г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А56-101350/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Комелов Д.С. по доверенности от 01.11.2017
от заинтересованного лица: Гордеев Э.А. по доверенности от 20.09.2017, Мотайленко В.В. по доверенности от 11.01.2018, Шевченко В.М. по доверенности от 11.01.2018. Синкевич Р.С. по доверенности от 30.08.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10433/2018) ООО "ОксиСмайл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2018 по делу N А56-101350/2017 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению ООО "ОксиСмайл"
к ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга"
об оспаривании акта
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОксиСмайл" (ОГРН 1127847170384, адрес: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Ленинградская, д. 1, лит. А, пом. 16-Н; далее - ООО "ОксиСмайл", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037843033360, адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 9, лит А, пом. 304; далее - ТФОМС Санкт-Петербурга, Фонд) об оспаривании акта от 22.09.2017 комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в 2016 году (в редакции результата рассмотрения возражений, изложенного в письме от 05.10.2017 N 7603) в части:
- осуществления возврата использованных не по целевому назначению средств ОМС в ТФОМС Санкт-Петербурга в сумме 2 527 462 руб. 72 коп.;
- перечисления штрафа в ТФОМС Санкт-Петербурга в размере 252 746 руб. 27 коп.
Решением от 15.03.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "ОксиСмайл" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Фонда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в соответствии с приказом ТФОМС Санкт-Петербурга от 30.08.2017 N 308-А в период с 14 сентября по 22 сентября 2017 года проведена комплексная проверка использования средств ОМС Обществом в 2016 году.
Результаты проверки отражены в Акте ТФОМС Санкт-Петербурга от 22.09.2017, скорректированном по результатам рассмотрения возражений Общества, согласно которому общая сумма нецелевого использования средств ОМС составила 2 527 462 руб. 72 коп.
В связи с нарушениями Обществом пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ, Закон об ОМС) в части несоблюдения требований по ведению раздельного учета по операциям со средствами ОМС и непредставлением документов, подтверждающих целевое использование средств ОМС на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, выявлением нецелевого расходования средств ОМС, по итогам проверки Фондом начислен штраф Обществу в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об ОМС в размере 252 746 руб. 27 коп.
Полагая, что выставленное Фондом требование в части возврата использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 2 527 462 руб. 72 коп. и перечисления штрафа в размере 252 746 руб. 27 коп. незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности требований Фонда, изложенных в оспариваемом акте, в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ средства ОМС, направляемые в медицинские организации на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, являются государственными целевыми средствами.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, с 01.01.2011 регулирует Закон N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Частью 5 указанной статьи определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Общество включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2016 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга N 895-182 от 25.12.2015.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение).
Порядок и обязанность ведения бухгалтерского учета определены статьей 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ).
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) определяют "Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания).
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Согласно п. 7 Методических указаний основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: "сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов, учет количества и оценка запасов, оперативность (своевременность) учета запасов, достоверность, соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам), соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета".
Статьей 9 Закона N 402-ФЗ, установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, подписи лиц, ответственных за оформление свершившегося события, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Согласно разделу 5 Положения по результатам проверки составляется акт проверки. При выявлении фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Закона N 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств (пункт 21.3 Положения).
Согласно пунктом 16 Положения проверка использования средств ОМС медицинской организацией включает проверку соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС.
В соответствии с пунктом 17.2 Положения проверка использования средств медицинской организацией на цели, соответствующие территориальной программе ОМС, осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. Также проверяется своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
Кроме того, при проведении проверки использования средств ОМС проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки Обществом были представлены: оборотно-сальдовые ведомости по счету 10.01.1 "Материалы" помесячные в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и счетом 26 "Общехозяйственные расходы", карточки счета 10.01.1 помесячно за 2016 год, в которых не отражены остатки на начало и конец периода, карточка счета 26 "Общехозяйственные расходы" за май 2016 года. Карточка счета 51 "Расчетный счет", копии договоров с поставщиками, копии товарных накладных на поставку ТМЦ.
При этом в ходе проверки не была представлена предусмотренная статьей 8 Закона N 402-ФЗ учетная политика организации, в которой определяется совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Представленные помесячные оборотно-сальдовые ведомости по счету 10.01.1 "Материалы" в корреспонденции со счетом 26 "Общехозяйственные расходы" и карточка счета 26 за май 2016 года не содержат остатков на начало и конец периода, не отражают движение и наличие запасов на начало и конец периода.
Оборотно-сальдовая ведомость является регистром бухгалтерского учета. В соответствии со статьей 10 Закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы, предусмотренные статьей 9 Закона N 402-ФЗ, подтверждающие сохранность, учет и целевое использование приобретенных за счет средств ОМС лекарственных средств, расходных материалов, медицинского инструментария и прочих материальных запасов, на основании данных которых формируются регистры бухгалтерского учета в части использования и списания товарно-материальных ценностей к проверке ТФОМС Санкт-Петербурга Обществом не представлялись.
Поскольку представленные Обществом вышеуказанные документы не подтвердили факт наличия раздельного учета по операциям со средствами ОМС, апелляционный суд признает правомерным вывод суда первой инстанции о нецелевом использовании средств ОМС.
Апелляционный суд отклоняет ссылку Общества на изданный генеральным директором ООО "ОксиСмайл" Приказ N 1 от 01.01.2016 "Об особенностях учета доходов и затрат организации для целей отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов организации, относящихся к деятельности в рамках обязательного медицинского страхования", представленный комиссии ТФОМС при проведении проверки, поскольку фактическое исполнение указанного Приказа материалами проверки не подтверждено.
Фактически указанный Приказ N 1 отображает лишь механизм, применяемый заявителем по раздельному учету со средствами ОМС, при этом документально не подтверждает факт наличия у заявителя данного учета.
Суд первой инстанции, всесторонне изучив материалы дела, пришел к правомерному выводу о том, что представленные в ходе проведения комплексной проверки использования средств ОМС документы не являются подтверждением факта ведения заявителем раздельного бухгалтерского учета по операциям со средствами ОМС, как то предусмотрено частью 6 статьи 15 Закона об ОМС.
При изложенных обстоятельствах, являются правомерным требования ТФОМС о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и об уплате штрафа, исчисленного согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ. Нарушения прав и законных интересов Общества данным требованием суды первой и апелляционной инстанции не установили.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. подлежит возвращению "ОксиСмайл"из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 марта 2018 года по делу N А56-101350/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОксиСмайл" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ОксиСмайл" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.