г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А56-116116/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Паршин Р.В., по доверенности от 15.01.2018
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9886/2018) УМВД РФ по Кировскому району г. Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 по делу N А56-116116/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению УМВД РФ по Кировскому району города Санкт-Петербурга
к ООО "ГРАНД ШЕФ"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району города Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Управление, УМВД РФ по Кировскому району г. Санкт-Петербурга) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гранд Шеф" (далее - ООО "Гранд Шеф", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с малозначительностью. Суд также указал, что изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 23.11.2017 алкогольная продукция (виски "Грантс 12 лет" (открытая бутылка), коньяк "Три звездочки (открытая бутылка), ром "Капитан Морган" (бутылка 1 шт). подлежит уничтожению в установленном законом порядке.
Не согласившись с решением суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех необходимых мер по соблюдению законодательства об обороте алкогольной продукции и оснований для признания правонарушения малозначительным, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - о привлечении Общества к административной ответственности согласно названной квалификации.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 31.05.2018 по 04.06.2018.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением 23.11.2017 проведен осмотр помещения ресторана - клуба "Дискаунт", принадлежащего Обществу и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 121, корп. 5, лит. В.
В ходе осмотра выявлено нахождение на реализации на барной стойке и стеллажах алкогольной продукции без товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота продукции.
Продукция, на которую не предоставлена товаросопроводительная документация, изъята: виски "Грантс 12 лет" (открытая бутылка), коньяк "Три звездочки (открытая бутылка), ром "Капитан Морган" (бутылка 1 шт) (протокол изъятия вещей и документов от 23.11.2017). Остальная обнаруженная алкогольная, на которую была представлена товаросопроводительная документация, возвращена ответчику по расписке от 22.12.2017.
По результатам проверки составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.11.2017 и протокол об административном правонарушении от 22.12.2017 N 010528, согласно которому действия ответчика квалифицированы по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции признал событие и состав вмененного правонарушения доказанными, не установил существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Однако посчитал возможным признать совершенное правонарушение малозначительным, в связи с чем отказал в привлечении Общества к административной ответственности, ограничившись объявлением устного замечания.
Между тем судом не учтено следующее.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, образует, в том числе оборот, розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов.
Согласно статье 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Указанные документы должны быть у продавца алкогольной продукции в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению покупателю в любой момент, в том числе и проверяющим в момент проверки.
Пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещает оборот этилового спирта и алкогольной продукции без вышеназванных документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
В ходе осмотра ресторана-клуба "Дискаунт" сотрудниками Управления выявлена реализация алкогольной продукции без товаротранспортных документов, а именно без справок формы "А" и "Б" к товаротранспортным накладным, товарно-транспортных накладных (на отечественную алкогольную продукцию), товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к таможенной декларации (на алкогольную продукцию импортного производства), что подтверждается кассовым чеком (л.д. 15), выставлением алкогольной продукции на барную стойку и стеллажи, протоколами осмотра и изъятия от 23.11.2017, фотоматериалами (л.д. 16).
В объяснительной записке сотрудника Общества Абдельхади Н.М. последний ссылается, что приобрел алкогольную продукцию (виски "Грантс 12 лет" (1 бутылка), коньяк "Три звездочки (1 бутылка), ром "Капитан Морган" (бутылка 1 шт.) в личных целях.
В отзыве на заявление ответчик в отношении спорной продукции пояснил, что ее приобретение сотрудником для личных целей подтверждается кассовым чеком магазина "МЕТРО". Между тем доказательств приобретения спорного товара указанным лицом, в том числе кассового чека магазина "МЕТРО", не представлено.
Напротив, указанные пояснения о реализации работником алкоголя в личных целях для собственного заработка без ведома Общества противоречат чеку контрольно-кассовой техники Общества от 23.11.2017 на сумму 428 руб. о покупке рома "Капитан Морган" и зачислении денежных средств в кассу ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в любом случае несет риски ответственности за действия работников и должно осуществлять постоянный контроль в целях недопущения нарушений законодательства.
Доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом норм законодательства и недопущения их нарушения не представлено, в связи с чем вину ответчика и состав вмененного правонарушения следует признать установленными.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел (исходя из нарушений законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) к настоящему моменту не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вопреки мнению суда первой инстанции, исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения на этом основании от ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется, в том числе исходя из объекта посягательства и конкретных обстоятельств совершения правонарушения.
В данном случае отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, создало существенную угрозу интересам государства, общества, жизни и здоровью граждан. Учитывая особый контроль за оборотом алкогольной продукции, который осуществляется в целях недопущения на рынок нелегальной продукции и неукоснительного соблюдения розничными продавцами правил продажи алкогольной продукции, в данной конкретной ситуации не имелось оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в нарушение указанного не привел исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным, не оценил его с позиции существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, основания для привлечения Общества к рассматриваемой ответственности наличествуют.
Определяя меру наказания в пределах санкции рассматриваемой нормы, апелляционный суд с учетом характера и тяжести правонарушения, степени вины ответчика, принципов соразмерности и индивидуализации наказания, с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ считает необходимым назначить административный штраф в размере ниже минимального размера санкции, то есть в размере 100 000 руб. с конфискацией перечисленной алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по делу нового судебного акта - об удовлетворении требований заявителя с назначением ответчику административного штрафа в размере 100 000 руб. с конфискацией предметов, изъятых согласно протоколу изъятия вещей и документов от 23.11.2017: виски "Грантс 12 лет" (открытая бутылка), коньяк "Три звездочки (открытая бутылка), ром "Капитан Морган" (бутылка 1 шт.).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 по делу N А56-116116/2017 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Гранд Шеф" (ОГРН 1167847331960, ИНН 7805680746, дата государственной регистрации: 18.08.2016, место нахождения: 198207, г.Санкт-Петербург, пр-т Ленинский, д.119, лит.Б) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции виски "Грантс 12 лет" (открытая бутылка), коньяк "Три звездочки (открытая бутылка), ром "Капитан Морган" (бутылка 1 шт.), изъятой согласно протоколу изъятия вещей и документов от 23.11.2017.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по г.Санкт-Петербургу (ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)
ИНН 7830002600 КПП 784201001 ОКТМО 40339000
Расчетный счет N 40101810200000010001 в Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург
БИК 044030001 КБК 188 116 080 100 160 00 140.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.