г. Ессентуки |
|
29 мая 2018 г. |
А15-6419/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пучиновой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспийская судоходная компания"
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017 по делу N А15-6419/2017 (под председательством судьи Хавчаевой К.Н.),
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Каспийского моря" (ОГРН 1023000826177, ИНН 3018010485)
к обществу с ограниченной ответственностью "Каспийская судоходная компания" (ОГРН 1150573000929, ИНН 0573005802),
третье лицо: Северо - Кавказская Оперативная таможня (ОГРН 1112651002650, ИНН 2635802586),
об обязании исполнить распоряжение капитана морского порта,
при участии в судебном заседании:
от Северо - Кавказской Оперативной таможни: представитель Биленко И.А. по доверенности от 19.02.2018, представитель Комстачева В.Ф. по доверенности от 18.01.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Каспийского моря" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Каспийская судоходная компания" (далее - компания, является ООО "Каспийская судоходная компания") об обязании исполнить распоряжение капитана морского порта Астрахань от 03.11.2017 N ВВ-32-р, обеспечив минимальном составом экипажа и необходимыми судовыми запасами суда "Каспий" и "Торик" (далее - распоряжение от 03.11.2017).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017 исковые требования удовлетворены полностью. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие исполнения распоряжения от 03.11.2017.
В апелляционной жалобе компания просила решение суда от 28.12.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выполнение распоряжения от 03.11.2017 лежит на таможенных органах, поскольку ответственным хранителем морских грузов "Каспий" и "Торик" с 14.06.2017 по 07.02.2018 является Северо - Кавказская Оперативная таможня.
Определением от 10.04.2018 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Северо - Кавказской Оперативной таможни (далее - таможня).
В отзывах на апелляционную жалобу таможня и учреждение просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 13.04.2018 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители таможни озвучили правовую позицию, изложенную в отзыве.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывы, выслушав позиции представителей таможни, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, пришел к выводу, что решение суда следует оставить без изменения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, транспортные средства - теплоходы "Каспий" (ИМО N 8866591) и "Торик" (ИМО N 9082142), зарегистрированы в Бербоут-чартерном реестре морского порта Махачкала, фрахтователем их является ООО "Каспийская судоходная компания" на основании бербоут-чартера от 28.04.2017 (том 1, л.д. 12 - 13).
14.06.2017 Астраханской таможней по поручению Северо-Кавказской оперативной таможни Северо-Кавказского таможенного управления в рамках дела об административных правонарушениях, возбужденных по части 2 статьи 16.19 кодекса об административных правонарушениях, наложен арест с указанием о запрете распоряжаться и пользоваться указанными судами (протоколы от 14.06.2017 N 10804000-49/2017 и N 10804000-50/17). Согласно протоколам товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, переданы на ответственное хранение капитану теплохода "Торик" Бабаеву Т.Р. и капитану теплохода "Каспий" Гасанбекову С.А. На момент ареста теплоход находился в ВЗТК Рейд N 5.
Согласно заявлению капитана теплохода "Торик" Бабаева Т.Р. (пункт 14) судно прибыло в морской порт Астрахань 26.05.2017 с 11 членами экипажа (том 1, л.д. 90).
В соответствии с заявлением капитана теплохода "Каспий" Гасанбекова С.А. (пункт 14) судно прибыло в морской порт Астрахань 26.05.2017 с 11 членами экипажа (том 1, л.д. 88).
Согласно свидетельствам о минимальном составе экипажа от 23.05.2017 определены требования к минимальному составу экипажа (судно считается укомплектованным экипажем, если при выходе в море оно имеет на борту экипаж с количеством и должностями/званиями не менее того, что указано в таблице).
В ходе проведения осмотров арестованных судов - теплоходов "Торик" и "Каспий" установлено, что на указанных судах отсутствует минимальный состав экипажа, а оставшиеся члены экипажей не могут в полной мере обеспечивать несение вахтенной службы и безопасную стоянку судов, о чем свидетельствует донесение от 01.11.2017, составленное старшим инспектором Миляев В.Г. (том 1, л.д. 18 - 19).
03.11.2017 и.о. капитана морского порта Астрахань издано распоряжение N ВВ-32-р об обязании ООО "Каспийская судоходная компания" обеспечить минимальным составом экипажа и необходимыми запасами суда - теплоходы "Торик" и "Каспий" (том 1, л.д. 14).
ООО "Каспийская судоходная компания" в порядке пунктов 17, 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17.02.2014 N 39 проинформировано учреждением о вынесении распоряжения 03.11.2017 посредством электронной почты и заказным письмом с уведомлением (том 1, л.д. 15 - 17).
Поскольку требования и.о. капитана морского порта не исполнены в установленный срок, учреждение обратилось с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 74 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта. Капитан морского порта действует в соответствии с Положением о капитане морского рыбного порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта и является должностным лицом, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
В силу статьи 78 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся порту судов, организаций и граждан.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Следовательно распоряжение N ВВ-32-р вынесено должностным лицом в пределах собственной компетенции.
Доказательства, подтверждающие исполнения распоряжения от 03.11.2017 отсутствуют в материалах дела. Поскольку порядок принудительного исполнения распоряжения капитана порта законом не урегулирован, суд правильно признал требования учреждения обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы компании о том, что выполнение распоряжения от 03.11.2017 лежит на таможенных органах, поскольку ответственным хранителем теплоходов "Каспий" и "Торик" с 14.06.2017 по 07.02.2018 является Северо - Кавказская Оперативная таможня, не принимается судом апелляционной инстанции.
Как следует из пункта 1 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна: безопасные условия труда; охрану их здоровья; наличие спасательных средств; бесперебойное снабжение продовольствием и водой; наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха); культурно-бытовое обслуживание.
Статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Как следует из материалов дела, транспортные средства - теплоходы "Каспий" (ИМО N 8866591) и "Торик" (ИМО N 9082142), зарегистрированы в Бербоут-чартерном реестре морского порта Махачкала, фрахтователем их является ООО "Каспийская судоходная компания" на основании бербоут-чартера от 28.04.2017 (том 1, л.д. 12 - 13).
Следовательно ООО "Каспийская судоходная компания", эксплуатирующее теплоходы "Каспий" и "Торик" в силу статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации обязана выполнять распоряжения капитана порта.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования учреждения, оснований для принятия нового судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2017 по делу N А15-6419/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.