г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А56-90647/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания К.Д. Бурак
при участии:
от заявителя: Савосин Э.П. по доверенности от 31.10.2017;
от заинтересованного лица-1: Денисов в.В. по доверенности от 28.12.2017
от заинтересованного лица-2: Денисов в.В. по доверенности от 27.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5865/2018) Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2018 по делу N А56-90647/2017 (судья Васильева Н.В.), принятое по заявлению ОАО "Электроинструмент" к 1) Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области,
2) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об оспаривании бездействия,
установил:
акционерное общество "Электроинструмент" (188800, Ленинградская область, город Выборг, ул. Промышленная, 6, ОГРН 1024700874164, далее - АО "Электроинструмент", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Ленинградская область, город Выборг, ул. Ушакова, д. 1, далее - Комитет, заинтересованное лицо-1), выраженного в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115001:253 площадью 930+/-11 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ул. Промышленная, д. 6, корпус 8; обязании Комитета подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка, а именно: 239 306,67 руб., и направить проект договора в адрес заявителя в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет и Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (188800, Ленинградская область, город Выборг, ул. Советская, д. 12, далее - Администрация, заинтересованное лицо-2).
Решением суда от 15.01.2018 заявление удовлетворено, признано незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выраженное в ненаправлении в адрес акционерного общества "Электроинструмент" проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115001:253 площадью 930+/-11 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ул. Промышленная, д. 6, корпус 8. Суд обязал Комитет подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115001:253 площадью 930+/-11 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ул. Промышленная, д. 6, корпус 8, по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка, направить проект договора в адрес акционерного общества "Электроинструмент" в месячный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Не согласившись с указанным решением, заинтересованные лица обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение от 15.01.2018 отменить, в иске отказать. По мнению подателей жалобы, решение суда является незаконным и не обоснованным, оснований для удовлетворения заявления ОАО "Электроинструмент" у суда не имелось. По мнению подателей жалобы, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что канализационная насосная станция (под которую заявитель желает выкупить земельный участок) на испрашиваемом земельном участке не находится, поскольку номера кадастровых кварталов у имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов испрашиваемого земельного участка и объекта недвижимости не совпадают. Кроме того, заявителем не представлен в уполномоченный орган кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, что лишило Комитет возможности установить факт наличия границ участка.
Заявитель представил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, считает решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником здания канализационной насосной станции, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Промышленная, д. 6, корпус 8 (старый адрес: Ленинградская область, г. Выборг, ст. Лазаревка, Промзона); общей площадью 66,6 м2, кадастровый номер 47:01:0000000:19929 (далее по тексту - КНС), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2011 N 47-АБ 399053, выпиской из ЕГРН от 29.08.2017, постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 08.11.2011 N7828.
Общество 12.09.2017 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположена КНС, с кадастровым номером 47:01:0115001:253 площадью 930+/-11 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ул. Промышленная, д. 6, корпус 8, без проведения торгов.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка Администрацией в лице Комитета принято не было, полагая, что бездействие Администрации не соответствует закону и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что бездействие Комитета не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, заинтересованное лицо обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Довод заинтересованного лица о невозможности установить нахождение принадлежащего Обществу здания на испрашиваемом земельном участке из представленных заявителем документов признан судом несостоятельным, поскольку право собственности заявителя на здание с кадастровым номером 47:01:0000000:19929 подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2011 N 47-АБ 399053.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу положений статей 198, 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая положения статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, осуществляет Администрация.
В силу пункта 2 статьи 1 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов МО "Выборгский район" Ленинградской области от 23.11.2010 N 77, Комитет является уполномоченным органом администрации по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу положений статьи 39.20 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, осуществляется собственникам таких зданий, сооружений без проведения торгов.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ и в случае, когда земельный участок образован, включает в себя следующие этапы: подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи земельного участка.
Материалами дела подтверждено, что заявитель на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в установленном порядке обратился в Комитет с заявлением о предоставлении участка в собственность за плату.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более, чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа, которые исчерпывающим образом сформулированы в статье 39.16 ЗК РФ.
Комитет проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора в адрес заявителя не направил, также не было и принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Письмом 15.09.2017 N А-5885 Комитет сообщил заявителю, что для дальнейшего оформления земельного участка необходимо предоставить схему расположения земельного участка, выполненную в соответствии с требованиями Приказа и статьи 11.10 Федерального закона от 23.06.2014 N171-ФЗ.
Апелляционная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что здание КНС не находится на испрашиваемом земельном участке ввиду несовпадения номеров кадастровых кварталов в кадастровых паспортах испрашиваемого земельного участка и объекта недвижимости - КНС в связи со следующим.
Постановлением Администрации от 30.05.2014 N 3145 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 930 кв.м по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Город Выборг", г. Выборг, ул. Промышленная, д.6, корпус 8 (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под здание канализационной насосной станции). Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что указанное постановление принято на основании заявления Общества об утверждении схемы расположения земельного участка под здание канализационной насосной станции, право собственности на которую подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2011 47-АБ N 399053. Место расположения земельного участка, на котором находится здание КНС: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ул. Промышленная, д. 6, корпус 8. Кадастровый номер земельного участка: 47:01:0115001:253; площадь земельного участка: 930+/-11 м2. Это подтверждается, в том числе Кадастровым паспортом земельного участка от 22.09.2014 г. N47/201/14-517599.
Таким образом, вопреки утверждению подателей жалобы, материалами дела подтверждено, что здание КНС расположено на испрашиваемом земельном участке.
Также отклоняется, как несостоятельный, довод подателей жалобы о том, что непредставление заявителем в уполномоченный орган кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, лишило Комитет возможности установить факт наличия границ у испрашиваемого земельного участка.
Статьей 39.17 ЗК РФ и приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов и прилагаемым к нему документам, при этом требования о предоставлении кадастрового паспорта указанные нормативные акты не содержат.
Постановлением Администрации от 30.05.2014 N 3145 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане, АО "Электроинструмент" 12.09.2017 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов, таким образом, на момент подачи соответствующего заявления земельный участок был образован. Сведения о данном земельном участке 22.09.2014 были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, учитывая представление заявителем полного комплекта документов для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, бездействие Комитета правомерно признано судом первой инстанции нарушающим права и законные интересы заявителя на выкуп земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности зданием.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
По существу доводы заявителей апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/2012, исходя из принципа правовой определенности, судом апелляционной инстанции не может быть отменено решение (определение) суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2018 по делу N А56-90647/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.