г.Самара |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А65-25079/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от публичного акционерного общества "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
от третьих лиц: закрытого акционерного общества "Гелио-Полис" - представитель не явился, извещено,
общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционные активы" - представитель не явился, извещено,
конкурсного управляющего ЗАО "Гелио-Полис" Юсупова Р.Р. - не явился, извещен,
ликвидатора ЗАО "Гелио-Полис" Тумака Д.Ю. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2018 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года по делу N А65-25079/2017 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Республика Татарстан, г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: закрытое акционерное общество "Гелио-Полис", Республика Татарстан, г.Казань, общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционные активы", Республика Татарстан, г.Казань, конкурсный управляющий ЗАО "Гелио-Полис" Юсупов Р.Р., Республика Татарстан, г.Казань, ликвидатор ЗАО "Гелио-Полис" Тумак Д.Ю., Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным решения о внесении в ЕГРЮЛ записи от 07.06.2017 о начале процедуры ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Татфондбанк" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель, Агентство по страхованию вкладов) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения о внесении в ЕГРЮЛ записи от 07.06.2017 о начале процедуры ликвидации ЗАО "Гелио-Полис", об обязании внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи от 07.06.2017 о начале процедуры ликвидации ЗАО "Гелио-Полис", об обязании инспекции внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о признании недействительной записи от 07.06.2017 за ГРН 2171690999126 о начале процедуры ликвидации Закрытого акционерного общества "Гелио-Полис".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО "Гелио-Полис", ООО "Инвестиционные активы", конкурсный управляющий ЗАО "Гелио- Полис" Юсупов Р.Р., ликвидатор ЗАО "Гелио-Полис" Тумак Д.Ю.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены, решение (действие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 07.06.2017 за ГРН 2171690999126 о начале процедуры ликвидации ЗАО "Гелио-Полис" признано недействительным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан возложена обязанность внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о признании недействительной записи от 07.06.2017 за ГРН 2171690999126 о начале процедуры ликвидации ЗАО "Гелио-Полис". С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан в пользу ПАО "Татфондбанк" взыскано 3000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение единственного акционера о ликвидации ЗАО "Гелио-Полис" от 18.05.2017 не признано недействительным. Данное решение участников общества представлено в регистрирующий орган и в соответствии с действующим законодательством является частью единого государственного реестра юридических лиц, на основании которого регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации посредством внесения записи о начале ликвидации ЗАО "Гелио-Полис" за ГРН: 2171690999126 от 07.06.2017. Соответственно решение регистрирующего органа о государственной регистрации начала ликвидации, также не может быть признано недействительным, поскольку является производным от волеизъявления участников общества, действия которых не были признаны судом незаконными.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции 31.05.2017 (вх. 28899А) от ликвидатора ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" ОГРН 1037739844680, ИНН 7707501149 поступило уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, подписанное Тумаком Денисом Юрьевичем, подлинность подписи которого засвидетельствована в нотариальном порядке, в качестве ликвидатора ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС", в том числе решение единственного участника от 18.05.2017, согласно которому принято решение о ликвидации ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" и назначении ликвидатора Тумака Д.Ю.
По результатам рассмотрения представленных документов за вх. N 28899А в связи с отсутствием в регистрирующем органе сведений о наличии ограничений в отношении ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" инспекцией 07.06.2017 в ЕГРЮЛ за ГРН 2171690999126 внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначения ликвидатора.
Не согласившись с действиями налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 2171690999126 от 07.06.2017 о начале процедуры ликвидации ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что до внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" 26.05.2017 Арбитражным судом Республики Татарстан вынесено определение по делу N А65-13578/2017 о принятии заявления и возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС"; размер задолженности ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" перед ПАО "Татфондбанк" составляет более 100 млн. руб.
В статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) закреплено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н "Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" таким органом являются налоговые органы.
Пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
При этом ликвидация может производиться в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ или Законом о банкротстве.
В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, регистрационные действия по процессу ликвидации являются производными, в том числе, от принятого решения о начале процедуры ликвидации.
Таким образом, процесс ликвидации начинается с момента принятия решения о ликвидации и последующих действий, описанных выше.
В соответствии с п.3 ст. 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов.
Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Из вышеуказанных правовых норм следует, что с момента возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) процесс ликвидации по правилам ст.61-63 ГК РФ не может быть осуществлен, процедура ликвидации юридического лица в таком случае должна быть произведена только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, законодатель установил невозможность добровольной ликвидации, если начата процедура принудительной ликвидации.
Аналогичное правило содержится абз. 2 пункта 3 статьи 64 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), п. 29 постановления Пленума ВАС РФ N 29 от 15.12.2004.
Как следует из материалов настоящего дела, процедура ликвидации юридического лица ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" по правилам статей 61-63 ГК РФ была инициирована 31.05.2017 путем обращения в регистрирующий орган с соответствующим заявлением после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) N А65-13578/2017 от 26.05.2017.
Данное обстоятельство является нарушением положения пункта 3 статьи 63 ГК РФ и влечет недействительность решения регистрирующего органа по правилам главы 24 АПК РФ.
Следует отметить, что о процедуре принудительной ликвидации в форме банкротства налоговый орган на момент вынесения оспариваемого решения мог знать, поскольку определение о возбуждении дела о несостоятельности (банкротства) должника ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" было принято на основании заявления ООО "Инвестиционные активы" Арбитражным судом Республики Татарстан в рамках дела N А65-13578/2017 - 26.05.2017 и опубликовано в информационной базе на официальном сайте суда 30.05.2017.
Данные сведения должны были учитываться при совершении юридически значимых действий, как самим ликвидируемым лицом, так и регистрирующим органом.
Помимо публичных сведений из информационной базы на официальном сайте арбитражного суда о возбуждении в отношении ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" производства по делу о несостоятельности (банкротстве), заявитель также представлял в регистрирующий орган свои возражения относительно незаконности добровольной ликвидации должника и производства регистрационных записей в связи с добровольной ликвидацией должника.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права настоящего заявителя нарушены, поскольку решение о начале ликвидации и производное от него оспариваемое решение регистрирующего органа явились основанием для установления упрощенной процедуры банкротства в форме ликвидируемого должника, несмотря на то, что стороны обращались в суд о признании должника банкротом в общем порядке, тем самым был нарушен баланс интересов сторон при принудительной ликвидации должника. При этом, упрощенная процедура ликвидируемого должника предусматривает сокращенные сроки закрытия реестра требований кредиторов.
Согласно правилам о порядке расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства, закрепленным в статье 142 Закона о банкротстве, общий срок закрытия реестра требований кредиторов составляет два месяца с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
При этом кредиторы имеют возможность предъявить свои требования еще, как минимум, в процедуре наблюдения, которая должна быть завершена в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Правила о процедуре банкротства ликвидируемого должника предусматривают сокращенный срок закрытия реестра требований кредиторов, который составляет один месяц.
Таким образом, проведение процедуры банкротства ликвидируемого должника лишит кредиторов возможности для предъявления требований к должнику. При этом срок, отведенный для предъявления требований кредиторов в процедуре банкротства ликвидируемого должника, является пресекательным и не подлежит восстановлению.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о намеренном принятии должником решения о ликвидации по правилам ст.ст.61-63 ГК РФ с целью установления по делу о банкротстве упрощенной процедуры ликвидируемого должника, что противоречит ст.10 ГК РФ.
Внесение инспекцией оспариваемой записи нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, включая права кредитора по делу о банкротстве должника (право участвовать в первом собрании кредиторов в наблюдении, право определения последующей процедуры в деле о банкротстве, право выдвигать и голосовать за кандидатуру арбитражного управляющего).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2017 по делу N А57-16693/2016, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А65-21213/2017.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение единственного акционера о ликвидации ЗАО "Гелио-Полис" от 18.05.2017 не признано недействительным, отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не опровергает вывода суда первой инстанции о наличии оснований для признания ЗАО "Гелио-Полис" несостоятельным (банкротом) в общем, а не упрощенном порядке.
Необоснованна ссылка инспекции на то, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации начала ликвидации, не может быть признано недействительным, поскольку является производным от волеизъявления участника общества. В данном случае суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при принятии единственным участником решения от 18.05.2017 о ликвидации ЗАО "ГЕЛИО-ПОЛИС" была нарушена процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная законодательством, что повлекло нарушение прав кредиторов данного юридического лица, поскольку оно подлежало ликвидации путем признания его несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном нормами Закона о банкротстве.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 22 февраля 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговым органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года по делу N А65-25079/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.