г. Хабаровск |
|
06 июня 2018 г. |
А04-212/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Балобаева Александра Владимировича: Коновалов В.В., представитель по доверенности от 01.02.2018;
от Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства": Нестерова Н.В., представитель по доверенности от 11.08.2017 N ДВ-10/2429;
от третьего лица: уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Балобаева Александра Владимировича
на решение от 26.02.2018
по делу N А04-212/2018
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Балобаева Александра Владимировича
к Федеральному казенному учреждению "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"
о признании незаконным решения
третье лицо: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Балобаев Александр Владимирович (далее - заявитель, ИП Балобаев А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ ДСД "Дальний Восток", учреждение) о признании незаконным решения, выраженного в письме N АФ-872 от 19.12.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области.
Решением от 26.02.2018 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, предприниматель заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду неполного выяснения обстоятельств дела. В обоснование жалобы указал, на ошибочность вывода суда о том, что указанный в заявлении груз является тяжеловесным и делимым, и может быть разделен на две и более части без потери потребительских свойств. Также предприниматель указал на ошибочность вывода суда, о том, что заявленный груз - "шторный кузов системы BDF с товарами народного потребления (габариты кузова системы BDF: длина-7,82 метра, ширина -2,55 метра, высота-2,975 метра, вес 2.7 тонны) грузом не является, а выступает только в качестве средства перевозки и сохранения товара.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ФКУ ДСД "Дальний Восток" в представленном отзыве, представитель в представленных письменных пояснениях и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 15.12.2017 ИП Балобаев А.В. обратился в филиал ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" в г. Благовещенске с заявлением на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в составе автопоезда, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов за N 100 от 15.12.2017.
Согласно данному заявлению предприниматель просил выдать специальное разрешение для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза на транспортное средство в составе автопоезда с неделимым грузом (товаров народного потребления в шторном сменном кузове системы BDF), габариты которого составляют: длина - 28,550 метров, ширина - 2,550 метра, высота 4,325 метра.
Решением ФКУ ДСД "Дальний Восток", выраженным в письме N АФ-872 от 19.12.2017, заявителю отказано в выдаче специального разрешения на основании части 3 п. 40 Приказа Минтранса РФ от 24 июля 2012 г. N258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов".
В обоснование отказа учреждение сослалось на то, что предприниматель планирует к перевозке груз, отвечающий характеристикам делимого груза, что исключает возможность выдачи специального разрешения.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно статье 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок выдачи указанных разрешений определен приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок).
Пунктами 6, 8 Порядка установлено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган.
В таком заявлении в частности указывается вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза / с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
Согласно пункту 15 Порядка уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов проверяет: 1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту; 2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок), а также информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; 4) соблюдение требований о перевозке делимого груза.
Частью 19 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что неделимый груз - это груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" делимый груз - это груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2-х или более грузовых местах, при этом, грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки.
В соответствии с пунктом 51 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приложением N 1 к приказу Минтранса России от 15.01.2014 N 7, перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов возможна в случаях, когда груз не может быть разделен на части без риска его повреждения.
Согласно пункту 40 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены.
При вынесении оспариваемого решения, как верно указал суд первой инстанции, учреждением перечисленные выше нормы не нарушены.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в учреждение с заявлением о выдаче разрешения на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза по определенному маршруту движения с указанием в качестве перевозимого груза - неделимого груза (товаров народного потребления в шторном сменном кузове системы BDF).
Основанием для отказа в выдаче разрешения послужил вывод о том, что делимые крупногабаритные грузы к перевозке по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускаются.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявителем не доказано, что планируемый к перевозке груз - товары народного потребления широкого применения, не может быть разделен на две и более части без потери потребительских свойств или без риска его повреждения.
Применительно к изложенным выше нормам, при перевозке тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов правовое значение имеет возможность разделения самого груза, а не шторного сменного кузова, в котором он перевозится. В данном случае шторный сменный кузов системы BDF грузом не является, а выступает только в качестве средства перевозки и сохранения товара. При этом указанный кузов также не является частью перевозимого товара или способом его упаковки.
Довод предпринимателя о том, что именно с квалификацией перевозимого груза, как тяжеловесного, а не крупногабаритного, связано условие о делимости груза, является несостоятельным, поскольку согласно пункту 19 статьи 3 Закона N 257-ФЗ неделимым признается груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части; при перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.
Ошибочное указание судом первой инстанции на перевозку тяжеловесных грузов не привело к принятию неверного решения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.02.2018 по делу N А04-212/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.