г. Вологда |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А13-20221/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
от заявителя Соколовой О.Н. по доверенности от 09.01.2018 N 1-15/2, от ответчика Рожковой Н.М. по доверенности от 14.09.2017 N 281,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 февраля 2018 года по делу N А13-20221/2017 (судья Киров С.А.),
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская городская больница N 1" (ОГРН 1033500035546, ИНН 3525075114; место нахождения: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 94; далее - учреждение, БУЗ ВО "ВГБ N 1", больница) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - фонд, ФСС) о признании незаконным решения от 22.09.2017 N 18-17/3518-6057.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 февраля 2018 года по делу N А13-20221/2017 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на незаконность вывода суда первой инстанции о том, что дополнительные оплачиваемые выходные дни, предусмотренные статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), могут быть предоставлены одновременно как по основному месту работы, так и по совместительству.
Больница в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей учреждения и фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, работник больницы, являющийся матерью ребенка-инвалида, исполняет трудовые обязанности в должности кастелянши по основному месту работы в БУЗ ВО "Вологодская городская больница N 1", а также в качестве санитарки на условиях внутреннего совместительства в той же больнице.
В соответствии с приказом от 20.07.2017 N 64-ОТ "О предоставлении отпуска по уходу за ребенком-инвалидом" работнику предоставлено 4 оплачиваемых дня по уходу за ребенком-инвалидом в период с 24.07.2017 по 27.07.2017 как по основному месту работы (кастелянша), так и по месту работы по внутреннему совместительству (санитарка).
Расчет среднего дневного заработка произведен исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата:
- по основному месту работы - 611 руб. 47 коп.;
- по внутреннему совместительству - 317 руб. 02 коп.
Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом работнику произведена за четыре дня по основному месту работы в размере 2445 руб. 88 коп., и за четыре дня по внутреннему совместительству в размере 1268 руб. 08 коп.
Больница 16.08.2017 представила в ФСС заявление о возмещении произведенных расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней работнику на сумму 3713 руб. 96 коп. за июль 2017 года и начисленных на эти выплаты взносов в государственные внебюджетные фонды на сумму 1121 руб. 61 коп.
Фондом на основании представленных документов и уточненных сведений принято решение о частичном возмещении произведенных страхователем расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней работнику для ухода за ребенком-инвалидом и начисленных на эти выплаты взносов в государственные внебюджетные фонды.
Средства в сумме 3184 руб. 53 коп. (в том числе расходы в сумме 2445 руб. 88 коп., начисленные взносы в размере 738 руб. 65 коп.) перечислены БУЗ ВО "ВГБ N 1" 16.10.2017 на основании приказа о возмещении расходов от 12.10.2017 N 7101.
При этом фондом принято решение от 22.09.2017 N 18-17/3518-6057 об отказе в возмещении работнику в рамках внутреннего совместительства оплаты за 4 дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в размере 1651 руб. 04 коп. (в том числе 1268 руб. 08 коп. - расходы, 382 руб. 96 коп. - начисленные взносы, произведенные больницей).
Больница, полагая решение фонда по отказу в возмещении расходов по обязательному социальному страхованию на оплату дополнительных выходных дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом незаконным, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал не основанными на нормах действующего законодательства доводы фонда о том, что оплата 4 дополнительных выходных дней для ухода за детьми - инвалидами производится только по основному месту работы, в связи с этим пришел к выводу о том, что ФСС не имел правовых оснований не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию в сумме 1268 руб. 08 коп.
При рассмотрении настоящего дела апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, источником финансирования расходов, которые возникают в связи с реализацией положений части 1 статьи 262 ТК РФ, является федеральный бюджет.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, и не оспаривается фондом, застрахованное лицо С.Е.И., работая в учреждении на условиях внутреннего совместительства, в июле 2017 года воспользовалось правом, предусмотренным частью 1 статьи 262 ТК РФ.
В соответствии с приказом от 20.07.2017 N 64-ОТ "О предоставлении отпуска по уходу за ребенком-инвалидом" работнику предоставлено 4 оплачиваемых дня по уходу за ребенком-инвалидом в период с 24.07.2017 по 27.07.2017 как по основному месту работы (кастелянша), так и по месту работы по внутреннему совместительству (санитарка).
Ссылка подателя жалобы на то, что оплата 4 дополнительных выходных дней для ухода за детьми - инвалидами производится только по основному месту работы, судом апелляционной инстанции признается несостоятельной ввиду следующего.
Как следует из буквального толкования положений части 1 статьи 262 ТК РФ, данная норма, по верному замечанию суда первой инстанции, не содержит указания на то, по какому именно месту работы (основному или по совместительству) родителя (опекуна, попечителя) производится оплата каждого дополнительного выходного дня.
В соответствии со статьей 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы.
Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает правомерной позицию суда первой инстанции о том, что лица, работающие по совместительству, имеют те же гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, договорами, соглашениями или локальными актами, что и лица, работающие по основному месту работы, за исключением гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с этим поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что застрахованное лицо имеет право на предоставление дополнительных оплачиваемых выходных дней, как по основному месту работы, так и по месту работы, где трудовая деятельность осуществляется им по совместительству.
Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 N 1048, также не содержат указания о запрете предоставления гарантии, предусмотренной частью 1 статьи 262 ТК РФ, лицам, работающим по совместительству.
Принимая во внимание изложенные выше нормы и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам ФСС, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно признаны не основанными на нормах действующего законодательства доводы ответчика о том, что оплата 4 дополнительных выходных дней для ухода за детьми - инвалидами производится только по основному месту работы.
Правильность начисления учреждением оплаты дополнительных выходных дней работнику подателем жалобы не оспаривается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает правомерными выводы суда первой инстанции о признании незаконным решения фонда от 22.09.2017 N 18-17/3518-6057.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 февраля 2018 года по делу N А13-20221/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.