г. Хабаровск |
|
13 июня 2018 г. |
А73-18234/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы": Бак А.Е. представитель по доверенности от 20.11.2017;
от департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Гречихина К.А. представитель по доверенности от 29.12.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
на решение от 09.02.2018
по делу N А73-18234/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серовой Е.Н.
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска
о взыскании суммы неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (далее - департамент) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных сумм за аренду земельных участков по договорам аренды от 06.06.2012 N 11439, от 06.06.2012 N 11440, от 02.08.2013 N 11619, от 02.08.2013 N 11620, от 03.02.2014 N 11745, от 03.02.2014 N 11746 в размере 6 035 619 руб. 72 коп.
Решением Арбитражный суда Хабаровского края от 22.03.2017 исковые требования общества удовлетворены. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 решение суда оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.09.2017 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрения в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении, общество уточнило размер исковых требований: основной долг в размере 6 080 990 руб. 91 коп., пеня в размере 866 861 руб. 12 коп., всего - 6 947 852 руб. 03 коп. На основании статьи 49 АПК РФ уточнения приняты судом.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.02.2018 по делу N А73-18234/2016 требования общества удовлетворены, взысканы с департамента в пользу общества расходы по оплате государственной пошлины в размере 53 178 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 09.02.2018 по делу N А73-18234/2016 изменить и взыскать с департамента 5 296 895,88 руб. неосновательного обогащения и 786 787,81 процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование доводов апелляционной жалобы департамент ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.02.2018 по делу N А73-18234/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании апелляционной инстанции 26.04.2018 объявлялся перерыв до 04.05.2018.
На основании статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось на 05.06.2018. Определение апелляционного суда от 04.05.2018 обществом не исполнено.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для изменения решения суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения министерства имущественных отношений Хабаровского края от 12.05.2012 N 609 между министерством (арендодатель) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков от 06.06.2012 N 11439, N 11440, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:24560, 27:23:0000000:1338 для строительства объекта "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожном районах г.Хабаровска, сроком действия с 12.05.2012 по 12.05.2012 (пункты 1.1., 2.1. договоров).
На основании распоряжения министерства от 24.12.2012 N 2014 между теми же сторонами 02.08.2013, 03.02.2014 заключены договоры аренды земельных участков N 11619, N 11620, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:23349, 27:23:0000000:23350 для размещения подъездной автодороги к объекту "ПС 220 кВ Амур" и заходов на нее от существующих ВЛ 220 кВ Хабаровской ТЭЦ-3 и ПС "РЦ" в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска, сроком действия с 24.12.2012 по 24.06.2014 (пункты 1.1., 2.1., 2.2. договоров).
Во исполнение распоряжения министерства от 09.09.2013 N 1262 сторонами также 03.02.2014 заключены договоры аренды земельных участков N 11745, N 11746, по условиям которых во временное владение и пользование арендатора переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:24374, 27:23:0000000:24375 для размещения подъездной автодороги в Краснофлотском и Железнодорожном районах г. Хабаровска, сроком действия с 09.09.2013 по 09.04.2015 (пункты 1.1., 2.1., 2.2. договоров).
В соответствии с пунктом 2.3. договоров аренды предусмотрена возможность их пролонгации на неопределенный срок при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
По актам приема-передачи указанные земельные участки переданы арендатору.
Согласно пункту 3.1. названных договоров размер арендной платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Хабаровского края.
В период действия договоров аренды ПАО "ФСК ЕЭС" производило арендные платежи своевременно и с соблюдением порядка, согласованного сторонами.
В связи с изменением федерального законодательства в части порядка определения арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, ОАО "ФСК ЕЭС" письмом от 05.05.2015 обратилось в департамент о пересмотре размера арендной платы по договорам аренды земельных участков и об установлении ставки арендной платы в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" (далее - Приказ от 22.09.2011 N 507) в размере, установленном для Хабаровского края и равном 5,59 руб. за кв. м.
Претензией от 18.10.2016 общество обратилось к департаменту с требованием о возврате в течение 15 дней с момента получения уведомления излишне уплаченных сумм арендных платежей за период с 01.03.2015 по 30.12.2016. Оставление данной претензии департаментом без удовлетворения явилось основанием для предъявления ПАО "ФСК ЕЭС" иска в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил заявленное требование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582).
Во исполнение пункта 5 Правил N 582, Минэкономразвития издало приказ от 22.09.2011 N 507, которым определена предельная ставка размера арендной платы для Хабаровского края - 5,59 руб. за кв. м.
Поскольку земельные участки предоставлены и используются обществом для строящейся станции с подъездными дорогами, следовательно, арендная плата за такие участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа от 22.09.2011 N 507 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 3 Приказа от 22.09.2011 N 507 установлено, что ставка, определенная в соответствии с пунктом 1 Приказа, изменяется согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением от 16.07.2009 N 582, а предельная ставка арендной платы, установленная пунктом 2 настоящего Приказа, изменяется согласно пункту 8 Правил, в соответствии с которым при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
Перечисление обществом денежных средств департаменту во исполнение указанных выше договоров аренды земельных участков подтверждено материалами дела. Новый размер арендной платы в рассматриваемой ситуации подлежал применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, с 01.03.2015, поэтому судом первой инстанции верно установлена переплата ПАО "ФСК ЕЭС" арендных платежей департаменту за период с 01.03.2015 по 31.12.2016.
Спорный коэффициент инфляции подлежит применению согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 с 2016 года, который был применен обществом при уточнении суммы исковых требований при повторном рассмотрении спора.
Представитель департамента в апелляционном суде констатировал только как установленный факт повторность в расчете общества данных на стр. 23 и 26. Обоснование довода в жалобе, каким образом влияет это на результат решения спора, не приведено в соответствии со ст.65 АПК РФ.
Департамент в жалобе считает произведенным возврат денежных средств по данному спору и при этом излишне на 607 046,25 руб. Между тем, требование департамента не заявлено в соответствии с нормами АПК РФ.
Платежными поручениями департаментом перечислено на счет ПАО "ФСК ЕЭС" от 05.07.2017 N 458829 (л.д.192) 6 035 619,72 руб., от 10.07.2017 N 513698 (л.д.191) 711 564,22 руб. (в том числе расходы по государственной пошлине 56 454 руб.). Представителем общества в судебном заседании апелляционного суда подтверждено получение обществом денежных средств, которые обществом не возвращены и не признаны как перечисление неосновательного обогащения по данному спору, возвращение излишней уплаты.
В платежных поручениях от 05.07.2017 N 458829 (л.д.192) 6 035 619,72 руб., от 10.07.2017 N 513698 (л.д.191) 711 564,22 руб. основанием платежа департамента указано именно: во исполнение решения суда от 22.03.2017 по делу N А73-18234/2016, которое отменено арбитражным судом округа. Таким образом, департаментом исполнялся незаконный судебный акт.
На основании статей 1102, 1103, 395 ГК РФ и приведенных выше нормативных актов суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование общества.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.02.2018 по делу N А73-18234/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.