г.Москва |
|
07 июня 2018 г. |
Дело N А40-255290/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПК "Спецстальконструкция"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.03.2018 по делу N А40-255290/17, принятое судьей Кастальской М.Н. (шифр 153-1612)
по иску АО "Мосводоканал"
к ООО "ПК "Спецстальконструкция"
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Чумиков В.В.по доверенности от 31.12.2017,
от ответчика: Тарасов Ю.А. по доверенности от 29.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосводоканал" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "ПК "Спецстальконструкция" о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 738 706 руб. 90 коп.
Решением суда от 20.03.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменные пояснения.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 11.09.2009 между сторонами заключен договор N 222192 на отпуск воды приём сточных вод в городскую канализацию.
Во исполнение обязательств по договору истец производит отпуск ответчику питьевой воды и прием от ответчика сточных вод.
В нарушение требований Правил ответчик сбрасывает в систему канализации истца сточные воды, не соответствующие нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, что подтверждается актом по отбору проб от 03.12.2014.
В этой связи на основании п.п.118, 119, 123 Правил истцом предъявлен ответчику счет от 31.12.2014 N 222192-24 на сумму 738 706 руб. 90 коп., который до настоящего времени ответчиком не оплачен, задолженность составляет 738 706 руб. 90 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств внесения платы не представлено, возражения ответчика опровергаются, в том числе, вступившими в силу судебными актами по делу N А40-52444/15.
Доводы апелляционной жалобы апелляционный суд также считает подлежащими отклонению, соглашаясь с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п.1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (в редакции по состоянию на дату отбора проб сточных вод), Правила N 525 устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" программа контроля состава и свойств сточных вод включает в том числе перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов.
В то же время ответчик не является абонентом, для объектов которого были установлены нормативы допустимых сбросов.
В соответствии с п.6 Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 393) установление нормативов допустимых сбросов оформляется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Копия соответствующего приказа Росприроднадзора, действующего на дату отбора проб сточных вод - 03.12.2014, ответчиком не представлена.
Более того, ответчик не попадает под критерии, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Соответственно, нормативы допустимых сбросов приказом Росприроднадзора для ответчика вообще не должны были устанавливаться.
Таким образом, по состоянию на дату отбора проб сточных вод 03.12.2014 в отношении ответчика не действовала норма об обязательном контроле состава и свойств сбрасываемых им сточных вод в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.
В то же время на дату отбора проб сточных вод ответчика 03.12.2014 уже действовали Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Согласно п. 2 Правил N 644:
"контрольная проба" - проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод;
"контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Контрольный канализационный колодец (колодец N 1 (код точки отбора 4919)) был определен в приложении N 3 к дополнительному соглашению от 07.08.2014 к договору на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию N 222192 от 11.09.2009, заключенному между истцом и ответчиком.
Таким образом, отбор проб сточных вод истца 03.12.2014 осуществлен правомерно, из колодца, который является контрольным канализационным колодцем.
В соответствии с п.114 Правил N 644 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
При этом в соответствии с п.1 Правил N 644 они в полной мере распространяются на всех абонентов, за исключением жилищного фонда в отношении которого положения Правил N 644 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
Постановлением N 230 установлены критерии отнесения к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Данные нормативы в соответствии с ч.1 ст.27 Закона N 416-ФЗ устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, в то время как требования, установленные п.114 Правил N 644, направлены на обеспечение предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, требования п.114 Правил N 644 и иных положений Правил N 644, предусматривающие необходимость внесения абонентами платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, распространяются на истца в полной мере, причем независимо от того, соответствует ли он критериям, установленным Постановлением N 230, или нет.
Согласно ч.8. ст.42 Закона N 416-ФЗ в целях реализации положений настоящего Федерального закона нормативы допустимых сбросов абонентов, указанных в ч.1 ст.27 настоящего Федерального закона, и лимиты на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 01.01.2015, (ч.8 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 411-ФЗ), а в настоящее время срок продлен до 01.01.2019.
В соответствии с п.123 Правил N 644 в случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных п.114 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества без учета налога на добавленную стоимость (веществ) и нормативов свойств сточных вод определяется по установленной формуле.
Расчет истца судом проверен и признан методологически правильным и арифметически верным.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является уполномоченным органом по разъяснению Правил N 644.
Правильность расчета истцом платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения подтверждается письмами Минстроя России от 15.12.2014 N 28937-ГБ/04 и от 06.05.2016 N 13663-АЧ/04.
Также данная позиция отражена в разъяснениях Минстроя России: от 18.09.2015 N 30145-ЛГ/04, а также в сложившейся судебной практике, в том числе: в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.03.2017 по делу N А40-30461/16, в определениях Верховного суда Российской Федерации: от 28.11.2016 N 305-ЭС16-15476, от 27.10.2016 N 305-ЭС16-10151.
В актах указан КК-1, код точки отбора N 4919, по адресу: г.Москва, Очаковское шоссе, д.40, стр.5, метод и вид пробы - вручную, точечная (разовая).
ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" отменен Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1513-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта".
Согласно ч.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению, но только при соблюдении 2-х условий:
- если они устанавливают требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
- подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечения энергетической эффективности.
ГОСТ 31861-2012 "Общие требования к отбору проб" и Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12,15,1-08 являются процедурными документами, описывающими способы, методы, условия отбора проб сточных вод (продукцией не являющихся), применительно к рассматриваемым правоотношениям перечисленным условиям не удовлетворяют и, соответственно, не являются обязательными для применения при осуществлении контроля качества сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения.
Также следует отметить, что требования, предусмотренные ГОСТ 31861-2012 "Общие требования к отбору проб", в любом случае носят рекомендательный характер, что следует из содержания самого документа.
В соответствии с актом по отбору проб сточных вод ООО "ПК Спецстальконструкция" от 03.12.2014 отбор проб сточных, вод производился АО "Мосводоканал" из контрольного канализационного колодца, имеющего номер (КК N 1) и код точки отбора 4919 (страница 2 акта).
Этот же контрольный канализационный колодец (КК N 1, код точки отбора 4919) согласован истцом и ответчиком в качестве надлежащего места отбора проб сточных вод в приложении N 3 к дополнительному соглашению от 07.08.2014 к договору на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию N 222192 от 11.09.2009.
Таким образом, истец выразил свое согласие с тем, что контрольный канализационный колодец (КК N 1, код точки отбора 4919) будет являться местом отбора контрольных проб сточных вод Истца.
Кроме того, акт по отбору проб сточных вод от 03.12.2014 подписан истцом без возражений, что подтверждает согласие истца с правильностью места отбора проб сточных вод.
Дополнительно отмечаем, что ранее АО "Мосводоканал" также отбирало пробы в контрольном канализационном колодце (КК N 1, код точки отбора 4919) и акт по отбору проб также подписывался истцом без возражений.
Довод истца о том, что отбор проб сточных вод осуществлялся в общем стоке от нескольких абонентов не соответствует действительности.
Контрольный канализационный колодец (КК N 1, код точки отбора 4919) находится на сетях ООО "ПК Спецстальконструкция" и в него сбрасываются сточные воды только от самого истца.
Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельства, имеющие преюдициальное значения, рассматривались судами в рамках дела N А40-52444/15 по иску ООО "ПК Спецстальконструкция" к АО "Мосводоканал", в удовлетворении исковых требований ООО "ПК Спецстальконструкция" отказано.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2018 по делу N А40-255290/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.