г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А26-8279/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Артюхова Е.А. - доверенность от 29.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9118/2018) ИФНС по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2018 по делу N А26-8279/2017 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ООО "Росбет"
к ИФНС по городу Петрозаводску Республики Карелия
об отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Росбет" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) об отмене Постановления от 01.08.2017 N 1.5-08/103, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 9 374 500 руб. за неприменение контрольно - кассовой техники при выплате по выигрышным ставкам.
Решением суда от 22.02.2018 оспариваемое постановление Инспекции от 01.08.2017 изменено в части назначения Обществу наказания, размер штрафа снижен до 30 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.02.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оснований для уменьшения Обществу назначенного наказания в виде штрафа не имеется.
От Общества поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.06.2017 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом Федерального Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", а также по вопросам полноты учета выручки, соблюдения Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" за период с 17.09.2016 по 21.04.2017.
В ходе проверки установлено, что 08.09.2016 за обособленным подразделением Общества в Инспекции зарегистрирована контрольно - кассовая техника (ККТ) "Меркурий-180К" заводской N 16408451 с адресом установки: г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 18, 2 эт., пом. 5,6, пункт приема ставок букмекерской конторы.
Общая сумма выданных наличных денежных средств согласно графы 5 "расход" представленных к проверке кассовых книг обособленного подразделения Общества за период с 17.09.2016 по 21.04.2017 составила 13 864 383,06 руб., из них выдано Фролову А.Ю. - 1 345 000 руб.; выдано на выплаты выигрышей - 12 519 383,06 руб.
В ходе проверки также установлено, что в пункте приема ставок букмекерской конторы при осуществлении денежных расчетов при приеме ставок на исход событий Обществом применяется ККТ. При осуществлении денежных расчетов в случае выплаты выигрышей за период с 17.09.2016 по 21.04.2017 в обшей сумме 12 519 383,06 руб. в пункте приема ставок Общества по указанному адресу ККТ не применялась, выдача денежных средств при выплате выигрышей осуществлялась по расходным кассовым ордерам.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки выполнения требований законодательства о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт N НО-005896 (1.5-08/205) от 26.06.2017.
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Инспекции в присутствии представителя Общества 18.06.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 1.5-08/103.
01.08.2017 Инспекцией вынесено Постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств, что составило 9 374 500 руб.
Не согласившись с указанным Постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, однако изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение представителя Инспекции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за неприменение контрольно - кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Порядок и условия применения ККТ урегулированы Федеральным законом от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ, Закон N 54-ФЗ).
В названный Федеральный закон внесены значительные изменения Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ, основные положения которого действуют с 15.07.2016, в частности, статья 1 закона изложена в новой редакции, Закон дополнен в том числе статьями 1.2 "Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники" и 4.7 "Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности".
Так, согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 этой же статьи Закона определено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Таким образом, в связи с внесенными в Закон N 54-ФЗ изменениями законодатель предусмотрел альтернативу применению ККТ в виде выдаче бланков строгой отчетности, не ограничив применения таких бланков определенными видами деятельности по продаже товаров либо оказания услуг.
Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности определены в статье 4.7 Закона N 54-ФЗ, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Следовательно, деятельность по организации и проведению азартных игр приравнена к оказанию услуг, что, в свою очередь, является основанием для распространения на организаторов азартных игр положений Федерального закона N 54-ФЗ.
В статье 1 Закона N 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ раскрыто понятие "расчеты" - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Таким образом, законодателем с 15.07.2016 устранена правовая неопределенность в вопросе применения ККТ при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, в частности, было определено, что ККТ применяется не только при приеме ставок, но и при выдаче выигрышей.
Из материалов дела следует и установлено Инспекцией в ходе проверки, что Общество при приеме ставок применяло ККТ в проверяемый период, по секции "Продажи". Однако, при выдаче выигрышей за период с 17.09.2016 по 21.04.2017 в обшей сумме 12 519 383,06 руб. ККТ не применялась, выдача денежных средств при выплате выигрышей, как указывает Инспекция, осуществлялась по расходным кассовым ордерам.
