г. Чита |
|
09 июня 2018 г. |
Дело N А19-22983/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Никифорюк Е.О., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года по делу N А19-22983/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аптека "Авиценна-Иркутск" (ОГРН 1083811006806, ИНН 3811123834) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062) о признании недействительными решений: от 03.10.2017 N 128 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний; от 03.10.2017 N 100 осс/д об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; от 03.10.2017 N 82 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Стартрейд" (ОГРН 1137746066732, ИНН 7709921413),
(суд первой инстанции - Пугачёв А.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аптека "Авиценна-Иркутск" (далее - заявитель, ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решений:
- от 03.10.2017 N 128 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- от 03.10.2017 N 100 осс/д об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- от 03.10.2017 N 82 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11 января 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стартрейд" (далее - третье лицо, ООО "Стартрейд").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование указывает, что заявителем неправомерно начислены пособия исходя из среднего заработка, на который не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации; факт отражения в выданных ООО "Партнер-Т" справках о заработной плате недостоверной информации подтверждается сведениями, полученными из Пенсионного фонда Российской Федерации; взыскание с Фонда расходов по уплате госпошлины неправомерно ввиду освобождения согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственных органов от уплаты государственной пошлины.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.05.2018.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, на основании решений от 22.05.2017 N 138 н/с, N 138 осс/д, N 138 осс/р Фондом проведены выездные проверки с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное социальное страхование на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, а также правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проведенных проверок Фондом установлено, что в проверяемый период ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск", в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", неправомерно назначило, исчислило и выплатило работникам Короблевой В.П., Выпроцких Е.Н., Кривда Т.А., Шарабаровой Е.О. и Дмитриевой Л.А. пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячные пособия по уходу за ребенком, исходя из размеров среднего заработка (выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованного лица), на которые не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по перечисленным получателям исчислены исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя (других страхователей). Для назначения и выплаты пособий застрахованные лица представили заявителю справки о сумме заработка, из которого было исчислено пособие, с места работы у другого страхователя ООО "ПАРТНЕР-Т" (реорганизовано путем присоединения к ООО "СТАРТРЕЙД") за период 2012-2014 г.г.
При проведении анализа расчетов формы 4-ФСС страхователя ООО "ПАРТНЕР-Т" по Поисково-мониторинговой системе Фонда социального страхования установлено, что средняя заработная плата в месяц у данного страхователя за 2012 составляла 4878,00 руб., за 2013 - 5458,00 руб., за 2014 - 3333,00 руб. Сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица (приложение N 4 к приказу Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н), представленные Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации, не подтвердили суммы заработной платы, иных выплат и вознаграждений, указанных с справках, выданных страхователем ООО "ПАРТНЕР-Т". В представленных застрахованными лицами справках от другого работодателя о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений по ООО "ПАРТНЕР - Т" указана сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений в сумме от 190000,00 руб. до 254000,00 руб. (средняя заработная плата в месяц от 16800,00 руб. до 21166,66 руб.).
Фондом в связи с недостоверными сведениями, содержащимися в документах, предоставленных застрахованными лицами страхователю ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск" для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установлен факт излишней выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на сумму 450568,88 руб. (в том числе 448267,34 руб. за счет средств Фонда социального страхования), в том числе:
- Кораблевой В.И. в сумме 212485,71 руб., в том числе 769,47 руб. за счет средств работодателя, 211716,24 руб. за счет средств Фонда социального страхования (пособие по беременности и родам - 124468,40 руб., пособие по временной нетрудоспособности - 1795,43 руб. (за счет Фонда 1025,96 руб.), ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 86221,88 руб.);
- Вьшроцких Е.Н. в сумме 59229,91 руб. (пособие по беременности и родам - 33546,80 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 25683,11 руб.);
- Кривда Т.А. в сумме 58279,68 руб., в том числе 1532,07 руб. за счет средств работодателя, 56747,61 руб. за счет средств Фонда социального страхования (пособие по беременности и родам - 52151,40 руб., пособие по временной нетрудоспособности - 6128,28 руб. (за счет Фонда 4596,21 руб.);
- Шарабаровой Е.О. в сумме 70225,38 руб. (пособие по беременности и родам - 36199,80 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 34025,58 руб.);
- Дмитриевой Л.А. в сумме 50348,20 руб. (пособие по беременности и родам - 50348,20 руб.).
Поскольку расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, на сумму в размере 450568,88 руб., в том числе за счет средств Фонда социального страхования 448267,34 руб., не являются обязательным страховым обеспечением и не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов, данные выплаты расценены Фондом как доход работников, подлежащий обложению страховыми взносами.
Результаты проверок зафиксированы в актах от 05.09.2017 N N 138 н/с, 138 осс/д, 138 осс/р.
Решением от 03.10.2017 N 82 осс/р "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не приняты к зачету расходы, произведенные ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск", в сумме 448 267,34 руб.
Решением от 03.10.2017 N 100 осс/д в привлечении ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах отказано. Обществу доначислены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 8818,49 руб., и начислены пени за их несвоевременную уплату в сумме 2552,90 руб.
Решением от 03.10.2017 N 128 н/с ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 и статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 257,13 руб., обществу доначислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1162,40 руб. и начислены пени за их несвоевременную уплату в сумме 123,97 руб.
ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск", не согласившись с указанными решениями Фонда, обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, указал, что заявителем соблюдены предусмотренные законодательством условия для возмещения спорных расходов по обязательному социальному страхованию, и Фондом не представлены доказательства преднамеренного искажения заявителем сведений при расчете спорных пособий, осведомленности заявителя о недостоверности сумм, отраженных в справках о выплате заработной платы, выданных ООО "ПАРТНЕР-Т".
