г. Москва |
|
01 июня 2018 г. |
Дело N А40-252150/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
И.А. Чеботаревой, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "Афина"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.03.2018 по делу N А40-252150/17, принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению Департамента торговли и услуг г.Москвы
к ООО "Афина" (ИНН 7733045502, ОГРН 1037739314172)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: Ожиганова М.А. по дов. от 06.09.2016;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент торговли и услуг г.Москвы (далее - Департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО "Афина" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2018 требование Департамента удовлетворено - ООО "Афина" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. без конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Афина" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Департамент считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать ООО "Афина" в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2018 подлежит отмене.
Как следует из обстоятельств дела, Департаментом торговли и услуг города Москвы было рассмотрено обращение гражданина о нарушении действующего законодательства в области оборота алкогольной продукции по адресу г. Москва, ул. Нелидовская, д. 13, корп.1, стр.1, а именно - осуществление торговли алкогольной продукцией в ночное время.
В ходе проведения административного расследования Департаментом установлено, что по указанному адресу деятельность по реализации алкогольной продукции осуществляет ООО "Афина" на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Департаментом также было установлено, что в магазине по указанному адресу систематически осуществляется продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ООО "Афина" протокола об административном правонарушении от 18.12.2017 N 77 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, соблюдения порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом торговли и услуг г.Москвы при составлении протокола об административном правонарушении и судом при вынесении решения по делу допущена неверная квалификация вменяемого ООО "Афина" правонарушения.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Статьей 16 указанного Федерального закона установлены Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19, пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ указанные требования одновременно являются особыми требованиями к розничной продаже алкогольной продукции и лицензионными требованиями.
Вместе с тем, при квалификации правонарушения необходимо учитывать, что часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает самостоятельную административную ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанная норма является специальной по отношению к части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В связи с этим действия Общества по реализации алкогольной продукции в ночное время свидетельствуют о нарушении им правил розничной продажи алкогольной продукции и подлежат квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях", утвержденном Президиумом Верховного суда РФ от 06.12.2017.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о неверной квалификации выявленного административным органом правонарушения.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.
Если же исходя из надлежащей квалификации рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, в связи с чем оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, производство в арбитражном суде по данному делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.03.2018 по делу N А40-252150/17 отменить.
Производство по делу в арбитражном суде прекратить.
Протокол об административном правонарушении от 18.12.2017 N 77 и прилагаемые к нему документы возвратить Департаменту торговли и услуг г.Москвы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.