Вместе с тем, Инспекция, полагая, что Общество обязано было при выплате выигрыша исключительно применять ККТ, не исследовала вопрос о том, выдавались ли ООО "Росбет" бланки строгой отчетности и соответствовали ли они требованиям статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ.
Ссылки Инспекции на то, что по требованию от 29.05.2017 N 1.5-07/10231 (пункт 9) Общество не представило первичных документов по приему ставок и производственным выплатам выигрышей, сведений из автоматизированной системы БСО "Восход", не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не является доказательством того, что Общество БСО не выдавало. Общество утверждает, что каждому лицу при выплате выигрыша выдавался БСО и в автоматизированной системе Общества располагается данная информация.
К материалам дела приобщены только расходные кассовые ордера, подтверждающие выдачу денег из кассы кассиру Мастеровой А.А. на выплату выигрышей. При этом Общество признало, что не знало об изменениях в Законе о применении ККТ в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ и полагало, что ККТ должна применяться только при приеме ставок на выигрыш. Как следует из пояснений Общества, после проведения проверки ООО "Росбет" приобрело контрольно-кассовую технику, позволяющую выдавать кассовые чеки при выплате выигрыша, и ее применяет.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Инспекции подлежит изменению в части назначения Обществу административного наказания в силу следующего.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств, что составило 9 374 500 руб.
Расчет Инспекции основан на представленных в ходе проверки записях в кассовой книге за период с 17.09.2016 по 21.04.2017, что следует из акта проверки N НО-005896 (1.5-08/205) от 26.06.2017, протокола об административном правонарушении от 18.07.2017 и оспариваемого постановления от 01.08.2017 N 1.5-08/103. Какие-либо иные документы административным органом в ходе проверки не исследовались, реальная сумма выданных физическим лицам денежных средств в качестве выигрышей не установлена, бланки строгой отчетности не запрашивались, так как Инспекция ошибочно полагала, что при выплате выигрышей организация обязана применять только кассовую технику. При этом из содержания кассовой книги и представленных в материалы дело расходных кассовых ордеров усматривается, что денежные средства выдавались и принимались от кассира Мастеровой А.А., что вовсе не подтверждает факт выплаты выигрышей физическим лицам и их размер, то есть документально не подтверждается дальнейшее движение денежных средств от кассира получателям, так как из содержания кассовой книги также следует, что часть денежных средств возвращалась кассиром в кассу.
При таких обстоятельствах, как верно отметил суд первой инстанции, Инспекцией для установления размера штрафа неполно исследованы значимые для дела обстоятельства, не определен достоверно размер выплаченных в качестве выигрыша денежных средств, при выдаче которых не была применена ККТ. Неполное исследование Инспекцией значимых для установления факт нарушения обстоятельств произошло в связи с неправильным толкование административным органом положений Закона N 54-ФЗ, которые привели к ошибочным выводам о необходимости применения при выдаче выигрышей исключительно ККТ, в то время как законодатель предусмотрел возможность также выдачи бланков строгой отчетности.
Так как размер выплаченных без применения ККТ денежных средств Инспекцией не доказан, однако при этом Общество не представило ни единого документа, подтверждающего, что при выплате выигрышей им оформлялись бланки строгой отчетности, принимая также во внимание, что санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлен минимальный размер штрафа, назначаемого в определенных случаях независимо от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае размер штрафа должен составить 30 000 руб.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным также не имелось ввиду отсутствия исключительности его совершения, также как и замены штрафа на предупреждение по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, так как Общество уже ранее допускало нарушение законодательства о применении ККТ, что подтверждается постановлением ИФНС России по г. Петрозаводску от 04.04.2017 N 1.5-08/45, что исключает возможность замены штрафа на предупреждение, так как такая санкция устанавливается только за впервые совершенное правонарушение.
Судом также обоснованно принято во внимание, что неприменение ККТ не повлияло на налоговые обязательства Общества, так как уплата налогов при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр не зависит от полученного дохода в силу положений налогового законодательства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 211 АПК РФ, законно и обоснованно изменил оспариваемое постановление в части назначения административного наказания.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22 февраля 2018 года по делу N А26-8279/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.