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правильные выводы суда первой инстанции основаны на следующем.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Часть 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ устанавливает, что страхователями являются организации любой организационно-правовой формы.
Согласно статье 3 Федерального закона N 165-ФЗ страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона N 165-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе лица, работающие по трудовым договорам. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов
Пунктом 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Фондом не высказано каких-либо претензий к порядку начисления пособий, их размеру и документам, представленным в обоснование наступления страховых случаев.
Фонд, вынося оспариваемые решения, исходил из того, что суммы заработка, отраженные в справках застрахованных лиц Короблевой В.П., Выпроцких Е.Н., Кривда Т.А., Шарабаровой Е.О., Дмитриевой Л.А., представленных работниками с предыдущего места работы - ООО "ПАРТНЕР-Т", противоречат данным о суммах заработка, отраженным в отчетности этого страхователя.
ООО "ПАРТНЕР-Т" реорганизовано в форме присоединения к ООО "Стартрейд", в связи с ликвидацией снято с регистрационного учета 06.12.2014.
По мнению Фонда, представленные справки не могут служить основанием для начисления пособий по обязательному социальному страхованию перечисленным застрахованным лицам, поскольку ООО "ПАРТНЕР-Т" не уплачивало страховые взносы с заработной платы и иных выплат и вознаграждений застрахованных лиц в Фонд социального страхования за спорный период.
Признавая позицию Фонда ошибочной, суд первой инстанции правильно указал следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на социальное обеспечение.
Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
Согласно статье 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Форма справки о сумме заработка и порядок ее выдачи утверждены Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н.
Выдача справки работодателем осуществляется в день прекращения работы (службы, иной деятельности), в течение времени выполнения которой работник подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Сведения, содержащиеся в справке, заполняются на основании данных бухгалтерского учета и отчетности работодателя.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что работники Короблева В.П., Выпроцких Е.Н., Кривда Т.А., Шарабарова Е.О. и Дмитриева Л.А. представили все необходимые документы, подтверждающие право данных лиц на пособия, в том числе, справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений от ООО "ПАРТНЕР-Т".
При этом доказательств преднамеренного искажения заявителем сведений при расчете пособий Фондом не представлено.
Из подпункта 4 пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что работодатель, назначающий и выплачивающий соответствующее пособие, вправе осуществить проверку сведений о работодателе (работодателях), выдавшем (выдавших) работнику справку (справки) о сумме заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Для этого работодателю, назначающему и выплачивающему соответствующее пособие, необходимо направить запрос в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по форме и в Порядке, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 20н "Об утверждении формы и Порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком".
Фонд социального страхования Российской Федерации обязан ответить на запрос работодателя в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса (пункт 6 статьи 4, подпункт 7 пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017). Ответ на запрос выдается в виде справки о состоянии расчетов страхователя, указанного работодателем в запросе.
Осуществление проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений является правом страхователя, а не его обязанностью.
Для обращения в Фонд за справкой необходимо наличие оснований, прямо или косвенно указывающих на недостоверность или неточность сведений в справке о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений работника (в частности, завышенный или заниженный размер оплаты труда, подчистки, исправления в тексте и т.д.).
Судом первой инстанции исследованы подлинники справок на Короблеву В.П., Выпроцких Е.Н., Кривда Т.А., Шарабарову Е.О. и Дмитриеву Л.А., представленных работниками заявителю (копии приобщены к материалам дела). Указанные справки содержат все необходимые данные, оформлены по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н, подписаны генеральным директором и главным бухгалтером ООО "Партнер-Т", с проставлением печати общества.
Лицами, участвующими в деле о фальсификации названных справок в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлено.
Суд апелляционной инстанции согласен с судом первой инстанции в том, что оснований, прямо или косвенно указывающих на недостоверность или неточность сведений в справках о сумме заработной платы вышеперечисленных застрахованных лиц, у заявителя для обращения в Фонд не имелось, в связи с чем, при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск" правомерно исходило из сведений, изложенных в данных справках.
Отмечено судом и то, что в силу положений части 1 статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ ООО "Аптека "Авиценна- Иркутск" обязано назначить пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Фонд, в силу природы и предназначения обязательного социального страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить пособие.
Правомерно указано судом и на то, что сам по себе факт наличия различных сведений в указанных справках и в сведениях Пенсионного фонда Российской Федерации о заработной плате вышеуказанных лиц, не подтверждает факт того, что средняя заработная плата, указанная в справках, представленных заявителю работниками, не соответствует действительности, поскольку недостоверные сведения, например, могли представляться и в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При непредставлении Фондом доказательств преднамеренного искажения заявителем сведений при расчете спорных пособий, осведомленности заявителя о недостоверности сумм, отраженных в справках о выплате заработной платы, выданных ООО "ПАРТНЕР-Т", обоснован вывод суда первой инстанции о соблюдении ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск" предусмотренных законодательством условий для возмещения спорных расходов по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, правовых оснований как для отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных ООО "Аптека "Авиценна-Иркутск" в связи с выплатой в проверяемом периоде работникам Короблевой В.П., Выпроцких Е.Н., Кривда Т.А., Шарабаровой Е.О., Дмитриевой Л.А. пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 448 267,34 руб., так и для включения соответствующих выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начисления пеней и штрафных санкций, у Фонда не имелось.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основании для удовлетворения требований заявителя.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Таким образом, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 руб. судом первой инстанции правильно отнесены на Пенсионный фонд.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2018 года по делу N А19-22983/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л.Каминский |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.