город Омск |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А81-6185/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4309/2018) Администрации города Лабытнанги на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.02.2018 по делу N А81-6185/2017 (судья Курекова О.В.),
принятое по исковому заявлению Администрации города Лабытнанги (ИНН 8902002956, ОГРН 1028900555375)
к Публичному акционерному обществу "ГАЗПРОМ" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518)
о взыскании 54 руб. 17 коп.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт" (ИНН 5050073540, ОГРН 1085050006766), Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8900000142, ОГРН 1028900508735), Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Администрация города Лабытнанги (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 17.01.2013 N ЯНО-Л-02-7493 за период с 01.01.2016 по 16.01.2016 в размере 41 руб. 23 коп. и пени по договору за период с 11.04.2014 по 20.08.2014 в размере 12 руб. 94 коп.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт" (далее по тексту - ООО "Газпром центрремонт", третье лицо), Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.02.2018 по делу в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, должен определяться с учетом установленных федеральными нормативными актами ставок арендной платы.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что ответчиком не представлено в материалы дела доказательств отнесения объектов договора аренды земельного участка от 17.01.2013 N ЯНО-Л-02-7493, к объектам, указанным в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: к линейным объектам федерального и регионального значения, обеспечивающим деятельность субъектов естественных монополий, в связи с чем определенный договором аренды земельного участка порядок расчета арендной платы является верным.
В представленных до начала судебного заседания отзывах ПАО "Газпром" и ООО "Газпром центрремонт" просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ПАО "Газпром", ООО "Газпром центрремонт" поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между Администрацией (арендодатель) и ПАО "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-7493 от 17.01.2013 (далее - договор), в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым N 89:39:020203:99, общей площадью 230 кв. м., находящийся по адресу ЯНАО, г. Лабытнанги, для использования в следующих целях: строительство объектов: "Техническая связь Бованенко - Лабытнанги - Лонг-Юган-Надым. Участок Лабытнанги - Лонг-Юган-Надым, в составе стройки "Обустройство сеноманаптских залежей Бованенковского НГКМ", что подтверждено актом приема-передачи земельного участка к договору аренды земельного участка от 17.01.2013.
Размер и условия внесения арендной платы предусмотрены в разделе 3 договора аренды.
В соответствии с п. 3.3. и п.п. 3.3.1. договора арендная плата за пользование земельным участком вносится арендатором ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, ежеквартальный платёж за четвертый квартал вносится до 10 числа последнего месяца этого квартала.
В соответствии с абз. 4 п. 3.2. договора размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке на основании решения арендодателя в следующих случаях:
- в связи с изменением Порядка расчёта арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, утверждённого постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 декабря 2007 года N 568-А;
- в связи с изменением категории земель;
- в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка;
- в связи с изменением разрешённого использования земельного участка;
- в связи с изменением ставок арендной платы, коэффициентов и льгот.
Договор аренды заключен сроком на 3 года с 17.01.2013 до 17.01.2016 (пункт 2.1 договора).
По истечении срока действия договора арендатор продолжал пользоваться имуществом, а арендодатель не возражал против такого использования, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
В пункте 3.5 договора закреплено, что в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок арендатор за каждый день просрочки уплачивает пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Как указывает истец, ответчик, нарушив принятые на себя по договору обязательства, оплату за пользование земельным участком в полном объеме не произвел, в связи с чем его задолженность перед истцом по состоянию на 18.05.2017 за период с 01.01.2016 по 16.01.2016 составила 41 руб. 23 коп., ответчику также была начислена неустойка за просрочку платежей за период с 11.04.2014 по 20.08.2014 в сумме 12 руб. 94 коп.
31.01.2017 Администрация направила претензию о добровольном погашении задолженности по арендной плате и пени, которая оставлена ответчиком без исполнения.
Поскольку задолженность по арендной плате ответчиком не была погашена, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим иском.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.02.2018 по делу в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Означенное решение обжалуется истцом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.
Статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право аренды земельных участков.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании части 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенные договором.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков и полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период после 01.03.2015) сохранено ограничение размера арендной платы за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Как уже отмечалось выше, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате за период с 01.01.2016 по 16.01.2016.
Арендная плата за спорный период рассчитана истцом в соответствии с Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена", исходя из площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов категории арендатора и земельного участка, вида использования земельного участка.
При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, земельный участок выделен ответчику для использования под строительство линейного объекта, что следует из характеристик арендуемого объекта "Техническая связь Бованенко - Лабытнанги - Лонг-Юган-Надым. Участок Лабытнанги - Лонг-Юган-Надым, в составе стройки "Обустройство сеноман-аптских залежей Бованенковского НГКМ" (объекты Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов).
Предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определенной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер арендной платы на год за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Если земельные участки под линейными объектами не изъяты из оборота, не ограничены в обороте и не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то действует общее правило об ограничении предельного размера взимаемой за них годовой арендной платы двумя процентами кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
Исходя из толкования процитированной правовой нормы, сформулированного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, закрепленное в нем положение представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Как указал Президиум, для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линейные объекты, подлежит применению предельный размер годовой арендной платы не более двух процентов кадастровой стоимости.
Аналогичное толкование приведенной нормы дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.05.2011 N 15575/10.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на приведенных выше принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
По общему правилу земельные участки, на которых расположены линейные объекты, не являются ограниченными в обороте. Арендная плата за использование таких земельных участков установлена пунктом 2 статьи 3 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть непосредственно федеральным законом, и не может превышать двух процентов кадастровой стоимости этих участков.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, для применения порядка определения размера арендной платы, установленного этой нормой, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, достаточным основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду.
В настоящее время (после 01.03.2015) право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, закреплено в пункте 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 данной правовой нормы размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 названного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление Правительства РФ N 582) утверждены:
- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ N 582 арендная плата в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линейных объектов, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
В отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставки арендной платы утверждены приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9 (по субъектам Российской Федерации из расчета за квадратный метр).
Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9 ставка арендной платы для Ямало-Ненецкого автономного округа определена в размере 0,02 руб. за 1 кв.м. земельного участка /год.
Таким образом, размер арендной платы при предоставлении истцом земельного участка в аренду ответчику для целей размещения спорного объекта рассчитывается в соответствии с указанными выше нормативными актами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 306-ЭС15-6588).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Изложенный вывод судов первой и апелляционной инстанций соответствует пунктам 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в которых разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В рассматриваемом случае размер арендной платы не может быть выше установленного размера арендной платы для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, то обстоятельство, что теми или иными земельными участками распоряжаются разные публичные образования, не может иметь правовое значение при установлении размера арендной платы.
Исследовав представленный истцом в материалы дела расчет арендной платы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что арендная плата исчислялась, исходя из ставок арендной платы без учета подлежащих применению ставок и установленных законом пределов годовой арендной платы, что подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
При установленных по делу и изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о несоответствии расчета и, следовательно, суммы арендной платы, заявленной к взысканию на основании данного расчета, приведенным выше требованиям законодательства, что повлекло обоснованный отказ в удовлетворения данного требования истца.
Истцом в рамках настоящего дела также заявлено о взыскании пени по договору аренды с 11.04.2014 по состоянию на 20.08.2014.
Ответчиком заявлено о применении исковой давности в части указанного требования.
Как указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, учитывая общий срок исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации) и дату обращения истца с иском в суд (18.08.2017), истец не обосновал наличие просрочки внесения арендной платы в заявленном периоде в пределах срока исковой давности, уточненный расчет в связи с заявлением ответчика не представил.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске по данному требованию (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку каких-либо доводов относительно приведенных выводов суда первой инстанции в части пропуска срока исковой давности по требованию о взыскании пени апелляционная жалоба не содержит, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Администрация на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Лабытнанги оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.02.2018 по делу N А81-6185/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.