г. Владимир |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А43-2014/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М., без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" (ИНН 7727752084, ОГРН1117746441647) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.04.2018 по делу N А43-2014/2018, принятое судьей Леоновым А.В. в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, Роскомнадзор, административный орган) на основании приказа от 13.12.2017 N 140-нд в период с 18.12.2017 по 22.12.2018 проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" (далее - Общество, ООО "МСН Телеком", оператор), в ходе которой выявлено нарушение Обществом на узле связи, расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Комарова,д.13Б, требований части 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи"), пунктов 7, 9, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538).
В ходе проверки установлено, что Обществом представлен План мероприятий по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий и обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - СОРМ) от 2013 года (далее - План СОРМ) во исполнение условий лицензии N 144764 на сети связи, организованной на базе АТС типа "Media Switchw", установленной по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова, д.13 Б, и предназначенной для предоставления услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, со сроком выполнения 1 этапа - май 2014 года.
Письмом от 25.12.2017 N 25-12-17-1 оператор связи уведомил Управление о модернизации узла местной телефонной связи по лицензии N 144764 по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова, д.13 Б.
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области от 27.12.2017 N 106/9/2 -5062 ООО "МСН Телеком" не выполнило пункт 1.1 первого этапа Плана СОРМ (не представило справочную информацию об абонентах). Кроме того, база данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи не соответствует Правилам N 538, а также техническим условиям, выданным Управлением Федеральной службы безопасности по Нижегородской области (пункт 1.5 Плана).
По состоянию на 18.01.2018 подписанный в установленном порядке акт, подтверждающий реализацию СОРМ, у оператора связи отсутствовал.
Усмотрев в деянии Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Управления 18.01.2018 составило протокол N АП-52/4/38 об административном правонарушении.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении ООО "МСН Телеком" к административной ответственности части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 04.04.2018 Арбитражный суд Нижегородской области, применив статью 2.9 КоАП РФ, освободил Общество от административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, Общество принимает все разумные и добросовестные действия по внедрению технических средств СОРМ на сетях связи. Как утверждает заявитель жалобы, Управление Федеральной службы безопасности по Нижегородской области неоднократно нарушало сроки и порядок взаимодействия с Обществом.
Общество просит изменить мотивировочную часть оспариваемого решения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, к ним относятся и услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа (пункт 1).
В соответствии с пунктом 10 раздела I указанного Постановления, к лицензионным условиям осуществления деятельности в области данных услуг относится обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона "О связи" операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 64 Закона "О связи").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В силу пункта 7 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Согласно пункту 9 Правил N 538 при вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана.
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел (пункт 10 Правил N 538).
Материалами дела подтверждается, что на основании лицензии N 144764 Общество оказывает услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
Согласно пункту 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 144764, являющихся приложением к лицензии, установлено, что лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В нарушение указанных требований законодательства и условий лицензии Обществом не выполнены мероприятия по реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий и обеспечения безопасности Российской Федерации.
По состоянию на 18.01.2018 подписанный в установленном порядке акт, подтверждающий реализацию СОРМ, у Общества отсутствовал.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о принятии разумных и добросовестных действий по внедрению технических средств СОРМ на сетях связи, о нарушении Управлением Федеральной службы безопасности по Нижегородской области сроков взаимодействия с Обществом не основано на материалах дела. Напротив, материалами дела подтверждено, что непосредственно Общество не обеспечило передачу базы данных абонентов и предоставленных им услуг связи, поскольку информационная система Общества не соответствует техническим условиям (акт предварительных (приемочных) испытаний от 24.11.2017).
Доказательств невозможности выполнения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Действующим законодательством ответственность за реализацию требований СОРМ возложена именно на оператора связи. Приобретая лицензию, оператор связи принимает на себя обязанности по соблюдению условий такой лицензии, нарушение которых влечет за собой установленную законом ответственность.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения и виновности Общества в его совершении.
При таких обстоятельствах в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. Законный представитель Общества извещался о месте и времени составления протокола (т.1 л.д.18-20).
Грубых нарушений со стороны административного органа при проведении внеплановой проверки Общества и оформлении её результатов суд апелляционной инстанции не усмотрел. Правовым основанием для проведения проверки явилось истечение срока ранее выданного предписания от 21.07.2017.
Принимая во внимание фактические обстоятельства данного конкретного дела, степень общественной опасности совершенного правонарушения и характер деяния, отсутствие доказательств причинения вреда гражданским и публичным интересам общества, суд первой инстанции сделал обоснованный выводу о том, что данное конкретное правонарушение не содержит существенной угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, счел возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена, в связи с чем уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина по платежному поручению от 02.04.2018 N 1160 в размере 3000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2018 по делу N А43-2014/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" (ИНН 7727752084, ОГРН1117746441647) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 02.04.2018 N 1160.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.