года ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Росреестр) с заявлением N 50-0-1-264/3001/2017-2253 для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации права N 50-50/021-50/021/009/2017-5748, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 06.04.2017 г.
Уведомлением от 11.04.2017 года N МО-17/РКФ-131093 Росреестр уведомил ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" (далее - Общество) о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием причин, послуживших основанием для приостановления.
Заявлением от 18.05.2017 года N 50-0-1-264/3001/2017-3427 Обществом в Росреетр подан дополнительный пакет документов, с устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 24.05.2017 года N МО-17/РКФ-189840 Росреестр уведомил Общество о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием причин, послуживших основанием для приостановления.
Заявлением от 15.06.2017 года N 50-0-1-264/3001/2017-4280 Обществом в Росреетр подан дополнительный пакет документов, с устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 20.06.2017 года N МО-17/РКФ-232898 Росреестр уведомил Общество о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием причин, послуживших основанием для приостановления:
Заявлением от 29.06.2017 года N 50-0-1-264/3001/2017-4873 Обществом в Росреетр подан дополнительный пакет документов, с устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Уведомлением от 04.07.2017 года N МО-17/РКФ-255093 Росреестр уведомил Общество о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием причин, послуживших основанием для приостановления:
"нарушение части 4 статьи 71 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости" сведения о сооружении указываются в техническом плане также на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов. Представленный в составе электронного технического плана Акт приемки в эксплуатацию не заверен подписью и печатью должностного лица уполномоченного осуществлять выдачу)".
10.07.2017 г. Общество обратилось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета Управления Федерльной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением исх. N 380 от 10.07.2017 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного ярового учета.
27 июля 2017 года решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "ТРИКОЛОР- Домодедово".
Решением от 27.07.2017 года N МО-17/РКФ-301779 Росреестр уведомил Общество об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Полагая данное решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Управление, являясь органом регистрации, действует в соответствии с требованиями норм Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации; Закон N 218-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами, на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Росреестра от 30.05.2016 г. NП/263 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области".
Согласно ст. 4 Закона о регистрации Управление является участником отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с одной стороны, а собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него - с другой стороны.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, государственный кадастровый учет недвижимого имущества (пункт 5.1.1, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 ума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 разъяснено, что если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно должно обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учётом подведомственности дела, то в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействии) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Росреестр уведомил Общество о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием причин, послуживших основанием для приостановления:
"нарушение части 4 статьи 71 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости" сведения о сооружении указываются в техническом плане также на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов. Представленный в составе электронного технического плана Акт приемки в эксплуатацию не заверен подписью и печатью должностного лица уполномоченного осуществлять выдачу)".
В последующем, решением Росреестр уведомил Общество об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что данное решение является незаконным и необоснованным.
В порядке ст. 69 АПК РФ в рамках дела N А41-82965/17 установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение.
Так, обществом в составе электронного технического плана был представлен акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией N б/н от 30.11.2016 года (Типовая межотраслевая форма N КС-14, Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а).
Согласно положениям, содержащимся в Унифицированных формах первичной учетной документации, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, Форма N КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Форма N КС-14 составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приемочной комиссии, состав которой определяется инвестором или заказчиком соответственно для исполнителя работ.
Представленный Обществом в составе электронного технического плана акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией N б/н от 30.11.2016 года подписан: представителем Застройщика - генеральным директором ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" Новичковым А.В., представителем организации, осуществляющей строительство - генеральным директором ООО "ПодрядПроект" Омаровым Н.М., представителем организации выполнившей проектные работы - главным инженером проекта ООО "ПодрядПроект" Никитиным С.В., представителем эксплуатирующей организации - заместителем генерального директора ООО "ТИКОЛОР-Домодедово" - Анкудиновым В.В.
Других должностных лиц уполномоченных осуществлять выдачу и подписание данного акта, как верно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что представленные ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" документы, в том числе, технический план на сооружение для осуществления государственного кадастрового учета соответствуют положениям ст. 24, ст. 40, ст. 71 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", положениям п. 20 Приказа Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953, "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава держащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество при подаче заявления для осуществления государственного кадастрового учета не представило документально оформленный состав приемочной комиссии, количество членов в нее входящих, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Требований, обязывающих предоставлять в целях государственной регистрации документально оформленный состав приемочной комиссии, количество членов в нее входящих, законодательство не содержит.
Правового обоснования данного требования Управление Росреестра по Московской области, вопреки п. 5 ст. 200 АПК РФ, не представило ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона N 218-ФЗ на орган регистрации прав распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
На момент обращения Общества с заявлением о государственном кадастровом учете действовал Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 843 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 194 Административного регламента в решениях о приостановлении кадастрового учета и отказе в его осуществлении должны быть указаны все причины (основания), приведшие к принятию соответствующего решения.
Помимо этого, в решении о приостановлении и отказе применительно к конкретной ситуации должны быть указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также возможные причины их возникновения.
Между тем, уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 04.07.2017 N МО-17/РКФ-255093 и решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 27.07.2017 N МО-17/РКФ-301779 в нарушение п. 194 Административного регламента не содержат основания, на которые Управление Росреестра по Московской области ссылается в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе.
С учетом обстоятельств дела и представленных доказательств, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что регистрирующему органы были представлены достаточные документы, соответствующие требованиям законодательства и необходимые для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий и, соответственно, о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2018 по делу N А41-82946/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82946/2017
Истец: ООО "ТРИКОЛОР-ДОМОДЕДОВО"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Россия, 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4460/19
24.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12763/18
30.05.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5137/18
29.01.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-82946/17